Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки. Зачем науке коммуникация? Формой научной коммуникации не является

    Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки. Зачем науке коммуникация? Формой научной коммуникации не является

    Научная коммуникация - это совокупность видов профессионального общения в научном сообществе.

    Предмет исследования в науке (что стали изучать в науке, с точки зрения коммуникации):

    1) научные публикации, как происходит научная публикация

    2) Функционирование системы научно-технической информации.

    3) Информационное собрание, на которых ученные деяться своими достижениями: конференции, симпозиумы, конгрессы и т.п.

    4) Личные контакты ученных (знакомство с ученными).

    Научное сообщество

    В широком смысле слова:

    Совокупность людей профессионально занимающихся наукой.

    В узком смысле:

    Подгруппа специалистов, изучающих определенную научную проблему.

    Исторические типы в научных сообществах:

    1. Школы и академии древнего мира. Формируются первые научные сообщества (академии Платона, Аристотеля).

    2. Университет кие сообщества (в эпоху средневековья, когда формировались университете). Уже структурированное сообщество, разделены по направлениям.

    3. Дисциплинарные научные школы, сообщества. Сообщество внутри какой то дисциплины (психологов, философов и т.п.).

    4. Междисциплинарные сообщества - объединяют специалистов различных профилей.

    5. Гибридные сообщества: вкл. специалистов практики, различные лаборатории на производстве.

    Как создаются научные сообщества (нс) - научные школы

    1) формальный способ, при котором НС создаются властными способом, административными мерами для решения определенных задач.

    2) Неформальная организация НС. - естественная консолидация ученных по их интересам.

    Научные школы создаются очень долго, около 40 лет, но разрушить модно очень быстро, перестать финансировать или уволить.

    Проблемы мирового НС:

    1. Снижение интереса к науки

    2. Старение научных кадров (28-43 наиболее плодотворный для науки)

    3. Утечка умов (Всемирный пылесос США сейчас).

    Специфика научной коммуникации:

    1. Всякое научное произведение диалогично. Оно связано с другими исследованиями.

    2. Национальный характер аргументации точки зрения. Мы апеллируем к разуму, а не к вере. Логичность, последовательность текста, рациона ныне аргументы.

    3. Эмпирический характер обоснования. Ученный свои доводы подтверждает эперическими данными.

    4. Ориентация на достижение согласия

    5. Готовность изменять свою позицию в силу предъявляемых аргументов и обоснований.

    6. Информационная открытости и прозрачность. Без чего невозможно движение науки вперед и нормальная научная коммуникация.

    С точки зрения Томаса Куна ("структура научных эволюций") - научная коммуникация это острая конкурентная борьба за право быть первым.



    Виды научной коммуникации:

    По статусу участников:

    Учитель- ученик

    Коллега - коллега

    Демократическая

    П дисциплинарному признаку:

    Внутри дисциплинарная

    Междисциплинарная

    По форме:

    Непосредственная (личная, конгрессы, симпозиумы и т.п.)

    Вертуальная

    По степени личной вовлеченности:

    Формальная

    Неформальная (входит в проблемную научную группу и обсуждается все там.

    По национальному признаку:

    Внутри национальная

    Международная

    По целям:

    Оппонирующая

    Согласительная

    Происходит рост электронных публикаций, который сильно убыстряем процесс коммуникации.

    Размываются каноны и статусные роли (все равно, кто автор академик или аспирант).

    Ширится многобрачия референтных групп.

