Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Тема родины проект презентация есенин. Образ России в творчестве С.А.Есенина. проект по литературе (8 класс) на тему Проект на тему сергей есенин

    Тема родины проект презентация есенин. Образ России в творчестве С.А.Есенина. проект по литературе (8 класс) на тему Проект на тему сергей есенин

    ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

    Выполнил:

    учащийся 6 класса

    МБОУ Павловская СШ

    Тарасенков Сергей


    • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
    • Изучить биографию поэтов
    • Подобрать стихи о явлениях природы
    • Научиться выразительно читать стихи
    • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

    Результат проекта:

    • выразительное чтение стихов
    • Компьютерная презентация

    Блок Александр Александрович


    Биография Александра Блока

    Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

    Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

    Первые стихи Блок написал в пять лет.

    В честь поэта назван также астероид


    Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



    Биография

    Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

    По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

    В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

    Отец и мать С. Есенина


    Есенин и Айседора Дункан, 1922

    С. А. Есенин и

    С. А. Толстая


    Сыплет черемуха снегом...

    Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

    Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

    Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

    Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


    В ходе работы над проектом я выяснил:

    • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
    • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
    • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.

    Ирина Ким

    "Край любимый "

    Интерактивные методы обучения.

    Проектная деятельность по ознакомлению с жизнью и творчеством Сергея Есенина

    Тип проекта : познавательно – творческий .

    Длительность проекта : Долгосрочный (реализуется в течение 9 месяцев)

    Участники : Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители

    Есенин принадлежит к тем художникам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю : как взрослым, так и детям. Но впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем возрасте, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Поэзия Есенина благотворно воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Стихи поэта входят в душу, сливаются с чувством любви к Родине, расширяют знания о своём народе. Рязанская земля, где «мужики косили, и сеяли свой хлеб» , была страной его детства. Русская природа, крестьянский уклад жизни , народное творчество , великая русская литература - все это является источниками его поэзии, это то, что способствовало становлению его великого таланта в раннем детстве. Именно в этом возрасте формируется полноценная личность ребёнка. И поэтому одной из важных задач нашего детского сада № 119 города Рязани является приобщение детей к искусству, к художественной литературе, в частности к поэзии Есенина , которая оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение на детей.

    И уже на первых этапах работы в этом направлении я вижу, что интерес детей к поэзии и к народному творчеству достаточно велик . С этой целью в нашем детском саду в народном стиле оформлена специально отведённая комната, где ребята знакомятся со старинным русским бытом. Детям интересно увидеть самовар, чугунки и крынки, стол с расшитой скатертью, покачать куклу в зыбке, рассмотреть прялку.

    Процесс освоения детьми различных тематических блоков изучения поэтического наследия Есенина осуществлялся в разнообразных формах детской образовательной деятельности : беседы о жизни поэта «Есенин – наш земляк » ; развлечение, посвященное 120-летию со дня рождения поэта «» , на котором дети знакомятся с русской песней, частушками, поговорками, загадками, где разыгрываются старинные народные игры, здесь же звучат лирические песни на стихи Есенина , в которых воспевается красота русской природы, родного края, отражается крестьянский уклад жизни русского человека ; в познавательной экскурсии «Путешествие в село Константиново» дети с помощью видеозаписи узнали старинный быт крестьянской глубинки, увидели дом, где жил поэт; проводила конкурс чтецов «Край любимый » и конкурс рисунков по творчеству Есенина ; были оформлены папки передвижки и альбом о жизни и творчестве поэта , ребята выступали в детской библиотеке, где проводились мероприятия, посвященные празднованию 120-летия со Дня рождения поэта. В ходе работы использовался наглядный материал : фотографии семьи поэта, репродукции картин по сезонам, слайды, фонотека песен , написанных на стихи Сергея Есенина .

    Формирование чувств патриотизма в моем проекте в течение года осуществлялось через интеграцию разных видов детской деятельности (познавательной , художественно-изобразительной, музыкальной) и носило развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

    Для начала на прогулках со своей группой я веду беседу на темы : «Времена года» , «Природа рисует красками» , провожу речевые упражнения : «Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок», «Скажи красивые слова о заснеженном лесе» .

