Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Примерные темы самообразования воспитателей доу. План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы Отчет самообразованию второй младшей группе

    Примерные темы самообразования воспитателей доу. План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы Отчет самообразованию второй младшей группе

    Жанна Карпухина

    Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ». Карпухиной Ж. А.

    Работа над темой начата - сентябрь 2016 г. (первый год)

    Предполагается закончить работу над темой - май 2017 г.

    За основу в своей работе я брала основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика – Синтез 2014 год. Также использовала следующую методическую литературу : Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

    А. Е. Белая В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов АСТ Москва 2004

    Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . Пособие для родителей и педагогов Москва АСТ 2005

    В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Лань Санкт-Петербург 1997

    Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных Готовим пальчики к письму Москва Обруч 2011

    В. Волина Зимние потешки Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1996 Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

    Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь . Санкт-Петербург, 2013.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПБ : Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук . Игры и упражнения Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 Е. А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013

    «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте » В. А. Сухомлинский. Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства .

    Работая по теме, я использовала разнообразные методы и приёмы : пальчиковые игры и гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей и пальцев рук. Работая с детьми, старалась использовать партнёрские отношения. Очень много отводилось времени на работу по насыщению предметно - пространственной среды.

    Было сделано много игр и пособий. Составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик, игр с массажными мячами, памятка для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи » .

    Развитию кистей и пальцев рук способствуют разнообразные игры и действия с предметами. Такие как :

    Игры с пуговицами («Варежка» , «Божья-коровка» );

    Игры - шнуровки («Башмачок» , «Рыбка» );

    Игры с прищепками («Собери цветок» , «Солнышко» , «Ёжик» )


    Игры с фасолью («Найди мишку» , «Потерялся шарик» )

    Игры с мелкими предметами .

    Дети очень любят играть в настольные, дидактические игры, в кукольный, пальчиковый театр.



    Много знают физкультминуток, пальчиковых игр со стихами и скороговорками и с удовольствием их используют в самостоятельной деятельности (в конце года) .



    акие игры способствуют не только развитию мелкой моторики , они снимают эмоциональное напряжение, улучшают настроение. У детей повышается любознательность; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

    Продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование – один из самых больших удовольствий для ребёнка. Проводив, ООД использовала, различные как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования : пальчиками, пористыми губками, ватными палочками, вилкой.


    Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Так же наши малыши научились использовать трафареты.


    Много времени отводили пластилинографии и лепке.


    Пластилин - не обычный материал, из него можно сделать все, что захочется. На занятиях по конструированию дети с удовольствием возводили постройки : домики, башни, гаражи. Малыши создавали их по образу, позже возводили, усложняя их новыми элементами.

    Рассказывая о своей работе, дети учатся подбирать нужные слова и формировать свои мысли.

    Вся работа по заданной теме проводилась, в тесном контакте с родителями были проведены индивидуальные беседы, консультации : «Игры с прищепками» (декабрь, «Игры и упражнения с массажными мячами» (февраль) . На стенды выставляли физкультминутки и пальчиковые игры, в которые можно поиграть дома вместе с детьми. На протяжении всего времени родители вместе со своим детьми принимали активное участие в жизни группы и детского сада . Участвовали в выставках, конкурсах и акциях.






    Что так же благотворно сказывается на развитии детей . В этом году я со своими ребятами приняла участие в 8 Всероссийском творческом конкурсе «Царство рыб» . Где мы стали победителями и получили диплом.

    В этом конкурсе приняли участие 3 девочки. Они делали осьминогов из бумаги. Так в нашей группе «Цвеик-семицветик» появился красивый аквариум с осьминогами и другими жителями.


    В ноябре провели родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль в развитии речи дошкольников ». В течение года проводились различные досуги, где дети применяли пальчиковые игры : «В гостях у сказки» , «Весёлые пальчики» .

    Вывод : Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей .

    Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг с другом и с взрослыми, словарный запас вырос, игровой замысел у детей расширился , они стали более организованными, внимательными. Повысились навыки самообслуживания . Следовательно, тема для данной работы – актуальна.

    Публикации по теме:

    В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

    Работа по развитию движения рук в нашей младшей группе проводиться каждый день. Все задания приносят детям радость, удовольствие. А чтобы.

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Добрый день Здравствуйте уважаемые коллеги. Слайд1 Я, Киселева Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад № 17 «Золушка».

    Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна. "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность.

    Отчёт Резвицкой Елены Ивановны по самообразованию в 1 младшей группе.

    В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

    Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

    Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:

    Развивать коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества

    Основными задачами выделила

    4 привитие детям доброты, отзывчивости, трудолюбия.

    Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

    Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась со следующей методической литературой:

    1 «Знакомим малыша с окружающим миром».

    2 Программа и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

    3 М. Козырева «Говорю красиво и правильно».

    4 В. Гербова «Развитие речи детей дошкольного возраста».

    Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.

    Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности , так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.

    Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя: Кто у нас хороший?

