Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев. Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев Тема произведения васюткино озеро

    Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев. Сочинение на тему: Поведение Васютки в лесу в рассказе Васюткино озеро, Астафьев Тема произведения васюткино озеро

    1. Определите тему рассказа "Васюткино озеро".

    Тема рассказа "Васюткино озеро" - в тяжелой критической ситуации, преодолевая трудности, всегда искать выход, использовать все возможности, не опускать руки.

    2. Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу?

    Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

    А так же сказала от затесей далеко не отходить, чтобы не потеряться. "Ты от затесей далеко не отходи - сгинешь" (Затесь - стёс, сделанный на дереве топором.)

    3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

    Мальчик не растерялся и поборол страх.

    “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки”.

    Итак, надо “взять себя в руки”.

    развести огонь;
    собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
    запастись на ночь дровами;
    хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
    поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

    4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

    Васютка умел анализировать происходящее: «Склонность к простран­ным рассуждениям, как у всякого таежника, рано появилась у Васютки». Ему пригодились навыки, полученные в общении со взрослыми, смекалка, сноровка и вера в себя.

    5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

    Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

    Момент осознания Васюткой того, что он потерялся. Сначала мальчика, как и любого другого человека, охватывает паника. Но затем он собирается с силами и начинает действовать. Он активизирует знания, полученные от отца, и умело ищет себе пищу, готовит ночлег.
    - В момент, когда садилось солнце, Васютке было особенно страшно. Однажды он испугался устрашающего силуэта. Но затем, все же, сумел сохранить самообладание.
    - В момент, когда мальчик сообщает рыбакам об озере, он проявляет свою искренность и открытость.

    6. Назовите художественные средства, которые использует В.П. Астафьев в рассказе. В чём их роль?

    Интересен и богат язык произведения. При помощи художественных средств автор показывает красоту природы.

    Эпитеты:

    (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

    (тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

    (озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

    (туман) молочный, клейкий, неподвижный;

    (звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

    (река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.

    Встречаются в рассказе сравнения:

    “в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”

    “густая, как смоль, темень начала редеть”

    “с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”

    “на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

    “показался маленький, похожий на ноготок, месяц”

    “будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”

    “середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

    “где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

    7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету... фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку... птицу; заполошной стаей закружились листья.

    р ассолодели-размякли,обленились;
    нету фарту - нет везения;
    осенняя путина -осенняя распутица, грязь;
    парнишкой помыкать- приказывать что-то сделать;
    посадить на мушку- взять на прицел, прицелиться (в охоте);
    заполошной стаей закружились...- внезапным сильным порывом ветра поднялось огромное облако листьев.

    8. Сформулируйте идею произведения и запишите её. Как с ней связано название произведения?

    Человек и природа неразрывно связаны между собой. Знание законов природы помогает человеку выжить, бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

    Итогом путешествия по тайге стало открытие, которое по достоинству оценили взрослые, назвав озеро Васюткиным. Герой понял, что человек должен уметь ценить жизнь, быть настойчивым и в любых обстоятельствах, бороться и достигать победы.

    «Васюткино озеро» главная мысль и чему учит рассказ Астафьева Вы узнаете в этой статье.

    «Васюткино озеро» главная мысль

    Главная мысль — уметь находить выход в самой трудной ситуации, надеяться на лучшее, не опускать руки)

    Чему учит рассказ «Васюткино озеро»Астафьева?
    Это произведение вызывает желание изучать и беречь живую природу своего края

    О чем рассказ «Васюткино озеро»?

    Сибирь. Поздняя осень. 13-летний мальчик Васютка отправился в тайгу за кедровыми орехами и заблудился. Тайга не шутка, конечно, взрослому и то страшно, а тут ребенок.

    Не растерявшись, Васютка стал вспоминать всё, что хоть когда-то слышал от рыбаков о том, какие приметы могут помочь ему выйти из глухой тайги, он проявил недюжинную мудрость и мужество, он продержался в тайге долгих пять дней, добывая себе пищу, охотясь, не падал духом.

    На пятый день он вышел к неизвестному озеру, где было очень много рыбы, и по его течению вышел к Енисею, где его и нашли друзья отца. Озеро, которое нашел мальчик, назвали в его честь – Васюткиным озером.