    Затем, продолжаю знакомить ребят с поэзией Есенина и пытаюсь в устной форме составить с ними «Синквейн» .

    Синквейн - стихотворение , состоящее из пяти строк, в котором ребёнок, выражает своё отношение к предмету, показывает свои чувства, ассоциации.

    Порядок написания синквейна :

    Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

    Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

    Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

    Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

    Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

    Так после составления всех пяти строк получится небольшой белый стих.

    И вот после прочтения стихотворения «Черёмуха» и «Берёза» у нас детьми получилось следующее :

    СИНКВЕЙН

    Для следующих этапов занятий я привлекаю к работе родителей и предлагаю им выучить вместе с детьми понравившееся стихотворение , а затем подобрать иллюстрации или нарисовать вместе с ребенком картину природы к выбранному ими произведению поэта. И уже на следующих занятиях дети читают выученные стихотворения , демонстрируя свои рисунки. Из собранного материала я составляю альбом о природе «Времена года» . А на занятиях по окружающему миру я использую картинки из этого альбома при составлении «Диаграммы Венна» .

    Диаграмма строится на двух или нескольких пересекающихся кругах. Этот приём помогает провести анализ и синтез при рассмотрении двух или трёх предметов, имеющих различные и общие черты. В данном случае я черчу на доске два пересекающихся круга и помещаю над ними два дерева : рябину и березу, нарисованные родителями и детьми. Ребята сравнивают деревья, а я записываю в кругах (или выставляю в картинках) те части дерева, которыми они отличаются : ствол, ветки, листья цветы, плоды. Затем, в линии соприкосновения окружностей, мы помещаем всё, что объединяет эти растения : питание (корнями, солнцем и водой, летние и осенние краски листвы и т. д.

    «Диаграмма Венна»

    (Схема 1)

    Можно дать ребятам и третий круг диаграммы, но только после того, как они заполнят два круга, т. е. надо идти постепенно от простого к сложному.

    Эту работу можно проводить и на интерактивной доске (на экране)

    Работа по данному методу способствует активной мыслительной деятельности , улучшению памяти, совершенствует умение анализировать, учит сравнивать и отличать.

    Итак, постепенно от соприкосновения с прекрасным миром природы я подвожу ребят к жизни Есенина , и мы заочно отправляемся на экскурсию под названием «Путешествие в Константиново» (здесь при помощи мультимедийной системы демонстрируется видеоролик, составленный мной непосредственно на родине поэта, в селе Константиново). На экране показывается дом, в котором изображён крестьянский быт, школа, где учился поэт, ведётся рассказ о детстве Есенина , здесь же изображается природа, окружающая его с раннего детства, звучит нежная музыка, которая мелодично сливается со стихами в единое целое. (Приложение1) . Весь видеоматериал разбиваю на разделы, т. е. этапы жизни поэта . В перерывах между отрывками провожу вопросно-ответную беседу по просмотренному материалу. В заключение виртуальной экскурсии мы с детьми рассматриваем памятники поэту, говорим об их местонахождении и предназначении. (Приложение №2) .

    Вся работа по проходила в тесном взаимодействии с родителями. В ходе совместной деятельности родители знакомились с работой, которая проводилась в течение года, присутствовали на различных мероприятиях, помогали создавать предметно-развивающую среду, принося предметы старинного быта. Были оформлены папки-передвижки для родителей, проведено родительское собрание на тему «Патриотизм в творчестве Есенина » . А затем вместе с родителями мы собираем фото и открытки о жизни Есенина , из которых составляем альбом под названием «Жизненный путь Сергея Есенина » . Всё это способствует формированию творческих качеств ребёнка , развитию эстетического вкуса, вызывает интерес к художественной литературе и образному мышлению, а главное, формирует патриотические чувства, чувство любви к малой родине и творчеству нашего земляка Сергея Есенина .

    В процессе систематической работы дошкольники научились понимать поэзию Есенина , расширился их литературный кругозор, проявился интерес к истории родного края.

    Когда у ребят уже накопился определенный объём знаний в этом направлении, я составляю с ними кластер «Детство Есенина » .

