Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Страна образования. Сочинения огэ по тексту альберта лиханова Сострадание огэ 15.3

    Страна образования. Сочинения огэ по тексту альберта лиханова Сострадание огэ 15.3

    Похожие сочинения:

    Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л.Ю. Максимова : «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или целые предложения «…

    Абзац – это группа предложений, объединённых на основе общей мысли. Абзацный отступ позволяет писателям выделять в текстах наиболее важные микротемы. Именно таков, на мой взгляд, смысл высказывания Л.Ю. Максимова .

    Чтобы проиллюстрировать мысль лингвиста конкретными примерами, обратимся к тексту Альберта Лиханова. Предложения первого абзаца занимают важное место в композиции произведения: в них описывается дом ребёнка . «Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой» совсем не подходит для того, чтобы в нём жили маленькие дети – в этом заключена мысль, объединяющая предложения 1-3 в отдельный абзац.

    Не менее значимую роль для понимания текста играет последний абзац, представляющий собой реплику медсестры. Женщина сообщает, что брошенных родителями русских детей нередко усыновляют американцы. Иностранцы дают детям то тепло, которого не могут дать соотечественники – в этом заключается главная мысль, объединяющая предложения 41-46.

    Итак, приведённые примеры подтверждают мысль Л.Ю. Максимова о том, что при помощи абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений ».

    Задание 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! — И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»…

    Альберт Лиханов рассказывает о том, как Коля, мальчик-сирота, пришёл в дом ребёнка, чтобы найти информацию о своей маме.

    «Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! » — отчётливо произносит каждое слово начальница. А потом поясняет: поиск мамы закончится для Николая разочарованием и ещё большим одиночеством . Смысл слов начальницы дома ребёнка я понимаю так: не исключено, что когда-то родители от Коли попросту отказались, а значит, искать маму вряд ли стоит.

    Правоту начальницы подтверждают примеры из текста. В одной из комнат дома ребёнка Коля видит кроватки с младенцами, брошенными родителями (предложения 26-28). Мальчику тяжело осознавать, что от этих маленьких людей отказались мамы и папы. Возможно, и сам он был таким же младенцем-отказником. Эту мысль Николай прямо не высказывает, однако, читая предложение 31, мы понимаем, что именно она его «била в висок»: видя брошенных детей, мальчик не мог не провести параллели с собственной судьбой.

    Таким образом, правда о матери, скорее всего, разочаровала бы Николая и заставила бы его страдать ещё больше. Понимая это, начальница не рекомендует искать женщину.

    Задание 15.3 . Как Вы понимаете смысл слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? «…

    Что такое сострадание?

    Сострадание заключается в готовности принять чужую боль близко к сердцу, как свою собственную. Это нравственное понятие, стоящее в одном ряду с сочувствием, сопереживанием. Способность к состраданию свойственна людям с доброй душой, которые всегда поймут, поддержат, а если понадобится, придут на помощь.

    Об этом заставляет задуматься текст Альберта Лиханова . Николай, видя брошенных родителями младенцев, проникается состраданием к детям. Он понимает ту боль, которую ещё предстоит почувствовать несчастным малышам. По отношению к самому Коле сострадание испытывает начальница дома ребёнка, которая не советует мальчику искать мать: это может обернуться для него новой болью. «А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок»,- говорит женщина Николаю.

    В литературных произведениях можно найти немало примеров сострадания. Так, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов усыновляет сироту Ванюшку. Мужчина во время войны потерял семью, и горе ребёнка ему близко и понятно.

    Приведённые примеры показывают, насколько важно сострадание. Без него жить в мире стало бы невыносимо.


    Милосердие – одно из важнейших качеств человека, оно обозначает стремление помочь тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи.

    Я считаю, что милосердие в наше время очень важное проявление человеческой души потому, что только взаимная помощь и поддержка помогает нам выжить в этом мире. Это прекрасное качество нужно развивать в себе с малых лет. Милосердным можно назвать того человека, который способен на бескорыстный поступок ради другого, несмотря на то, что последствия данного поступка могут отрицательно сказаться на нем самом.

    Подтверждение моей мысли можно найти в тексте В.П. Астафьева. Автор-рассказчик, будучи ребенком, совершил милосердный поступок, когда поборол в себе страх и, несмотря на большой риск для собственной жизни спас гусей, которым грозила серьезная опасность.