  • 10. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты
  • 11. Диалектика как философская теория развития
  • 12. Современные дискуссии о диалектике. Особенности социальной диалектики
  • 13. Диалектика и синергетика
  • 14. Многомерность феномена человек. Основные философские концепции в понимании человека.
  • 15. Происхождение человека. Осн. Концепции антропосоциогенеза
  • 16. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
  • 17. Экзистенциально-феноменологическая, социально-культурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
  • 18. Понятие сознания, его струкура и функции. Феномен бессознательного.
  • 19. Антропологический кризис как явление техногенной цивилизации.
  • 20. Аксиологические параметры бытия человека в мире.
  • 21. Свобода и ответственность как экзистенциальная проблема бытия.
  • 22. Понятие соц. Реальности. Общество как развивающаяся система.
  • 23. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации
  • 24. Основные концепции исследования социальной реальности в современной философии (Марксистская концепция социума, концепция социального действия Вебера, модель социализма Парсонса. И др.)
  • 26. Статус и функции социального субъекта. Роль народа и личности в истории
  • 27. Альтернативность истории. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории.
  • 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
  • 29. Понятие и типы цивилизации в истории общества.
  • 30. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Структура культуры и её основные функции
  • 31. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как формы духовного освоения реальности.
  • 32. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
  • 34. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
  • 35. Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение. Феномен паранауки.
  • 36. Проблема начала науки. Основные этапы исторического развитии науки.
  • 37. Классический, неклассический и постклассичечкий типы научной рациональности.
  • 38. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.
  • 39. Структура и специфика эмпирического исследования.
  • 40. Понятие и функции научной теории. Проблема и гипотезы как формы научного поиска.
  • 41. Метатеоретические основания науки. (Научная картина мира, идеалы, нормы, философские основания науки и др.)
  • 42. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
  • 43. Природа и типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
  • 44. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Специфика философскоого анализа науки.
  • 45. Объект, предмет, цель и задачи научного исследования.
  • 46. Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
  • 47. Методы теоретического исследования.
  • 48. Основные черты системного метода научного исследования
  • 49. Обоснование результатов исследований. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение).
  • 50. Язык науки. Определение и их роль в формировании научной терминологии.
  • 51. Становление и развитие диалектической логики.
  • 52.Основные принципы, законы и категории диалектического мышления и специфика их проявления в научном познании.
  • 54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.
  • 55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.
  • 56. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
  • 57. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
  • 58. Проблема технической реальности. Функции техники, ее статус в истории цивилизации
  • 59. Проблема социальных последствий развития современной техники
  • 60. Инженерное мышление и технократические представления о развитии общества
  • 61. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.
  • 62. Соотношение науки и техники: линейная и эволюционная модели.
  • 63. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
  • 64. Философия и футурология. Социальное прогнозирование и его особенности.
  • 65.Понятие и системная природа глобализации.
  • 66. Парадоксы социодинамики современных обществ и глобальные проблемы человечества.
  • 67.Эпоха «глобализма» и проблемы сохранения и развития национальной государственности и культуры.
  • 68. Интегративные тенденции в развитии и науки и перспективы синергетического стиля мышления.
  • 69. Проблема исторического самоопределения Беларуси и приоритеты развития современного белорусского общества.
  • 54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.

    Научные коммуникации в широком смысле – это все виды взаимодействия и взаимосвязи между учеными и иными участниками научной деятельности. Специфика этих коммуникаций в том, что они почти на 100% информационные, хотя в некоторых случаях ученые попутно обмениваются или делятся материальными ценностями (например, оборудованием, химикатами и т.п.). Кроме того, необходимо подчеркнуть профессиональный характер общения между учеными.

    Формы научной коммуникации:

    Форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы, совещания, семинары и другие массовые мероприятия с заслушиванием и обсуждением докладов, проведением круглых столов и других обменов мнениями;

    Личные контакты и переписка, в том числе электронная;

    Издание книг, статей, докладов, отчетов, интервью и других материалов, в том числе в электронном виде;

    Подготовка фильмов, теле- и радио- передач, другой широковещательной продукции;

    Интернет и иные сети, сайты, форумы, «невидимые или виртуальные колледжи», поисковые системы и т.п.