    В центре магнитной доски под ключевым словом «ЕСЕНИН » размещаю портрет юного поэта. Затем в разных направлениях от опорного слова провожу стрелочки. Рядом на столе лежат, заранее подготовленные к ответам детей, карточки : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя, друзья, школа. Задаю вопрос : «Кто окружал Есенина в детстве Ребята выбирают нужные слова и прикрепляют их к стрелочкам. На следующем этапе игры дети вынимают из альбома по одной картинке, которая соответствует тому или иному слову на карточке, и поочерёдно вывешивают их на доске, рассказывая о своём персонаже или предмете. Так к концу оформления кластера ребята составляют целый рассказ о детстве поэта, о его доме, школе.

    (Схема 2)

    «Кластер» позволяет детям, раскрепоститься, свободно размышлять, дает возможность оценить свои знания и представления об изучаемом объекте, помогает организовать и развить диалоговое общение, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию.

    Использование в своей практике интерактивных методов обучения помогает мне организовать учебный процесс таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания , они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность ребят в процессе познания , освоения материала означает , что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности . Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность .

    Вся работа по ознакомлению детей с творчеством Есенина способствовала формированию патриотических чувств, ребята научились любить родной край , тонко чувствовать природу, замечать её красоту, проявлять заботу об окружающей среде.

    Сам поэт верил в то, что все доброе и лучшее в человеке идет из детства и сохраняется в его сердце на всю жизнь . А главное сокровище детской и взрослой души – способность творить , радоваться и удивляться миру. И только через духовное развитие и развитие творческих способностей дети прославят наше любимое Отечество так же , как славят родную землю уже 120 лет стихи великого русского поэта, замечательного уроженца Рязанского края Сергея Есенина .

    «Край берёзовый – край Есенина »

    «Собери красивые слова из листьев уходящей осени» .


    «Оденем веночек из красивых листиков-слов, у кого получится самый пышный венок»

    Конкурс чтецов по творчеству Сергея Есенина


    Ребята собирают кластер о детстве С. Есенина

    И литературы

    Тема проекта

    «Есенин - это вечное»

    Творческое название

    «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Есенин»

    М. Осоргин

    Основополагающий вопрос:

    Откуда берутся таланты?

    Учебные предметы

    Русский язык и литература, музыка, мировая художественная культура.

    Участники проекта

    Учащиеся 11 класса

    Вопросы учебной темы (проблемные):

    («Тема Родины в поэзии Есенина»)

    · Отчего так «дороги мне люди, что живут со мною на земле»?

    · Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина).

    · Почему так грустно «В стране берёзового ситца»?

    · Есть ли мир, «где всё живое равноправно»? («Братья наши меньшие»).

    · «Персидские мотивы» о любви?

    Аннотация проекта

    Среди особенно дорогих нашему народу имён по праву занимает своё место имя Сергея Есенина, великого русского поэта. Его «песенное слово» обращено к русской природе, душа поэта распахнута людям, его стихи - откровенный доверительный разговор с другом. «Мне кажется,- говорил поэт,- что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей».

    Наш проект о том, как сегодняшние «добрые друзья» поэта ищут и находят свой ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?» Кто-то соглашается с: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить-он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». А кто-то к этой абсолютно точной и меткой характеристике добавляет: любим народной любовью, потому что «на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин». Наша кропотливая творческая работа и есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Всем классом мы решили: «Наш проект о том, как в юном сердце Сергея Есенина зарождалось и крепло, обретало силу «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого»- любовь к Родине. Эти слова когда-то написал великий. Трудно не согласиться с гением.

    Рождение любви к Родине–тайна великая, требующая и тишины великой… Поэтому предпочтём же путь неторопливых раздумий и вопросов. Это ведь и есть труд души… Это и есть прикосновение к тайне. К тайне таланта. Таланта - любить Родину…».

    Цели проекта

    Дидактические цели:

    · формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

    Методические цели:

    · научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.

    Проблемы (темы) самостоятельного исследования

    1) Есенин и Блок. Уроки Блока.

    2) Цвет в лирике Есенина.

    3) «Есенин – это вечное» («Тебе, о Родина, сложил я песню ту»).

    4) Какого цвета луна в стихах Есенина?

    5) Мир Есенина в рисунках.

    6) «И зверьё, как братьев наших меньших,

    Никогда не бил по голове…»

    7) «Мы теперь уходим понемногу».