    Проявление милосердия мы можем встретить в повседневной жизни. Мы все знаем о ситуации в Сирии, о тяжелой жизни сирийских жителей.

    Российские военные проявляют милосердие, когда рискуя жизнью, очищают города от бомб и неразорвавшихся снарядов.

    Таким образом, милосердие помогает нам испытывать чувства сострадания к другим людям и желание помочь им.

    Обновлено: 2017-06-13

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    В сочинении имеются отсылки к рассказу А. Приставкина «Золотая рыбка».

    Вариант 1

    Милосердие — это доброта сердца, ведь не зря слово это образовалось от слов «милое» и «сердце». Мне кажется, что отсутствие или наличие милосердия во многом определяет поведение человека.

    В рассказе А. Приставкина девочки, поймавшие у аква-риума малышку с рыбкой, проявили настоящее милосердие. Они не стали ни ругать Люсю, ни наказывать её. Вид этой девчушки поразил их. Она сама была похожа на прозрач-ных рыбок. Девочки поняли, что только страшный голод заставлял Люсеньку есть золотых рыбок.

    Выпрошенный девочками среди ночи кусочек хлеба для Люсеньки заставляет поверить, что они вырастут добрыми, неравнодушными людьми.

    Милосердные люди делают этот мир лучше и добрее.

    Вариант 2

    Милосердие — это доброта, это умение сердцем почувст-вовать чужую боль и делами облегчить её. В основе мило-сердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоя-щая любовь к человеку.

    Разве не эти чувства уничтожили гнев девочек, персона-жей рассказа А. Приставкина, как только они увидели по-хитительницу рыбок раздетой? Жалость к Люсеньке, так похожей на тех же прозрачных рыбок, заста-вила дрогнуть сердца девочек. И ответ Инны на вопрос ноч-ной няни свидетельствует о том, что малышка не останется без внимания. Я думаю, что этот урок со-страдания запомнят все: и Люсенька, и девочки.

    Примером милосердия в наши дни может служить пове-дение людей, которые откликаются на просьбу сдать кровь для больных. Так поступили и мой дедушка, и множество других людей, когда они стали донорами для пострадавших от катастрофы в метро.

    Я думаю, милосердие объединяет людей, делает их лучше.

    Вариант 3

    Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к ко-му-то, желание помочь. В жизни очень важно быть мило-сердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности.

    Можно представить, что чувствовали девочки из текста А. Приставкина, наблюдая, что одна за другой исчезают зо-лотые рыбки из аквариума. Каково же было их изумление, когда на месте преступления они застали самую маленькую девочку — Люсеньку. Но вид раздетой малышки лишил их дара речи: Люсенька сама была похожа на бескровную рыб-ку. Жалость к ребёнку и доброта заставили девочек понять, что за этой малышкой необходимо присмат-ривать, подкармливать её. Потому и пошла Инна среди ночи на кухню, чтобы попросить для Люси кусочек хлеба.

    Я думаю, что Люсенька никогда не будет злой, потому что она получила прививку милосердия.

    В рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» девочка Дина тоже проявила милосердие к пленному офицеру Жи-лину: видя, как он страдает, помогла ему бежать.

    Милосердие способно творить чудеса.

    Вариант 4

    Милосердие — это сложное понятие, которое включает доброту, сострадание, сердечность, желание позаботиться о слабом, защитить его. Я считаю милосердие одним из самых главных качеств человека.

    Девочки из детского дома, о которых мы узнаём из рас-сказа А. Приставкина, проявили милосердие, когда не стали наказывать Люсеньку за съеденных рыбок. Её хрупкость, измождённость поразили их. Поэтому они не рассказали ночной няне о воровстве Люсеньки, а попросили у неё немного хлеба для малышки.

    Я могу назвать милосердной своего педагога по художе-ственной гимнастике Марину Юрьевну. Она организовала приют для бездомных собак, привлекла для этого неравно-душных горожан. Волонтёры помогают ей находить хозяев для питомцев приюта. Я считаю, его создание было бы не-возможным, если бы не доброта всех, кто участвовал и уча-ствует в этом деле.