    Научные архивы, библиотеки, электронные базы данных, музеи и иные формы сбора и предоставления для изучения материалов, имеющих научное значение;

    Научные торжества, специализированные места творчества, отдыха, оздоровления, иные мероприятия и учреждения, создающие условия для общения ученых в непринужденной обстановке;

    Привлечение ученых к работе государственных и общественных организаций.

    Роль научных коммуникаций зачастую важнее роли научных исследований. Общение ‑ постоянно действующий механизм поддержания достигнутого научного уровня и дальнейшего развития науки, так как благодаря нему:

    Вклады отдельных ученых преумножаются и сливаются воедино, многократно дублируются (копируются) научным сообществом, в результате чего наука хорошо сохраняется и совершенствуется совместными усилиями миллионов людей;

    Научная информация становится достоянием общества, пробуждает широкий интерес к науке, привлекает к науке новых работников и учеников;

    Зачастую в общениях рождаются новые истины;

    Проверка со стороны многочисленных коллег – лучшее средство избавиться от ошибок и придать результатам исследованиям убедительный и общепринятый вид.

    55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.

    Наука существенная и очень влиятельная часть современной культуры. Она:

    Развивает технологическую мощь человечества, увеличивая количество и улучшая качество потребляемых благ;

    Пополняет эрудицию, развивает разум, упражняет творческие способности и способствует иному самосовершенствованию людей;

    Является главным источником информации и влиятельнейшим фактором в формировании мировоззрения;

    Разрешает или участвует в разрешении всех проблем, стоящих перед человечеством;

    Разрабатывает исследовательские методики и создает системы ценностей, применяемые во многих областях культуры (зачастую наука подается как образец глубины, точности и тщательности для других сфер человеческой деятельности);

    Способствует оздоровлению людей, развивая здравоохранение, изобретая средства защиты, безопасности, сохранения экологии и т.п.;

    Создает более эффективные методы управления, общения и других форм социальной жизни;

    Создает угрозу глобальной катастрофы в виду нарастающего истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды, кроме того, существует угроза скоротечного коллапса цивилизации, рода людского или всего живого на Земле в результате одного или нескольких научных открытий, высвобождающих опасные стихии.

    Ценность науки как материальна, так и духовна.

    Материальная , она же инструментальная ценность науки состоит в то, что она выступает «ведущим инструментом» более полного удовлетворения человеческих потребностей. В качестве непосредственной производительной силы наука играет решающую роль в создании средств производства, иных орудий и методов осуществления человеческой деятельности, а также создает предпосылки для массового производства потребительских благ (продукции, работ, услуг).

    Мировоззренческая же ценность науки заключается в глубоком влиянии на всю духовную сферу, на все формы общественного и индивидуального сознания. При этом ученые активней других участвуют в формировании общественного мировоззрения, государственных и партийных идеологий.

    Сциентизм (учение, абсолютизирующее роль науки в жизни общества) связывает решение всех настоящих и будущих проблем человечества с дальнейшим развитием науки.

    Антисциентисты же считают и достигнутый научный уровень и так крайне опасен, поэтому призывают взять науку под жесткий общественный контроль и всячески ограничивать ее развитие в опасных и непредсказуемых направлениях. В качестве факторов, способных обуздать губительные научные тенденции, называют мораль и религию, чувство естественной красоты и тягу к единению с природой.

    Отечественные ученые ищут золотую середину между крайностями сциентизма и антисциентизма.

    «Научная коммуникация» – совокупность видов и форм профессионального общения ученых, осуществляемого с помощью как стандартизированных регулярных публикаций, так и широкого спектра устных, письменных, печатных и электронных средств.

    Объекты социологического изучения научных коммуникаций: 1) место коммуникационных процессов в научной деятельности; 2) характеристики участников научной коммуникации, 3) ее институты, типы, формы и динамика коммуникационных контактов; 4) коммуникационные сети и объединения ученых.

    Центральная роль коммуникации для существования научной профессии обусловлена как внутренней спецификой науки, так и особенностями ее взаимодействия с социальным окружением.