    В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду­хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер­ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры­бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Обнаруженное озеро - достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

    Астафьев В., рассказ "Васюткино озеро"

    Жанр: рассказ о детях

    Главные герои рассказа "Васюткино озеро" и их характеристика

    1. Васютка Шадрин, мальчик 13 лет. Смелый, решительный, отчаянный. Хорошо знает тайгу и умеет ориентироваться.
    2. Григорий Шадрин. Отец Васютки. Суровый и справедливый.
    3. Анна Шадрина. Мать Васютки. Добрая, заботливая.
    4. Афанасий Шадрин. Дед Васютки. Знаток разных историй.
    5. Коляда. Капитан баркаса "Игарец", спасший Васютку.
    План пересказа рассказа "Васюткино озеро"
    1. На Енисее мало рыбы
    2. Избушка в низовьях реки
    3. Васютка отправляется за шишками
    4. Погоня за глухарем
    5. Пропали затеси
    6. Заблудился!
    7. Первая ночь в тайге
    8. На берегу озера
    9. Охота на уток
    10. Вторая ночь в тайге
    11. Большое озеро с рыбой
    12. По реке к Енисею
    13. Третья ночь в тайге
    14. Берег Енисея
    15. Четвертая ночь
    16. Баркас "Игарец".
    17. Наконец дома
    18. На озеро за рыбой.
    Кратчайшее содержание рассказа "Васюткино озеро" для читательского дневника в 6 предложений
    1. Васютка отправляется за шишками и гонится за раненым глухарем
    2. Васютка понимает что заблудился, разводит костер и ест глухаря
    3. Васютка находит озеро, полное рыбы, и стреляет уток
    4. Васютка добирается до речки и идет вниз к Енисею
    5. Васютку подбирает баркас и рыбаки доставляют его домой.
    6. Васютка ведет рыбаков к озеру, которое называют его именем.
    Главная мысль рассказа "Васюткино озеро"
    В любой ситуации важно сохранять присутствие духа и не терять надежды.

    Чему учит рассказ "Васюткино озеро"
    Рассказ учит смелости, находчивости, оптимизму. Учит быть предусмотрительным и запасаться впрок, идя в тайгу или другое место. Учит уметь применять знания на практике. Учит не впадать в отчаяние и верить в лучшее. Учит быть самостоятельным. Учит не баловаться в лесу и не отходить от тропинки.

    Отзыв на рассказ "Васюткино озеро"
    Мне очень понравился этот рассказ и особенно понравился мальчик Васютка. Он остался один в тайге, не знал дороги домой, но он не растерялся и не пропал. Он выбрал верное решение и старался выжить любой ценой. И ему улыбнулась удача. Он не только нашел дорогу домой, но помог рыбакам найти богатое рыбой озеро. Конечно Васютка поступил опрометчиво, погнавшись за глухарем, но дальше он вел себя образцово, хотя ему было и страшно, и грустно.

    Пословицы к рассказу "Васюткино озеро"
    На бога надейся, а сам не плошай.
    Кто ищет, тот всегда найдет.
    Тайга что море, кто ее не знает, тому горе.
    Кто идет вперед, того страх не берет.
    Упорства хватит, и сквозь землю пройдешь.

    Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Васюткино озеро"
    Это маленькое озеро не отыскать на карте, незаметное оно. Но для Васютки, тринадцатилетнего мальчика, очень памятное.
    В ту осень рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Сперва лили бесконечные дожди и рыба ушла в глубину. Потом распогодилось, но даже спускаясь все ниже по течению Енисея, рыбаки ловили очень мало рыбы.
    Дед Афанасий прямо говорил, что фарта нынче нет и Енисей-батюшка оскудел.
    Наконец рыбаки ушли в низовья Енисея и остановились в старенькой ветхой избушке. Отец Васютки сказал, что здесь они будут ждать путины.
    Дни потянулись скучные, особенно для Васютки. Одно его утешало, скоро в школу. По вечерам рыбаки собирались в избушке и щелкали кедровые орехи. Ими рыбаков снабжал Васютка. Он ходил за орехами в тайгу и с каждым днем забирался все глубже.
    Вот и за десять дней до первого сентября Васютка снова собрался в лес. Он повесил на плечо ружье, проверил патронташ. Мать напомнила мальчику, что он должен держаться затесей и дала краюху хлеба, так полагалось по таежному закону.
    Васютка пошел в тайгу весело насвистывая. Вдруг он услышал "кра-кра" и на вершине ели заметил кедровку.. Птица это была мелкая, но полезная. Она разносила по лесу кедровые орехи. Стрелять в нее Васютка не стал, а просто запустил палкой.
    Потом он нашел подходящий кедр, забрался на него и набил мешок орехами. Отдохнув, мальчик решил пойти поискать еще дерево. Вдруг он услышал хлопок и увидел как впереди поднимается черная птица - глухарь!
    Глухарь сел на ветку дерева, и Васютка вспомнил рассказы охотников, как глухарь отвлекается на лающую собаку и позволяет охотнику подойти ближе. Мальчик опустился на колени и пополз к глухарю, тявкая по-собачьи. Глухарь с любопытством наблюдал за ним.
    Но вот Васютка привстал на колено, поймал глухаря на мушку и выстрелил.
    Глухарь тяжело поднялся и полетел прочь. Васютка догадался, что ранил птицу и корил себя, что стрелял мелкой дробью. Он побежал вслед за глухарем. А тот все сильнее слабел и мальчик решил, что обязательно его догонит.
    Наконец глухарь устал и Васютка выстрелил в него вторично. Он поднял огромную птицу и довольно присвистнул - полпуда будет. Он весело пошел обратно, но вскоре спохватился а где же затеси? Он развернулся и пошел обратно, присматриваясь к деревьям. Но затеси не попадались.
    Мальчик попытался сориентироваться по сторонам света и пошел на юг, рассчитывая выйти к Енисею. Он высыпал из мешка шишки, но затеси все не попадались.
    Внезапно мальчик увидел в паутине беспомощную муху и впервые понял - заблудился. Отчаяние охватило Васютку и он бросился бежать куда глаза глядят. Какие-то шорохи пугали его и он все бежал и бежал, пока не настала ночь. Тогда он упал и притаился. Стало холодать. Васютка вспомнил слова отца, что тайга хлипких не любит, и решил развести костер.
    Васютка развел костер, потом поджарил в золе глухаря. Поискал в мешке соли и нашел несколько крупных зерен. Мальчик приободрился и стал устраиваться на ночлег. Он убрал костер в сторону, насыпал хвои и веток, и лег, укрывшись телогрейкой.
    В ночной тишине в голову полезли разные мысли. Ему показалось, что кто-то крадется во тьме и мальчик вскочил, угрожая незнакомцу ружьем. Но то оказался лишь огромный пень.
    Наконец Васютка заснул. Проснулся он когда солнце стояло высоко и не сразу вспомнил, где находится. Тайга была полна звуками и Васютка разговорился с белкой. Он пожаловался белке на свои невзгоды и выстрелил в воздух. Потом еще раз. Отклика не было.
    Васютка полез на дерево, но вокруг на сколько хватало глаз расстилалась сплошное море тайги. Нигде не было видно лиственника, приметы близости воды. Васютке стало жутко и он закричал.
    Спустившись мальчик стал решать куда идти дальше. Подумав, он решил отправится на север. Он знал что тайга на севере скоро кончится и начнется тундра, а затеряться в тундре сложнее.