    Кто у нас пригожий?

    Анечка хорошая,

    Анечка пригожая.

    Красные кафтанчики

    Синие карманчики

    На дубу они сидят

    Меж собою говорят - про Никиточку, про хорошего.

    Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек.

    Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.

    Совушка сова, большая голова

    На дереве сидит,

    Во все стороны глядит,

    Да как полетит. Уф, уф, уф.

    Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты

    Чики, чики, чикалочки.

    Едет Максим на палочке,

    Танечка в тележке

    Щёлкает орешки.

    Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.

    Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.

    Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

    Кисонька - мурысенька,

    Где была?- На мельнице..

    Курочка - рябушка,

    Куда пошла?

    На речку.

    Курочка - рябушка

    Зачем на речку пошла?

    За водицей.

    Курочка - рябушка, зачем тебе водица?

    Цыпляток поить.

    Как твои цыплята водичку будут пить?

    Пи, пи, пи.

    Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

    Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», « Этот пальчик дедушка..» ,

    «Сорока ворона», « Мы капусту рубим», « Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.

    Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.

    Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. когда им приходилось оставаться на сончас. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось ложиться рядышком, покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

    Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать.

    Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота, про собачку белолапу.

    Заклички я начала применять только сейчас, как стали выходить на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются,

    и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.

    Солнышко - колоколнышко

    Выгляни в окошко,

    Твои детки плачут,

    По лавочкам скачут.

    Дождик, дождик

    Дождик лей,

    Будет травка зеленей.

    Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый вечер я читаю детям сказки.

    Слушая русские сказки « Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зёрнышко» и др., дети овладевают языком своего народа.

    Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку,

    используя сюжетные иллюстрации,

    договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему…).

    Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок, проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества

    Они были артистами сказок «Колобок»,

    «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси».

    Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций

    Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку»,

    «У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси» .

    Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-

    петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать загадки, сопереживать персонажам, высказывать своё мнение).

    За учебный год по народному творчеству я провела с детьми непосредственную образовательную деятельность по темам:

    1 «Жили у бабуси 2 весёлых гуся»

    2 «Сочиняем сказку»

    3 «Курочка Пеструшка»

    4 «В гости к лошадке».

    Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.

    В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки,

    атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки,

    народные музыкальные инструменты.

    Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

    В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.

    Для родителей было проведено собрание «Как помочь неговорящим детям».

    В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор».

    С родителями организован и проведён праздник Пасхи, куда были включены п/игра «Карусели» и заклички.

    Перспективы на следующий год.

    1 продолжить работу по развитию речи детей, раскрывая тему по самообразованию на 2015- 2016 год «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста»

    2 пополнить копилку дидактических и театрализованных игр

    3 изучить новинки методической литературы.

    Отчет по самообразованию «

    Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.

    Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

    Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей.

    А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

    Учитывая выше сказанное, я выбрала тему самообразования « Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» (слайд 1)

    Целью деятельности самообразования я поставила: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры. (слайд 2)

    Задачи:

    Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;

    Познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;

    Посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

    Создать картотеку дидактических игр.

    Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия: (слайд 3)

      Богуславская З.М., Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

      Бондаренко. А.К. "Дидактические игры в детском саду"

      Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

      Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи"

      Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников»

      Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников»

    Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

    Систематизации и обобщении предметов и явлений;

    Анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

    Видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

    Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:

      Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

      Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

      Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

      Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

      Формировать связную речь;

      Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

    Свою работу я вела по трем направлениям: (слайд 4)

      Создание предметно - развивающей среды в группе;

      Работа с детьми;

      Работа с родителями.

    За период сентябрь 2014 – май 2015 года мною были подготовлены игровые пособия:

      Для развития мышления: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Осенние листочки», «Геометрическое лото», «Четвёртый лишний».

      Для развития внимания: «Накрой на стол», «Смайлики», «Найди одинаковые рукавички», «Что, где растет?».

      Для развития восприятия и памяти: «Найди отличия», «Сложи картинку», «Что за время года?», «Кто, что ест?»

      Для развития речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Кто в теремочке живет».

      Для развития творческого воображения: «Чудесные превращения», «Пантомима», «Смешной портрет».

      Многофункциональное дидактическое пособие на развитие восприятия, памяти, внимания и логического мышления для воспитанников: «Волшебные круги».

    Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

    1. Развитие мышления;

    2. Развитие внимания;

    3. Развитие восприятия и памяти;

    4. Развитие речи;

    5. Развитие творческого воображения.

    Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

    Слайд 6

    Многофункциональное пособие:

    11 пар кругов, вырезанные из картона (других материалов, пластинки, диски) разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещают картинку или различные схемы, картинки.

    Игры на подбор пары:

    «Чей хвост?» «Кто где живет?» «Один – много» «Что где растет?» «Подбери по форме» «Подбери по цвету» «Мамы и их детеныши» «Поедем, полетим, поплывем» «Угадай, чей листок» «Оденься по сезону».