    Главные способы средств коммуникации, применяемые исследователями науки, подразделяются на 5 типов: А) «формальные» и «неформальные», Б) «межличностные» и «безличные», В) «непосредственные» и «опосредованные», Г) «устные» и «письменные», Д) «первичные» и «вторичные». С) устными и письменными все, надеюсь, понятно, а с остальными давайте разберемся.

    А) Основанием для разделения «формальных» и «неформальных» средств служит их отношение к документально фиксируемым видам научной информации. Под формальной коммуникацией понимается набор документов, например, статьи и монографии (первичные ), рецензии, реферат, обзор (вторичные ). К неформальной коммуникации обычно относят различного рода беседы ученых – в научных учреждениях, в кулуарах научных совещаний, во внерабочее время, а также совокупность видов допубликационных материалов – рукописи, препринты, устные доклады на семинарах, не предполагающие обязательной публикации и т.п.

    Б) Межличностные формы – когда сообщение адресовано вполне конкретному индивидууму, и безличные – это сообщение некоего научного содержания группе коллег, персональный состав которой не определяется, или еще шире – всем заинтересованным лицам (как, например, статья в научном журнале или монография).

    В) Различение непосредственных и опосредованных коммуникаций не столько характеризует сами средства общения, сколько относится к описанию коммуникационных структур и распределению ролей их участников. Непосредственная коммуникация предусматривает прямой информационный контакт, в то время для опосредованной коммуникации необходимы одно или несколько опосредствующих звеньев. Это различение имеет особое значение при исследовании коммуникационных группировок.



    Понятие этос науки (с греч. - привычка, обычай) обозначает совокупность моральных императивов, норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

    Этос науки вырабатывается в процессе общения ученых, его нормы являются результатом исторического отбора тех правил поведения, которые необходимы науке и обществу. В них выражаются, в частности, общечеловеческие моральные требования, например, «не кради», «не лги». Аналогом кражи в науке является, например, плагиат. Ложь может проявляться в виде намеренного искажения данных эксперимента.

    Нормы научного этоса американский социолог Роберт Мертон сформулировал в виде четырех «институциональных императивов» науки:

    1) Универсализм - это норма, требующая, чтобы любые знания были открыты для критики и оценки. Истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует.

    2) Общность - это норма, требующая, чтобы результаты исследований были доступны другим ученым, чтобы научное знание становилось общим достоянием.

    3) Бескорыстность - это норма, требующая, чтобы основным стимулом деятельности ученого был поиск истины, независимый от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, ради которой проводятся исследования.

    4) Организованный скептицизм - это норма, требующая, чтобы каждый ученый добросовестно оценивал труды коллег, не полагался на авторитет предшественников, критически относился к чужим и своим собственным результатам.

    В современной науке особенно актуальны вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученых с обществом. Это вопросы социальной ответственности ученых.

    В период возникновения экспериментально-математического естествознания ученым приходилось отстаивать свободу научных исследований от схоластических и церковных догм, от традиционных предрассудков и суеверий. В этом им помогало учение о «двух книгах»:



    Ученые сознавали свою ответственность за то, чтобы истина торжествовала над невежеством. Силы природы, которыми тогда овладела наука, были еще не настолько велики, чтобы они могли причинить глобальный и непоправимый вред человечеству. Поэтому вопрос об ответственности ученых за судьбу человечества еще не возникал. В Новое время – в эпоху окончательного утверждения науки – постепенно формируется идеал «нейтральной или чистой» науки, который сохранялся до середины ХХ столетия.

    ХХ в. показал ущербность принципа нейтральности науки. В XX веке наука и промышленность овладели силами, способными вызвать катастрофические последствия для человечества. И тогда, особенно с середины XX века, после применения ядерного оружия, вопрос об ответственности ученых и конструкторов за их открытия и изобретения стал злободневным. В общественном сознании широко распространилось мнение, будто именно ученые ответственны за появление оружия массового уничтожения, генетически модифицированных продуктов, за экологические катастрофы и т. п. На этом мнении основано требование к ученым, чтобы они останавливали свои исследования, когда обнаруживается опасность или непредсказуемость их последствий.