    Васютка шел весь день и к вечеру стал замечать траву, потом кустарники. Он воспрянул духом, надеясь, что приближается к Енисею. В безумной надежде он рванул вперед и оказался на берегу небольшого озера. От разочарования мальчик заплакал навзрыд.
    Васютка решил заночевать на берегу озера и развел костер. Поджарив шишки он поел их наподобие картошки, решив до конца беречь хлеб.
    Потом он заметил множество уток, которые ныряли на озере. Утки казались совсем не пуганными и мальчик решил поохотиться. Он пробрался на мысок и присел. Вдруг его внимание привлекли круги на поверхности воды. Васютка пригляделся и увидел множество рыб, причем это была не озерная рыба, а белая - пелядь, чиры, сиги.
    Васютка попытался что-то вспомнить, но тут приблизились утки и мальчик выстрелил. Он подобрал двух уток и вернулся к костру. Уток он зарыл в горячие угли и стал смотреть на небо.
    Небо вызвездило и это обещало морозное утро. Васютка вспомнил школу и своих товарищей и совсем приуныл. На небе перемигивались звезды.
    Проснулся Васютка поздно, вокруг был туман. Он вспомнил про белую рыбу и понял, что озеро должно быть проточным, а значит может вывести его к Енисею. Васютка пошел вдоль берега озера и вышел к перешейку, за которым начиналось еще более крупное озеро. В нем также было много рыбы.
    Вдруг Васютка увидел в воде подбитую утку и обрадовался - ее принесло течением, а значит озеро точно проточное. Он пошел дальше и увидел полосу лиственного леса. Вскоре потянулись крутые берега - речка. Уж она точно должна вывести мальчика к Енисею.
    Васютка упорно шел вперед, но тут пошел дождь и мальчик спрятался под пихтой. Дождь шел всю ночь и утром Васютка проснулся мокрым и промокшим. Васютка разжег костер и подсушил одежду.
    Вдруг он услышал звук, напоминающий комариный писк. Пароход!
    Васютка почти бегом двинулся дальше. В полдень он подстрелил на речке двух гусей и поджарил одного на вертеле. Он боялся удаляться от речки больше чем на сто-двести метров.
    Васютка сильно устал и еле переставлял ноги, когда лес наконец расступился и мальчик вышел на пологий берег Енисея.
    Место было незнакомое, но Васютка прыгал от радости. Он заметил дымок и стал ждать парохода. Пароход назывался "Серго Орджоникидзе" и Васютка замахал руками. Кто-то заметил его и помахал в ответ, но пароход прошел мимо. Мальчик расстроился, но стал собирать дрова на ночь.
    Под утро Васютка услышал звук мотора рыбачьего катера. Васютка подбросил в костер дров и стал кричать, а потом стрелять. С бота спустили шлюпку. Мальчика перевезли на борт бота и Васютка узнал дядю Коляду, капитана бота "Игарец". Тот тоже признал Васютку и сказал, что мальчика вынесло на шестьдесят километров ниже стана рыбаков.
    Вскоре "Играрец" подплыл к стоянке бригадира Шадрина. Концы принял дед Афанасий и рассказал про беду - пятые сутки ищут Васютку.
    Но матрос обрадовал деда, сказав, что малец нашелся. Афанасий даже не сразу поверил столь радостному известию и стал звать мать Васютки - Анну. А та, увидев сына на трапе, осела на землю.
    И вот Васютка дома, его растерли, накормили, обогрели. На улице залаял Дружок и мать выбежала из избушки. Навстречу шел мокрый и отчаявшийся Григорий. Он отрешенно махнул рукой, говоря, что пропал парень, но мать уже спешила обрадовать отца.
    Григорий зашел и был встречен довольным Васюткой. У Васютки был небольшой жар, но он торопливо рассказывал про озеро с рыбой и речку, которая из него вытекает.
    Эта новость заинтересовала отца и уже через два дня Васютка вышагивал с ним по берегу, а следом по реке тянулся рыбачий баркас. Васютка все не мог успокоиться и рассказывал историю своих приключений. Наконец отец не выдержал и отправил мальчика в лодку, к деду.
    А когда впереди показалось озеро, кто-то из рыбаков сказал: "Вот оно, Васюткино озеро".
    Рыбы в нем действительно оказалось очень много, и скоро к бригаде Шадрина подключилась вторая бригада. На берегу поставили избушку и открыли постоянный промысел.
    А на районных картах появилось обозначение Васюткино озеро. Вот только на карте страны найти его сможет наверно только сам Васютка.