    Структура учебно-методического пакета

    Описание учебного проекта.

    Работы творческих групп -

    презентации:

    «Тебе, о Родина, сложил я песню ту»,

    «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?»,

    «Братья наши меньшие»,

    «В сердце светит Русь»,

    «Стихи свежие…».

    Дидактические материалы: фотоальбом, иллюстрации, сделанные учащимися к стихам,- «Мир Есенина в рисунках», газетные и журнальные вырезки разных лет, альбом «О Русь, малиновое поле…», пластинки, диафильм «Раздумья о Сергее Есенине».

    Методические материалы (презентация проекта), план оценивания проекта,

    Web-сайт проекта «Есенин - это вечное».

    Дополнительные материалы для учителя (Диски программы «Intel», список информационных ресурсов).

    Этапы и сроки проведения проекта.

    Подготовительный этап (80 мин.). Проходит на уроке по теме: «Художественный мир »

    1. Актуализация проблемы-5 мин.

    2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом -5 мин.

    3. Определение целей работы над проектом-5 мин.

    4. Формирование рабочих групп по интересам (6 групп по 3 – 4 ученика)-10 мин.

    5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся, консультация по темам - 45 мин.

    6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности : презентации, публикации, Web – сайта. Обсуждение критериев оценки-10 мин.

    Практический этап (4 часа)

    1. Сбор сведений из различных источников.

    2. Изучение лирики под девизом «Искать надо сердцем».

    3. Домашнее сочинение «Зорко одно лишь сердце».

    4. Оформление результатов работы с целью систематизации и структуризации материала.

    Этап защиты проекта (1 час 20 мин.)

    Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию.

    1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом ведения защиты-5 мин.

    2. Представление проекта каждой группой - 10 мин.

    3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 10 минут.

    4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе) –10 минут.

    5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в издании книги «Зорко одно лишь сердце».

    Формы представления результатов (В скобках-выводы по итогам ученических исследовательских работ, выполненных авторами в электронном виде в соответствующих программах).

    Презентации:

    ü «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (Наша работа-бесспорное доказательство того, что «искать надо сердцем». Наше сердце подсказало нам, какие есенинские стихи с их неподдельной искренностью, душевной теплотой говорят о любви поэта к родине. Настоящая презентация-есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Остаётся добавить: их питает родная земля, в которую они влюблены с колыбели).

    ü «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?». (Образ родины занимает центральное место в лирике Есенина. Образ этот многолик, и средства изображения различны. Даже цветовые прилагательные голубой и синий становятся символами родины).

    ü «Братья наши меньшие…» («Зорко одно лишь сердце»,- под таким девизом я проводила свои исследования и сделала следующие выводы:
    -Вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим, почти сродни человеку, он почти его второе «Я». Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородным животным, представляющим отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Они ведь не столько о меньших братьях человека, сколько о нём самом, о его безграничной любви к Родине).

    ü «Персидские мотивы» (В «Персидских мотивах» поэт охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы русского человека с людьми Востока. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края.)

    ü «В сердце светит Русь». («Россия-мать! Прости меня, прости!» - эти слова принадлежат поэту, для которого было важно быть самим собой и остаться человеком в самые жестокие для России годы. Пройдут десятилетия, а благоуханный сад есенинской поэзии будет цвести и плодоносить, он поможет нам сохранить родную землю такой же прекрасной, какой её видел когда-то поэт Сергей Есенин).

    ü «Стихи свежие…». (Но главным-то, главным для Есенина было другое: то, что первый поэт России увидел в нём, деревенском пареньке, талант. И талант большой, новый, самобытный. «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые», - отмечает Блок на записке Есенина...).

    Web – сайт «Есенин - это вечное» включает:

    вступление;

    полезные ресурсы;

    критерии оценивания;

    общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

    мероприятия, имеющие отношение к организации учебного проекта;

    текущие классные мероприятия;

    работы учеников: сочинения, иллюстрации, музыка к некоторым слайдам;

    список использованных материалов.

    Информационные ресурсы

    Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972 .

    Есенин, М.: Просвещение, 1986.

    Наумов Есенин. – Ленинград; Жизнь и творчество, 1960.