    Милосердие даже самого слабого человека делает сильным.

    Вариант 5

    Под милосердием я понимаю умение сострадать другому человеку. Это понятие включает в себя жалость и желание помочь кому-то, кто оказался в беде или в сложной ситуации.

    История, с которой мы знакомимся в рассказе А. Приставкина, конечно же, о милосердии. Воспитанницы детского дома не замечали самую маленькую из них, Лю-сеньку, им не было до неё дела. Когда девочки поймали её с рыбкой в руке, они могли жестоко наказать малышку за воровство. Но они не стали этого делать. Без-защитность Люсеньки пробудила в них милосердие. Она ведь сама напоминала худенькую рыбку, кото-рую хотелось защитить. Поэтому и бросилась Инна за хле-бом для малышки.

    В России живёт много милосердных людей. По телевиде-нию регулярно благодарят зрителей за то, что они помогли собрать деньги детям на дорогостоящее лечение или всем миром не оставили в беде регион, пострадавший от природ-ного катаклизма.

    Милосердие объединяет людей, и это прекрасно! Материал с сайта

    Вариант 6

    Я думаю, что милосердие — это гуманность, жалостли-вость, сердобольность, доброта. Милосердие проверяется только поступками человека.

    Обратимся за примером к тексту А. Приставкина. Когда обнаружилось, что рыбок из аквариума воровала Люсенька, читатель увидел её глазами девочек. «Смотреть на неё было страшно», «худенькое, без кровинки, тельце», прозрачная кожа. Истощённость Люсеньки заставила девочек тут же простить ей воровство, и в этом они проявили настоящее милосердие!

    В нашей жизни тоже немало примеров истинного мило-сердия. Всем известны благотворительные фонды Чулпан Хаматовой и Натальи Водяновой. Думаю, не что иное, как милосердие, подтолкнуло этих людей к решению использо-вать свою славу в благом деле. Результат их деятельности — тысячи спасённых жизней по всей стране и десятки детских площадок в разных районах России.

    Чем больше будет в нашей жизни милосердия, тем меньше в ней будет горя и страданий.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    В 2016 году расширен и обновлён круг понятий, предлагаемых на ОГЭ в задании 15.3. Рассмотрим некоторые из них: например, что такое неуверенность в себе, жизненные ценности, материнская любовь, сила духа, взаимовыручка, самовоспитание, нравственный выбор, сострадание, милосердие, красота. В сочинениях ученики приводят аргументы из прочитанных книг.

    В каждом конкретном случае напоминаем само задание, указываем, какой используется текст, и приводим сочинения учеников 9 класса. Для удобства сообщаем общее количество слов в каждом сочинении.

    Задание:

    НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту С.А. Лубенец «(1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения».

    Сочинение ученика:

    Неуверенность в себе - это состояние человека, когда он боится совершить какой-либо поступок или, наоборот, делает что-то невероятно глупое из-за отсутствия веры в самого себя. Если сомнения в собственных силах постоянны, то человек часто отказывается от желаемого и не стремится к своей цели. Приведём примеры проявления неуверенности в себе.

    В тексте С.А. Лубенец неуверенной можно назвать девочку Нину. Она имеет комплекс неполноценности из-за того, что у неё нет друга, как у всех одноклассниц. Чтобы изменить себя, Нина пытается выбросить из своей жизни то, раньше доставляло ей радость: девчачьи журналы, картонных кукол, заколочки, фенечки, подвески и серьги. Потом даже придумывает «виртуального парня» на зависть своим подругам. Но эти внешние, а не внутренние перемены вряд ли помогут ей преодолеть свою неуверенность.

    Герой повести В. Короленко «Слепой музыкант» тоже пребывает в подавленном состоянии, испытывает обиду, зависть, отчаяние, чувствует себя ущербным. Петрусь целиком погружается в личное несчастье. Но душевный мир ему помогают вернуть Эвелина, крёстный, народная и классическая музыка, собственное упорство. В финале произведения мы видим уверенного, сильного Петра.

    Человек, страдающий от неуверенности в себе, не может сам принять решение, переживает от того, что скажут или подумают о нём другие люди. А ведь успеха в жизни добивается лишь тот, кто поверит в себя и свои возможности.

    (203 слова.)