    Рисунки и иллюстрации к рассказу "Васюткино озеро"

    Главной темой произведения «Васюткино озеро», написанное Астафьевым является инстинкт самосохранения. В этом произведении речь идет о мальчике, который случайным образом заблудился в лесу. Главным образом произведения является Вася, который понимает, что оказывает в бескрайней тайге, и который всеми силами пытается выжить в этом богом забытом месте. Это произведение привлекает тем, что читатель сам должен представать, что чувствует парень, который вокруг себя видит только деревья, мох, жуткую траву и бесконечное небо над головой. Лично я, читая это произведение, чувствовал в сердце страх, холодный, пронизывающий до костей ужас и адреналин.

    Главный герой произведения, осознав, что оказался в этом устрашающем месте, не похож на обычных людей. Парень, находясь в таких ужасных условиях, здраво рассуждал о том, что ему необходимо выбираться, так как понимал, что дороже жизни у него ничего нет. Он не ждал трусливо своей смерти, а всеми силами пытался выбраться из тайги, что, в конечном счете, ему удалось сделать.

    Этим произведением писатель пытается донести до читателей, что никогда не нужно отчаиваться, и всегда необходимо бороться за свое выживание. В этом произведении есть некая божественность. Так как автор уверяет, что если человек будет бороться за свою жизнь, ему в этом непременно поможет господь.

    Другие эссе на произведения этого автора (Астафьев В.П.):

    • Хождение по мукам в романе Астафьева "Печальный детектив"
    • Начало описания Леонида Сошнина в романе "Печальный детектив"

    Урок литературы "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро") 5-й класс

    Подготовила: Просникова Т.Г., учитель литературы

    Цель:

    1. Учить умению работать с текстом и дополнительной литературой.
    2. Работать над развитием речи и творческих способностей учащихся.
    3. Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.

    Оформление урока:

    1. Презентация «Васюткин край».
    2. Текст рассказа «Васюткино озеро».
    3. «Васюткина» карта.
    4. Кроссворды учащихся.

    Форма урока: работа в группах («Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы»).

    Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.

    Ход урока

    1.Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам приехали гости посмотреть на нас, как вы умеем работать

    Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но, в то же время, мудрые вопросы.

    • Она величественна и похожа на океан.
    • Она щедра и сурова.
    • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
    • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
    • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

    Что же это ? Тайга. Слайд 1,2

    Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

    Вторая часть “ребуса”:

    • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
    • Он беззащитный и в то же время сильный.
    • Он сын и одновременно хозяин.
    • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
    • Он совершает ошибку и исправляет ее.

    Кто это? Слайд 3

    Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”- Васютка

    Ребята, вы, наверное, заметили, какое противоречие возникает из сказанного?

    Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

    Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.

    Что же помогло выбраться герою из трудной ситуации? (Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.)

    Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

    Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

    Слайд 4

    Тема нашего урока : «По Васюткиным тропкам» (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)

    Слайд 5

    Эпиграфом к нашему уроку взяли слова Георгия Скребицкого

    « Вглядитесь в природу поглубже, вслушайтесь, поймите её язык: в тихом шелесте листьев, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручьев. Что может быть прекраснее всего этого?»

    Ребята, а как вы понимаете это высказывание?

    Запишем число, тему урока.

    Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Пройдем Васюткиными тропками, от опушки Архивариусов к поляне Литераторов, продолжим путь к роднику Лесовиков, выйдем на просеку Юных натуралистов и доберемся до берега Успеха.

    2. Исследовательская работа

    Ребята, на дом вы получили задание: прочитать рассказ «Васюткино озеро», сделать рисунки к рассказу »Васюткино озеро»

    Слайд 6

    Первый этап: Опушка Архивариусов.

    Ребята, расскажите, чем занимаются архивариусы?

    (ответ: работают в архивах, исследуют материалы, находят малоизвестные факты).

    Слайд 7,8

    1. Что вы отыскали в архивах о писателе, его детстве, его детских рассказах?
    2. Послушаем историю создания рассказа «Васюткино озеро».
    3. Какое из названий вам понравилось больше?
    4. А теперь, ребята, давайте обратим внимание на ваши рисунки. Кого изобразили на них? Почему вам больше всего понравился этот сюжет? Кто хочет рассказать?

    Слайд 9

    Второй этап: Поляна Литераторов.

    1. Понравился ли рассказ?
    2. В какое время происходят описанные события?
    3. От какого лица ведется повествование? Значит, это автобиографическое произведение.

    Слайд 10

    1. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей)
    2. А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр. 120 учебника).
    3. Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Лесовиков

    Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят- Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.

    Слайд 11

    1. С какой целью уходил Васютка в лес? Посмотрим, как это было. Инсценировка «Сборы Васютки в тайгу» - Литераторы . (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).

    Сценка по тексту рассказа.

    МАТЬ (недовольно

    В рассказе мать Васютке напомнила, чтобы от затесей далеко не отходил.

    Ребята, а что такое затеси и как они помогают в тайге?

    (Затеси – это отметки на сволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге)

    Ребята, а вы знаете, что такое тайга?

    Тайга - это хвойные леса. Занимает около 10% суши Земли. В основном там растет ель, пихта, сосна, лиственница. Растет черника, брусника, мох. Из животных встречается медведь, рысь, соболь. Из птиц - глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге находятся значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырь

    Найдите описание тайги (стр. 129) по тексту рассказа «Васюткино озеро».