    Образуются такие институты, как Всемирная хартия научных работников, цель которой признать и реализовывать в конкретных действиях ответственность ученых перед обществом.

    Проявлением ответственности ученых является факт образования в 70-е гг. ХХ столетия Римского клуба (неправительственного объединения ученых, политиков. бизнесменов), в рамках которого ученые стали первыми подавать сигналы тревоги о надвигающемся глобальном экологическом, энергетическом, демографическом и т.д. кризисе.

    Ответственность науки перед обществом неизмеримо растет при развитии таких современных направлений научно-технического прогресса как конструирование и внедрение в человеческий организм гибридных молекул ДНК, клонирование, трансплантация искусственных органов, создание новых лекарств и нейрохирургические эксперименты, модифицирующие мотивацию поведения.

    Научное знание представляет собой систему, поэтому самые безобидные исследования косвенно, будучи частью системы, способствуют появлению потенциально опасных результатов. Можно сказать, что в появлении атомной бомбы виноват Галилей, открывший принцип относительности, виноваты Бэкон и Декарт, начавшие разработку научной методологии, а в опасных последствиях генетических экспериментов виноват Мендель, проводивший опыты по скрещиванию сортов гороха. В таком случае следовало бы запретить всю науку вообще, поскольку она вся потенциально опасна. Если довести эту мысль до абсурда, то надо было бы запретить все открытия и изобретения, начиная с изобретения дубины, каменного ножа и колеса.

    Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания. Нравственное созревание человечества отстает от роста знаний и технического могущества. Сначала в распоряжении людей оказывается какая-либо сила, а уже потом на опыте ошибок и страданий люди вырабатывают правила обращения друг с другом и с этой силой. Неразумные желания и амбиции незрелой части человечества, а не наука как таковая являются основной причиной несчастий.

    Научная коммуникация - процессы и механизмы продвижения научных идей внутри научного сообщества и за его пределами, то есть в обществе, иными словами, это распространение научных знаний об окружающей действительности посредством различных каналов, средств, форм и институтов коммуникации.

    Выделяют два этапа научной коммуникации: внутренний и внешний. На первоначальном, или внутреннем, этапе научной коммуникации субъектами коммуникации выступают ученые в рамках научного сообщества. Второй этап, внешний, характеризуется взаимодействием научного сообщества с широкой аудиторией, это трансляция научного знания в массовое сознание, то есть популяризация науки.

    Целевые аудитории научной коммуникации

    Научная коммуникация направлена на следующие основные целевые аудитории:

    Ученые («лицом к лицу»)

    Средства массовой информации, новые медиа, которые являются одновременно и аудиторией, и каналом коммуникации

    Органы государственной власти (определяют приоритеты финансирования)

    Представители бизнес структур (те, кто будет использовать открытия и изобретения науки)

    Новые молодые «мозги» (молодые ученые, аспиранты, студенты, школьники)

    Общественность (самая широкая аудитория)

    Коммуникация внутри научного сообщества

    Профессиональные научные общества обладают необходимыми информационными и организационными ресурсами, которые позволяют им привлечь специалистов к работе над наиболее значимой проблемой и продвигать научные идеи и разработки внутри научных кругов. На данном этапе внутренней научной коммуникации происходит обмен информацией между членами научного сообщества, а также оформление научной идеи в соответствие с научным методом и научными критериями в научную литературу. На данном этапе при научной коммуникации используется научный стиль языка, особое внимание уделяется эмпирической части работы. Форматом научной коммуникации внутри научного сообщества являются: а) непосредственные связи - личные беседы, очные научные дискуссии, устные доклады, семинары; б) связи, опосредствованные техническими средствами тиражирования информации, - публикации научных журналов, реферативных журналов, монографий; в) научные конференции, конгрессы, научно-технические выставки.