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту И.Л. Муравьёвой «(1)Закрываю глаза и вижу мой переулок».

    Сочинение ученика:

    Жизненными ценностями называют идеалы, нравственные понятия, убеждения. Они оказывают важное влияние на отношение человека к окружающему миру и к людям, служат особыми ориентирами в жизни. Как правило, ценности формируются благодаря родителям и близким, под влиянием детского сада и школы. Особое воздействие оказывают не слова, а дела, поступки: примеры полезнее всяких наставлений.

    Самыми значимыми ценностями считаются любовь, здоровье, семья. Именно в этом убеждается героиня текста И. Муравьёвой, когда вспоминает детство и своего деда, который показал ей любовь настоящую, жертвенную: «Откуда же мне, шестилетней, было знать, что значит сидеть неподвижно и мёрзнуть во имя любви?» Старик каждый день мёрз на улице, находясь рядом и успокаивая своим присутствием шестилетнюю внучку.

    Читая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы понимаем, что близкие люди самые дорогие и любимые. Иван Кузьмич, капитан Белогорской крепости, по-отечески ласковый с солдатами, храбрый, верный долгу и присяге офицер, воспитал свою дочь Машу послушной и скромной. Она достойная дочь своих родителей: благоразумная и чувствительная, преданная и решительная, самоотверженная и честная. Девушка проявляет мудрость, отказавшись выйти замуж за Гринёва без благословения его отца. Героиня следует тем жизненным ценностям, которые впитала в своей семье, потому и едет к самой царице спасать Петра, уповая на милосердие и прощение.

    Жизненные ценности − неотъемлемая часть нашего внутреннего мира, на них мы с радостью тратим своё время и силы. Нужно сделать всё, чтобы эти духовно-нравственные ценности оказались близки и нужны каждому человеку.

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту В. Чаплиной «(1)Однажды ранней весной привезли в зоопарк росомаху».

    Сочинение ученика:

    Материнская любовь - святое чувство, которое имеет огромную силу и может творить чудеса, возрождать к жизни, спасать и оберегать. В её основе лежат забота и защита, ласка и доброта.

    В «Сказках об Италии» М. Горький сказал: «...без Матери - нет ни поэта, ни героя!» А сила материнской любви такова, что на пути своём не страшны ей моря и горы, леса и дикие звери, не боится она и великого правителя Тимура, пролившего реки крови. Поражённый смелыми словами отважной матери, царь распоряжается разослать во все концы завоёванных им земель гонцов и найти сына этой женщины.

    Животные, как и человек, наделены инстинктом матери. Об этом пишет В. Чаплина в рассказе о росомахе. С появлением детёнышей мать-росомаха «перестала тосковать и рваться на волю», «по-особенному рычала», когда им грозила опасность. Она бросилась защищать маленьких росомашек от волков, яростно кидалась на них и не подпускала к деткам. А когда опасность миновала, росомаха стала облизывать испуганных малышей, как бы успокаивая. Она сделала всё необходимое, чтобы её потомство смогло выжить и самостоятельно отражать опасности окружающего мира.

    Материнская любовь всегда бескорыстна, естественна и самоотверженна. Мать учит своего ребёнка познавать мир и нравственные правила, показывает пример ответственного поведения и милосердия. Каким бы ни было дитя, она примет его любым и изо всех сил будет спасать и защищать.

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту Э. Шима «(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна».

    Сочинение ученика:

    Сила духа - одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

    Писатель Эдуард Шим тоже размышляет о проявлениях силы духа жителей блокадного Ленинграда: «...чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? А огромное старое дерево уцелело». Раскидистая черёмуха не только украшала тихую улочку, но и придавала людям надежду, помогала терпеть холод и голод и верить в победу и скорую весну.

    В «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого лётчик Мересьев обладает необыкновенной силой духа. Спасая ему жизнь, врачи ампутировали обе ноги, лишив его надежды остаться в профессии. Но герой не падает духом. Благодаря регулярным тренировкам, превозмогая физическую боль, он смог восстановить здоровье и добился разрешения вновь летать. Сила духа этого мужественного человека вызывает искреннее восхищение!