    Слайд 12

    • Какую оплошность допустил мальчик в лесу?
    • Кто виноват в том, что он заблудился?
    • Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? Какие глаголы помогают передать этот азарт? (стр.124)
    • Когда Васютка понял, что он заблудился?
    • Какой вывод мы можем сделать из пейзажных зарисовок?

    Вывод: Картины природы передают состояние главного героя.

    Слайд 13,14

    6. Работа со слайдом. Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке:

    • Лес;
    • Поляна;
    • Тропинка;
    • Озеро;
    • Берег.

    Определите, какими казались Васютке эти места?

    • Успеха;
    • Отчаянья;
    • Надежды;
    • Страха;
    • Уверенности.

    (Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).

    • Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр. 126).
    • Какой вывод мы можем сделать, обращая внимание на пейзажные зарисовки?

    Выводы : Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

    Слайд 15

    Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился» (Текст на стр.128)).

    Монолог Васютки

    Что помогло спастись Васютке в лесу? Какие советы и приметы помогают Васютке?

    Слайд 16 Третий этап: Просека юных натуралистов.

    Мы добрались до просеки Юных натуралистов!

    • Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм.
    • На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать (стр.122)
    • Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес?
    • Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

    Памятка №2 Если ты заблудился

    1. Не паникуй, успокойся.
    2. Осмотри место, где находишься.
    3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
    4. Разожги костер, приготовь пищу.
    5. Подготовь место для ночлега.
    6. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

    Памятка №1. Советы идущему в лес.

    1. Подумай тщательно маршрут.
    2. Не забудь взять компас.
    3. Возьми спички для костра.
    4. Захвати с собой теплые вещи.
    5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

    Слайд 17,18

    1.Ребята, на какой день перед Васюткой оказалось озеро?

    2.Как природа подсказала о близости Енисея? (скопление белой рыбы, вынесенная по течению тушка утки)

    3. Кому благодарен Васютка за свое спасение?

    4.Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где еще не ступала нога человека? (непуганые птицы, изобилие ценной рыбы, тишина)

    5. Почему озеро назвали Васюткиным?

    Слайд 19

    Четвертый этап: Берег Успеха .

    Мальчик брел, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой пологий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красиво, так широка была его родная река! А раньше она казалась обыкновенной. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками.- Енисеюшко! Славный, хороший…- шмыгал Васютка носом и размазывал грязными руками слезы по лицу.

    Сумел он добраться до своего берега Успеха?

    Ребята, чему вы научились у Васютки?

    Смогли ли вы выжить четверо суток в лесу?

    Какие вы читали произведения, где героям приходилось выживать один на один в тяжелых природных условиях? (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

    Можно ли сравнить Васютку с ним?

    Ребята, а вами что-то подобное происходило?

    Заключительное слово

    Итак, ребята, наша экскурсия по тайге подошла к концу. Из рассказа мы узнали о природе, о человеке, об их взаимоотношениях?

    Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких

    Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения

    Слайд 20

    Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф: озеро, Васютка

    1. Имя существительное, определяющее тему.
    2. 2 прилагательных – описание темы.
    3. 3 глагола (деепричастия) – название действий.
    4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
    5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы

    Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения.

    Слайд 21- Кроссворд

    Слайд 22

    Шестой этап: Домашнее задание. Написать свой рассказ о приключениях в лесу, в походе

    Материалы к уроку.

    Енисей, одна из крупнейших рек в Сибири и самая многоводная в России, в Красноярском крае (дл. 3487 км.), впадает в Енисейский зал. Карского моря. Главные притоки: Ангара, Тунгуска. На Енисее стоят- Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС. Проходят морские суда, развито рыболовство. На Енисее стоят города Минусинск, Красноярск, Енисейск и др.

    Глухари , род птиц (семейство тетеревиные). Длина до 86 см, масса до 6 кг. 2 вида, в лесах Евразии. Обыкновенный глухарь- от Восточных Карпат до Байкала, каменный глухарь- от Байкала до Камчатки и Сахалина. Обитают в хвойных лесах. Токующий самец на несколько секунд теряет слух (отсюда и название глухарь). Численность в природе сокращается. В неволе размножаются. В природе встречается гибрид между видами глухаря - межняк.

    Тайга , хвойные леса в умеренном поясе Северного. полушария. Занимает около 10% суши Земли. В территории Евразии главным образом ель, пихта (темно-хвойная Т.), сосна, лиственница (светлохвойная Т.); подлесок беден, травянисто- кустарничковый ярус однородный (черника, брусника, мхи). В фауне из млекопитающих медведь, рысь, соболь, птиц - глухарь, клест, дятел, сороки, кедровки. В тайге сосредоточены значительные ресурсы древесины, пищевого и лекарственного сырья.