    Популяризация науки

    После стадии одобрения научной идеи в научном сообществе, научная коммуникация выходит на новый этап - этап популяризации. В рамках научной коммуникации научное сообщество выступает транслятором науки в широкие массы. Обладая необходимыми специальными знаниями, научное сообщество осуществляет их хранение и трансляцию в массы с помощью масс-медиа, которые являются посредником коммуникации между учеными и обществом в целом. Средством популяризации являются научно-популярные журналы, научно-популярные блоги, научные электронные библиотеки, образовательные передачи, выставки, научная музеология, фестивали науки. Для успешной внешней научной коммуникации важно адаптировать язык донесения информации, более того, акцент делается не на эмпирической части исследований, а на результатах деятельности, практической полезности и прогнозах.

    Фальсификация в научной среде

    Этика научных публикаций

    Несоблюдение требований цитирования и ссылок на источники информации, использованные в работе, называется плагиатом. Сегодня в мире и в России созданы специальные компьютерные программы для проверки наличия плагиата в публикации, например Антиплагиат. В России при РАН создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

    В связи с тем, что качество и значимость научной работы оценивается по количественному показателю индекса цитирования научных статей, имеют место случаи фальсификации наукометрических показателей (индекс Хирша, импакт-фактор). Так например, в России в 2016 году группа ученых из Института экспериментальной и теоретической биофизики (ИТЭБ РАН), увеличивала наукометрические показатели с помощью вставки ссылок в чужие статьи. Подобные нарушения не регулируются законом, лишь этическими кодексами и нормами научной этики.

    В ноябре 2009 года скандал под названием Климатгейт стал причиной провала климатической конференции ООН по изменению климата в Копенгагене. Раскрылось, что профессор Майкл Манн оказывал давление на редакции журналов и препятствовал публикации своих оппонентов, что противоречит научной этике.

    Главным, а во многом и единственным средством организовать взаимодействие ученых является обеспечение каждого участника научного процесса в высшей степени оперативной и качественной информацией о состоянии дел в науке в целом и на ее переднем крае в особенности. Именно эту функцию и выполняет система научной коммуникации.

    «Научная коммуникация» – совокупность видов и форм профессионального общения ученых, осуществляемого с помощью как стандартизированных регулярных публикаций, так и широкого спектра устных, письменных, печатных и электронных средств.

    Объекты социологического изучения научных коммуникаций: 1) место коммуникационных процессов в научной деятельности; 2) характеристики участников научной коммуникации, 3) ее институты, типы, формы и динамика коммуникационных контактов; 4) коммуникационные сети и объединения ученых.

    Центральная роль коммуникации для существования научной профессии обусловлена как внутренней спецификой науки, так и особенностями ее взаимодействия с социальным окружением. Производство знаний в науке С.А.Кугель сравнивает с процессом формирования мозаичного панно, где каждый участник должен сделать свой кусочек смальты и найти ему место в общей постоянно заполняющейся картине. Если этого не удается сделать вовремя, работа над всей картиной потрачена практически впустую. Эффективность и интенсивность всего процесса, особенно когда в нем участвуют миллионы людей, зависят от уровня организации взаимодействия участников.

    Главные способы средств коммуникации, применяемые исследователями науки, подразделяются на 5 типов: А) «формальные» и «неформальные», Б) «межличностные» и «безличные», В) «непосредственные» и «опосредованные», Г) «устные» и «письменные», Д) «первичные» и «вторичные». С устными и письменными все, надеюсь, понятно, а с остальными давайте разберемся.

    А) Основанием для разделения «формальных» и «неформальных» средств служит их отношение к документально фиксируемым видам научной информации. Под формальной коммуникацией понимается набор документов, например, статьи и монографии (первичные ), рецензии, реферат, обзор (вторичные ). К неформальной коммуникации обычно относят различного рода беседы ученых – в научных учреждениях, в кулуарах научных совещаний, во внерабочее время, а также совокупность видов допубликационных материалов – рукописи, препринты, устные доклады на семинарах, не предполагающие обязательной публикации и т.п.