    Таким образом, сила духа помогает добиться жизненных целей, преодолеть любые трудности и препятствия, стать самостоятельным и успешным. Сильный человек знает, чего хочет, и всегда доводит дело до конца.

    Задание:

    ВЗАИМОВЫРУЧКА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту Т. Михеевой «– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…»

    Сочинение ученика:

    Взаимовыручка - это обоюдная помощь, поддержка друг друга в трудную минуту. На протяжении всей истории человек выживал, проявляя солидарность и действуя согласованно. Без взаимопомощи не прожить и в наши дни.

    Писательница Т. Михеева рассказывает о непростой ситуации, сложившейся вокруг новенькой девочки. Отряд в лагере жил в предвкушении мести: ребята выдвинули Алёнку на конкурс красоты, отказавшись ей помогать, и ждали её провала. Новенькая впервые была в лагере и не понимала, что здесь главное - делать всё вместе, ведь «без отряда никуда». Хорошо, что вожатая Маша решила помочь Алёне. Желание прийти на выручку в самой сложной ситуации - это достойный поступок.

    «Один за всех и все за одного» - знаменитый девиз трёх мушкетёров и молодого гасконца д‘Артаньяна, который приехал в столицу искать чести и славы. Один бы он не сумел справиться с теми, кто последовал за ним вдогонку, чтобы помешать выполнить поручение королевы. Атос, Портос и Арамис - надёжные и преданные товарищи, готовые делиться всем, что имеют. Эти четверо могли друг для друга пожертвовать всем - от кошелька до жизни.

    Как видим, взаимовыручка облегчает жизнь людям, помогает им справиться с трудностями. Только вместе, сообща можно решить любые сложные проблемы.

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту К. Осипова «(1)Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода».

    Сочинение ученика:

    Что такое самовоспитание? Это самостоятельное взращивание своих талантов, обучение чему-то новому, умение заставить себя достичь какой-то цели путём определённых лишений. Воспитать кого-либо - дело непростое, но ещё сложнее воспитать самого себя. Для этого нужно обладать упорством и силой воли.

    Писатель К. Осипов знакомит нас с биографией Александра Суворова, яркой исторической личностью, блестящим полководцем, прославившим российскую армию. Мало кто знает, что его семья была против военной карьеры сына. Но мальчик сам выбрал свой путь, усиленно занимался, много читал, выбирая отовсюду «крупицы полезных знаний». Будучи слабым и болезненным, Александр подвергал себя суровой закалке: обливался холодной водой, не надевал тёплого белья, скакал верхом под проливным дождём. Благодаря этому он сумел отлично подготовить себя к будущей военной службе.

    Победить свой недуг смог и Саня Григорьев, герой романа Вениамина Каверина «Два капитана». Он с рождения был немым, став свидетелем гибели своего отца, не смог об этом рассказать матери и полиции. Только совет доктора Ивана Ивановича, подсказавшего ему способ произнесения звуков, вселил в мальчика уверенность, что он сможет заговорить. Саня каждый день упражнялся и наконец обрёл дар речи.

    Самовоспитание - это очень сложный процесс: от человека зависит, сколько нужно сил, времени, а главное - упорства, чтобы достичь поставленных целей. Путь самовоспитания требует немалых жертв, на которые готовы пойти лишь люди с крепким характером и выдержкой, но плоды таких трудов и терпения очень сладки.

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту Ю. Яковлева «(1)Девочку звали Алиса».

    Сочинение ученика:

    Что такое нравственный выбор? Это выбор между добром и злом, который человек делает не только в судьбоносный момент своей жизни, но и тогда, когда заботы его повседневны, обычны. Человек слишком часто оказывается в ситуации выбора. Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

    Юрий Яковлев рассказывает о благородном поступке молодого шофёра Назарова, который спас из ледяной воды артистку Сергееву. Он тогда даже не успел испугаться, мгновенно приняв единственно верное решение. К сожалению, выяснилось, что артистка уже и не помнит того случая и не может дать временное пристанище шофёру и его больному отцу. Шестилетняя девочка Алиса сумела разобраться в этой непростой ситуации и нашла выход, как «спасти от позора и неблагодарности» Назарова. Она не знала, как воспримут её поступок дома, «ведь когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!»