    Предварительная подготовка:

    Деление на группы: «Архивариусы», «Юннаты», «Лесовики», «Литераторы».

    Предварительное задание группам:

    «Архивариусы» - изучение материала о жизни писателя;

    «Юннаты» - создание «Васюткиной карты», придумать «Памятку для идущего в лес»;

    «Лесовики» - найти толкование слов «тайга, затеси, Енисей, глухарь», придумать «Памятку для идущего в лес»;

    «Литераторы» - подготовить инсценировку по рассказу.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Пример - Маршрутный лист

    Архивариусы

    Молодец!

    Молодец.

    Молодец?

    Элина

    Рома

    Даша

    Марат

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Сценка по тексту рассказа.

    Васютка проснулся поздно. В избушке одна мать. Дедушка Афанасий ушел куда-то. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря.

    ВАСЮТКА - Ого, до первого сентября всего десять дней осталось.

    МАТЬ (недовольно ) - Вот – вот, к ученью надо готовиться, а ты в лесу пропадаешь.

    ВАСЮТКА - Чего ты, мамка? Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером.

    МАТЬ - «Охота, охота»! Надо орехов, так пусть сами ходят. Привыкли парнишкой помыкать да сорить в избе.

    Когда Васютка с ружьем на плече и с патронташем на поясе, похожий на коренастого, маленького мужичка, выхолил из избы, мать привычно строго напомнила:

    МАТЬ - Ты от затесей далеко не отходи - сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

    ВАСЮТКА - Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

    МАТЬ - Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать.

    Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идешь в лес - бери еду, бери спички. Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то еще придерется к чему-нибудь.

    Весело насвистывая, шел он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Он еще долго думал бы о дороге и о всяких таежных разностях, если бы не скрипучее крякаяье где-то над головой.

    ВАСЮТКА - Кедровка! Вот уж нахальные птицы. …. И стрелять нельзя, не раз драли уши за попусту сожженные патроны.

    ВАСЮТКА - «Кра-кра!» - (передразнил Васютка кедровку и запустил в нее палкой) - Тьфу, ведьма проклятая! -

    ВАСЮТКА - Что это? Неужели глухарь? (и Васютка побежал вперед)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Монолог Васютки

    Все – спать! Но не прошло и пяти минут, как я почувствовал, что кто-то крадется. Да, крадется! Шаг, второй, шорох, вздох... Кто-то медленно и осторожно идет по мху. Я повернулся и увидел что-то темное, большое. Сейчас оно стояло, не шевелилось.

    Что же это? Я направляет ружье и крикнул:

    Кто такой? А ну подходи, не то садану картечью!

    В ответ ни звука. В самом деле, что там может быть? И еще раз крикнул:

    Я говорю, не прячься, а то хуже будет!

    Тишина.Набравшись храбрости, я решительно направляюсь в сторону темного предмета.

    Ох, окаянный! Это был огромный корень-выворотень. - Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за этакой чепухи.

    Зато утром по всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна, потрошили синички старое дерево. Нечаянно я спугнул кормившуюся белку:

    Ну, чего смотришь? Не узнала? А я вот заблудился. Понесся сдуру за глухарем и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревет... Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (помолчал и махнул рукой) - Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

    Васютка вскинул ружье и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать деревья.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    Загадки о природе

    Клейкие почки,

    Зеленые листочки.

    С белой корой

    Стоит под горой. (Береза)

    Его весной и летом

    Мы видели одетым,

    А осенью с бедняжки

    Сорвали все рубашки.

    (Дерево)

    У нее кусты

    Высоки, густы,

    Ствол и ветки-трубкой,

    Очень хрупкой.

    Ягоды красны,

    да не вкусны. (Бузина)

    Нам в дождь и в зной

    Поможет друг,

    Зеленый и хороший

    Протянет нам десятки рук

    И тысячи ладошек. (Дерево)

    Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьет,

    А в иголках круглый год.

    (Ель)

    Весной веселит,

    Летом холодит,

    Осенью питает,

    Зимой согревает.

    (Дерево)

    Ее всегда в лесу найдешь-

    Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая, как еж,

    Зимою в платье летнем. (Ель)

    Приложение 5