    Дорогие участники проекта! Вы успешно завершили самую любимую тему старшеклассников нашей школы и заслуживаете самой высокой оценки. Руководители групп получат специальные грамоты, изготовленные юнкорами кружка «Репортёр». А все мы получили огромное удовольствие не только от мастерски выполненных презентаций, публикаций, но и от выразительного чтения стихов любимого поэта, от иллюстраций ваших классных художников, от вашего умения публично выступать. Вы аргументированно доказали, что поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл, посвящённый семье, лирику философских раздумий… В этом заключалась своеобразная цельность поэта, его своеобразный талант-талант самому любить Родину и талант влюбить человека в природу, значит, в родину. Спасибо вам всем! Спасибо за труд души, за трепетное прикосновение к тайне таланта, талант любить поэзию! Я уверена, что каждый из вас знает ответ на вопрос: «Откуда берутся таланты?» и сможет принять участие в создании школьной книги «Зорко одно лишь сердце».

    Чеботарева К., Панферова В., Стрельников С.

    Проект "Тема Родины В лирике С. А. Есенина"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Проект подготовили уч-ся 11 класса: Стрельников С., Панфёрова В., Чеботарева К. Тема Родины в лирике Сергея Есенина

    Актуализация темы Тема Родины актуальна во все времена Тема Родины нашла отражение в творчестве многих поэтов и писателей 18-19 веков

    Цели и задачи Исследовать творчество С.Есенина Отметить особенности изображения природы в стихотворениях Выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина

    « Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стёжку серую. О, Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую» С.Есенин

    Тема Родины в лирике Есенина Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве». С. Есенин

    Народные истоки Пейзажная лирика Философские размышления о судьбе Родины

    С. Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье «Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

    Мир народной жизни во всех её проявлениях открывается нам, когда мы читаем Есенина. И благодаря поэту мы словно погружаемся в чудесное состояние праздника. Чуткая, восприимчивая душа откликалась на всё, что окружало, наполняясь тихой песней, веками создаваемой народом, песней, в которой русский человек привык высказывать свою радость и печаль, которая была и его познанием, и его слиянием с ним. Потому становится есенинская лирика песней, что рождена народной фольклорной традицией, одухотворявшей природу, наделявшей её человеческими чертами, человеческими тревогами и болями, надеждами и радостями Народные истоки

    Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина. Основы поэтики Есенина – народные, в ней намного сильнее влияние традиционного русского фольклора. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит. Сердце-вещун, мать –голубица, сокол-ветер, берёзка-невеста, месяц-ягнёнок, девица-вьюга – вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества

    Природа в лирике С.Есенина Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы, - Я одурманен весной. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено цели - дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

    Особенности пейзажной лирики олицетворение цветопись звукопись Пейзажная лирика

    Особенности изображения природы в поэзии Есенина Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Здесь даже мельница - бревенчатая птица С крылом единственным - стоит, глаза смежив.

    Использование цветописи в лирике Есенина В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки жёлтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зелёного цвета, синего и голубого. Есть и белый, и чёрный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки « Красный костёр окровил таганы/ В хворосте белые веки луны… Оловом светится лужная голь…/Грустная песня, ты- русская боль.»(« Чёрная, потом пропахшая выть!») «Задремали звёзды золотые / Задрожало зеркало затона/ Брезжит свет на заводи речные/ И румянит сетку небосклона» («С добрым утром!»)

    Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России… Природа у Есенина - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

    Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

    Использование звукописи в пейзажной лирике Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поёт зима, аукает,/ Мохнатый лес баюкает/ Стозвоном сосняка»; «Я хотел бы затеряться /В зеленях твоих стозвонных ». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и песня, и множество других звуковых образов

    Особенности философской лирики Душевное состояние лирического героя исповедальность глубокий смысл Философская лирика

    Лирика последних лет жизни 1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

    Философские размышления о судьбе Родины Начинается период возрождения поэта. С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

    Исповедальность лирики последних лет Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

    Стихи С.А.Есенина, проникнутые беззаветной любовью к Родине и природе, - образец для подражания современному поколению.

    Заключение «Есенин – это вечное, как это озеро, как это небо». Н.С.Тихонов