    Литературным героям тоже приходится выбирать, и непросто даются им эти решения. Как поступит недавно принятый в гвардию д‘Артаньян, когда мушкетёры на стороне короля, а ему предлагает дружбу сам кардинал Ришелье? Гасконец вспомнил суровое лицо Атоса: если бы он согласился на союз с кардиналом, Атос не подал бы ему руки, отрёкся бы от него. И д‘Артаньян отказывается присягнуть на верность кардиналу, зная, что отныне он приобретает могущественного врага.

    Нравственный выбор всегда связан с принятием решения, с предпочтением одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчёркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чём вопрос...»

    (233 слова.)

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту А. Лиханова «(1)Старенький двухэтажный дом с облупленной штукатуркой стоял на краю города».

    Сочинение ученика:

    Сострадание - это жалость, участие, такое качество человеческой души, которое лежит в основе милосердия. Оно проявляется как в словах, так и в делах. Люди повсюду нуждаются в любви, сочувствии и доброте. Доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, способность прощать и помогать очень важно именно сейчас, когда вокруг так много жестокости и равнодушия.

    Пример сострадания чужой боли и одиночеству мы видим в тексте А. Лиханова. Николай, приехавший в поисках своей матери в городской дом ребёнка, не может остаться безучастным к судьбе брошенных младенцев, оставшихся на попечении государства. Жестоко и бессердечно поступают родители, отказавших от больных деток. И хотя некоторых потом усыновят, но связи с близкими людьми будут навек утеряны. Много сирот было в нашей стране, когда закончилась Великая Отечественная война. Почему же их не становится меньше в мирное время?

    Острое чувство жалости возникает, когда обращаемся к страницам рассказа М. Шолохова «Судьба человека». Одинокий солдат Андрей Соколов, потерявший всю свою семью, берёт в сыновья сироту Ванюшу, признавшись ему, что он-то и есть его настоящий отец. Перенеся утрату близких, бывалый фронтовик не очерствел душой, не растратил чуткости. Он всем своим изболевшим сердцем чувствует чужое горе и не покоряется судьбе.

    Сострадание - умение воспринимать чужую боль как свою и возможность без раздумий оказать помощь не только родным, друзьям и знакомым, но и тем, кого мы не знаем. Сострадание проявляется как в словах, так и в делах.

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение слова МИЛОСЕРДИЕ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое милосердие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту В. Астафьева «Гуси в полынье» «(1)Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей».

    Сочинение ученика:

    Милосердие - способность человека быть добрым, неравнодушным, отзывчивым. Нужно принимать деятельное участие в жизни других людей, оказывать помощь бескорыстно, ничего не требуя взамен. Только тот, кто способен сочувствовать, может быть по-настоящему милосердным.

    Обратимся к рассказу В. Астафьева «Гуси в полынье». Герой, увидев стаю птиц, оказавшихся в ледяной западне, не мог оставить их погибать и вместе с друзьями попытался им помочь. Он протянул доску к гусыне, лёжа на хрупком льду и рискуя провалиться в холодную воду. Несмотря на опасность, мальчик дождался момента, когда мать-гусыня и вся стая за ней перебралась на берег.

    В «Сказке о царе Салтане...» князь Гвидон, спасая красавицу лебедь, убивает хищника. На его глазах грациозная птица превращается в прекрасную царевну. Оказывается, он подстрелил не коршуна, а чародея.

    Если человек готов помочь, если может для этого преодолеть свою робость или даже страх, если способен думать в трудную минуту не о себе, а о других, то именно в этом проявляется настоящее милосердие.

    Задание:

    15.3. Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение по тексту В.П. Катаева «(1)Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукой, которая медленно перелистывала страницы моей общей тетрадки...»

    Сочинение ученика:

    «Красота-то какая!» - восклицаем мы, любуясь природой. Мир прекрасного - вокруг нас. Нужно только увидеть его, заметить необычное в самом обыкновенном. Именно об этом говорит Иван Бунин юному поэту, который отчаялся найти новые темы и рифмы для своих стихов. Совет прост: «Будьте в искусстве независимы... И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии». Оказывается, самые простые вещи «могут превратиться в произведение искусства».