    Б) Межличностные формы – когда сообщение адресовано вполне конкретному индивидууму, и безличные – это сообщение некоего научного содержания группе коллег, персональный состав которой не определяется, или еще шире – всем заинтересованным лицам (как, например, статья в научном журнале или монография).


    В) Различение непосредственных и опосредованных коммуникаций не столько характеризует сами средства общения, сколько относится к описанию коммуникационных структур и распределению ролей их участников. Непосредственная коммуникация предусматривает прямой информационный контакт, в то время для опосредованной коммуникации необходимы одно или несколько опосредствующих звеньев. Это различение имеет особое значение при исследовании коммуникационных группировок. Что это такое?

    Традиционно сложившиеся структуры информационного обмена обычно имеют двухуровневое строение.

    Первый уровень составляют так называемые «ключевые фигуры» – представители научной элиты, непосредственно связанные между собой в масштабах всего сообщества данной предметной области. Они являются членами редколлегий ведущих журналов, входят в руководящие органы профессиональных ассоциаций, поддерживают постоянные личные контакты. Иначе говоря, обладают существенным информационным преимуществом перед остальными членами сообщества. Вокруг каждой ключевой фигуры группируются сотрудники и аспиранты, которые через лидера оказываются опосредствованно связанными со всеми остальными участниками коммуникации.

    В ходе информатизации общества традиционные формы коммуникации дополняются электронными информационными средствами и системами телекоммуникационной связи. Пока, однако, эти средства, значительно усиливая пропускную способность коммуникационных каналов, увеличивая оперативность контактов и т.д., как правило, не приводят к существенным системным изменениям в научной коммуникации, которая довольно устойчива в своих глубинных основах и весьма консервативна.

    Результаты систематических исследований научной коммуникации дали возможность существенно уточнить, а кое в чем и пересмотреть представления о структуре и динамике локальных научных сообществ. Эти уточнения коснулись, в первую очередь, представлений социологов о зависимости между интенсивностью, адресным распределением и структурностью контактов в конкретном сообщества, и состоянием исследования проблематики, над которой работают участники сообщества, скоростью прогресса в исследованиях. Я немножко расскажу об этом.

    Наблюдение над коммуникационной активностью отдельных ученых показало, что поведение индивидуального исследователя, его заинтересованность в контактах с коллегами различны в разные периоды его работы над определенной проблемой.

    Так, довольно активный поиск контактов отмечается на этапе выбора темы очередного исследования и формулировки исследовательской гипотезы. Это объясняется тем, что ученый нуждается в максимально свежей информации о состоянии дел на избранном участке исследовательского фронта. От этого зависит выбор темы работы, определение ее перспективности и оценка возможности получить приемлемый для сообщества результат своевременно (раньше коллег).

    Затем следует резкое снижение коммуникационной активности – выбор сделан, идет интенсивная исследовательская работа, и лишние контакты только отвлекают от цели, а иногда приводят к утечке важной, еще не осмысленной автором информации о промежуточных результатах.

    Пик активности наступает после того, как результат получен, и автор должен максимально быстро дать его интерпретацию, чтобы опередить конкурентов; выбрать издание, форму публикации и т.п.

    Значимые сведения о структуре и динамике коммуникаций были получены при изучении локальных исследовательских сообществ, которые принято называть «невидимыми колледжами». Эти работы показали, что в данном случае мы имеем дело с некоторым фиксированным набором форм коммуникационного поведения участников и соответствующим распределением их ролей в процессе коммуникации. Полный спектр этих форм и структур наблюдается в зонах исследовательского прорыва, когда успех в разработке какой-либо группы проблем приводит к формированию новой научной специальности.