    Человечество обладает способностью творить по законам красоты. А красота всегда связана с чувствами, переживаниями. Порой человек любуется красивым предметом, но не может объяснить, почему он красив. Бывает и так, что не замечает истинной красоты, которая скрыта за неуклюжестью и внешне не видна. И именно об этом говорит Николай Заболоцкий в стихотворении «Некрасивая девочка». Однако «грацию души» нельзя скрыть, она обязательно проявится в добром, смелом, бескорыстном поступке. Наверняка, найдутся и те, кто сможет оценить эти качества по достоинству.

    Человеческая красота - это «огонь, мерцающий в сосуде». Как и природа, и искусство, она способна сделать мир ярче, светлее и счастливее. Красота - это подлинное совершенство, гармоничное сочетание качеств и свойств какого-либо предмета, это то, что вызывает эстетическое наслаждение.

    • (54 слова) Сострадание в литературе проявляется не только между героями, но и в отношении автора к своему персонажу. Так, автор романа «Евгений Онегин» — Пушкин, сочувствует Татьяне Лариной, оказавшейся в трагическом положении. Она безнадежно влюблена в Онегина, но остается верной своему супругу. «С тобой я вместе слезы лью» — проявление сострадания автора к своей героине.
    • (50 слов) В романе «Преступление и наказание» сострадание – одна из главных черт характера любимой героини Достоевского Сони Мармеладовой. Узнав, что Раскольников мучается от грехопадения, она не отвернулась от него в страхе, а напротив, помогала ему встать на истинный путь возрождения души. Именно Соня сочувствовала герою и не давала ему сойти с ума.
    • (42 слова) Сострадание – готовность бескорыстно помочь людям, а не только сопереживать их бедам. Наташа Ростова из «Войны и мира» Толстого отчаянно помогала раненым солдатам выбраться из города, а момент прощания героини с Болконским не дает усомниться, что страдания Андрея ей были также невыносимо тяжки.
    • (47 слов) В рассказе Куприна «Куст сирени» героиня искренне сострадает своему супругу, который не может сдать экзамен. Он посадил кляксу на чертеж и исправил ее на куст, а профессор не зачел работу. Вера заложила все свои драгоценности, чтобы купить куст сирени и посадить его на этом месте. Муж сдал экзамен, а она лишний раз доказала ему свою преданность.
    • (60 слов) В пьесе Островского «Гроза» Тихон на протяжении пьесы сочувствует Катерине, потому что понимает, как ей тяжело налаживать отношения с Кабанихой, и даже не сердится на нее за измену. Ему жалко супругу, но он боится поставить мать на место. Лишь смерть Катерины и сострадание ее судьбе побудили Тихона высказать Кабанихе свою позицию, однако, к сожалению, его невыраженное сочувствие не исправило ситуацию.
    • (54 слова) Сострадание – это так же самопожертвование и благородство. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд обещает исполнить желание главной героини. Однако Маргарита жертвует такой возможностью для себя, желая прекратить мучения Фриды, которую она встретила на балу. Избавляя Фриду от ежедневной пытки в виде платка, которым она удавила своего младенца, Маргарита проявляет милосердие и сострадание.
    • (46 слов) Обращаясь к рассказу Шолохова «Судьба человека», мы понимаем, насколько сильно сострадание может помочь любому. Главный герой, Андрей Соколов, оставшись одиноким после войны, встречает маленького мальчика Ваню, который остался сиротой. Проявляя соболезнование и гуманность, герой называется отцом мальчика и тем самым дарит ему надежду на новую жизнь.
    • (49 слов) Что, как не сострадание, можно испытывать к главной героине повести Карамзина «Бедная Лиза»? Девушка не выдержала испытание несчастной любовью, и, оказавшаяся одинокой без любимого Эраста, она бросилась в воду. Сострадая героине, многие читатели плакали над судьбой Лизы, ведь в такой ситуации сложно не проявить сердоболие и оставаться равнодушным.
    • (52 слова) Сострадание – одно из важнейших качеств в человеке, помогающее смотреть на многие вещи иначе, и, возможно, быть счастливым… Что трудно сказать о главном герое романа Лермонтова «Герой нашего времени» Григории Александровиче Печорине. Часто он ставил свои цели превыше чувств других людей, не проявлял сострадание и сочувствие. Поэтому Печорин оставался одиноким и несчастным героем.
    • (60 слов) Способность к состраданию ценится в любом проявлении: и в готовности выслушать, и в стремлении помочь. Особенно ценится милосердие героев с тяжелой судьбой, которые, несмотря ни на что, готовы подать руку помощи. Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор» схоронила шестерых детей, осталась бедной в старости, не получая пенсию. Однако героиня все равно проявляла сострадание к окружающим и бескорыстно помогала людям.
    • Аргументы из личной жизни

    1. (53 слова) Часто проявление сострадания – это забота. Когда мы с другом гуляли по парку, я увидела птенчика, лежащего на траве. Взглянув наверх, я поняла, что он случайно выпал из гнезда. Понимая, что самостоятельно забраться обратно он не сможет, мы решили ему помочь. Взяв птенца, мы залезли на дерево и положили его обратно в гнездо.
    2. (43 слова) Моя подруга учится на психолога, она часто говорит о том, что сострадание – неотъемлемая часть дружбы. Когда я переживаю из-за чего-либо, она может мне помочь, даже просто выслушав и поддержав меня. Понимая, что она сострадает мне, я иначе начинаю смотреть на свои проблемы.
    3. (51 слово) Недавно наш одноклассник попал в больницу. Мы все переживали, звонили ему и его родителям, чтобы узнать о его самочувствии. В преддверии выпускного мы подумали о том, что лучшим выражением нашего сострадания будет его порадовать. Поэтому в наш общий праздник мы решили навестить его, захватив с собой фрукты и пожелания скорейшего выздоровления.
    4. (43 слова) Один мой знакомый считает, что долг любого человека в помощи окружающим. Всегда искренне сочувствуя болеющим людям, он все больше понимал, что его признание – стать достойным врачом. Так, определив свой жизненный путь, он осознал, что сможет свое сострадание превратить в настоящую помощь человеку.
    5. (58 слов) Мы с мамой любим смотреть шоу танцев, поэтому голосуем за любимого артиста. Если ему не хватает голосов и его дальнейшее участие в проекте оказывается под вопросом, мы продолжаем поддерживать его, оставляя комментарии под видеороликами с его исполнением. Мы понимаем, что это нелегкий путь, поэтому, сопереживая танцовщику, готовы помочь, как можем. Поддержка – так же один из способов выражения сострадания.
    6. (45 слов) В прошлом году моя соседка по парте очень переживала перед контрольной работой, хотя дома основательно к ней готовилась. Понимая, что она зря волнуется, я успокаивала ее и поддерживала. Она получила пятерку и говорила, что мое сострадание помогло ей перестать нервничать и сосредоточиться на заданиях.
    7. (59 слов) Однажды сострадание проявила моя подруга, полностью поддерживая меня и не оставляя грустить одной. Нас с ней пригласили на праздник к друзьям, а за день до этого у меня поднялась температура. Мне было очень приятно, что подруга не только не пошла без меня на праздник, но и вместо него привезла мне лекарства, сочувствуя моей так не вовремя появившейся простуде.
    8. (49 слов) Моя одноклассница часто организовывает поездки в приют для бездомных животных. Она всегда очень переживает за судьбу зверюшек, оказавшихся на холодной улице, поэтому нередко откладывает деньги, чтобы купить им корм. Ее сострадание не только помогает людям быть добрее, но и спасает животных от голодной смерти. Любая благотворительность – достойное проявление сострадания.
    9. (55 слов) Однажды я заметила у подруги аквариум с маленькой черепашкой. Она рассказала, что наткнулась на объявление об отдаче животного в хорошие руки. Поначалу она сомневалась, стоит ли откликаться, но решила все-таки позвонить. Хозяйка объяснила, что из-за переезда они вынуждены отдать черепаху, и моя подруга не смогла равнодушно отказаться от животного. Так сострадание подарило ей нового друга.
    10. (58 слов) Сострадание к окружающим всегда проявляет мой друг, помогая пожилым людям. Каждый раз, когда бабушке тяжело подниматься по лестнице, он либо берет ее под руку, либо помогает ей донести сумку. Так же он всегда откликается, когда необходимо помочь перейти дорогу пожилому человеку. Мой друг считает, что пожалеть окружающих может каждый, а проявить сострадание и помочь – уже совершенно другое дело.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!