    Слайд 7

    «Смайлики»

    Перед детьми кладется игровая карта. В верхний левый угол стопкой кладутся смайлики. Детям предлагается найти все классифицируемые предметы и положить на них смайлики. После правильного отбора предметов предлагается назвать оставшиеся предметы и определить их группу.

    Слайд 8

    «Осенние листочки»

    Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.

    - «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

    Слайд 9

    «Кто, что ест»

    «Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»

    При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

    Слайд 10

    «Найди одинаковые рукавички»

    Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

    Слайд 11

    «Накрой на стол»

    «Стол красивый мы накрыли,

    А про чашечки забыли.

    Ну, дружочек, помогай,

    Чашки к блюдцам подбирай».

    Слайд 12

    «Что, где растет»

    Необходимо:

    Посадить овощи на грядку, а фрукты на дерево.

    Рассказать в чем отличие фруктов от овощей.

    Охарактеризовать фрукты и овощи, используя модель признаков (цвет, форма, размер, вкус).

    Слайд 13

    «Кто в теремочке живет?»

    1 вариант: ведущий берет изображения двух животных и «прячет» одного их них за домом, другого в окне, при этом оставляя видимой одну из частей животного, я спрашивает «Кто-кто в теремочке живет?». Игрок отвечает: «В теремочке живет корова, потому что из окна торчит коровья голова, коровьи рога, коровий нос и т.д. А еще в теремочке живет собака, потому что из-за дома торчит собачий хвост, собачьи лапы»

    2 вариант: Определив животного, «живущего» в теремочке, ребенок должен составить краткий описательный рассказ об этом животном по предложенному плану: 1)Кто это? 2) Внешний вид зверя 3) Чем питается? 4)Название жилища 5) Название детенышей 6) Польза для человека (если домашнее животное).

    Слайд 14

    «Чудесные превращения»

    Работа с прищепками очень нравится детям, они фантазируют, придумывают что-то своё необычное, это развивает не только мышечную силу пальцев рук, но и обогащает их воображение, дети начинают играть со своим изобретённым персонажем, героем, с каждым разом придумывают новый образ. Что так привлекает внимание наших малышей? Как раз яркая, впечатляющая игра, которая подразумевает удивительные превращения, казалось бы, из чего? Да из обычных прищепок!

    Работа с родителями:

    В октябре проведена консультация «Роль дидактической игры в развития познавательных способностей».

    Слайд 16

    В феврале проведена выставка « Советуем ознакомиться с дидактическими играми».

    Завершением послужит родительское собрание 22.05.2015г. «Играем вместе с родителями в занимательные игры».

    В рамках заданной темы были посещены занятия в гр. № 4, 6, 7, 1.

    Слайд 17

    Перспективы на следующий год:

    1. Продолжить работу

    Дата публикации: 03.05.17

    Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».

    Всем добрый день, уважаемые коллеги!

    С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .

    Китайская пословица гласит :

    Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

    Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

    Актуальность моей темы:
    Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

    Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

    Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

    1. Изучить методическую литературу по данной теме.

    2. Создавать условия для исследовательской активности детей .

    3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

    4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

    ) Этапы работы:

    ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

    ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .

    ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год

    ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

    ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.

    ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.

    ØСоздать и оформить живой уголок в группе

    В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.

    Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

    Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

    Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .

    «Среда, окружающая ребенком в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду.»
    Костина Элеонора Павловна

    «Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

    -приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;

    -природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

    Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;

    - медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

    -прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

    -утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

    В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.

    Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

    Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .

    Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :

    Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :

    • видеть и выделять проблему;
    • принимать и ставить цель;
    • решать проблемы : анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент ;
    • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

    Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.

    Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :

    • наглядные,
    • словесные,
    • практические .

    С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :

    Консультации «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома» ; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
    Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».

    Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»

    Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

    Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.

    В результате работы за год я:

    • Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
    • Создала картотеку опытов и экспериментов .
    • Разработала перспективный план по второй младшей группе на год
    • Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
    • Провела консультации для родителей по данной теме.
    • Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!

    Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

    Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».

    В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.

    Спасибо за внимание!

    Анна Васильева
    Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы

    Мною был разработан долгосрочный педагогический проект «Побегайки- Попрыгайки» . Этот проект направлен на развитие физических качеств детей. Первостепенное значение в проекте уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни, развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя : физкультурные занятия в зале, утреннюю гимнастику, динамические паузы, «дорожка здоровья» после дневного сна, подвижные игры (с ходьбой, прыжками, ползанием и лазанием, бросанием и ловлей мяча, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги. Проект позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи .

    Актуальность данного проекта : в том, что он объединяет общие задачи физического воспитания - повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности , решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого детям необходимо обеспечить потребность в движениях. Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3-летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т. д., необходимо следить за правильным чередованием процесса возбуждения и торможения, не перегружать детей однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после перегрузок и быстрое восстановление сил. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система : совершенствуется понимание взрослого, расширяется словарь активной речи. В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

    Обучение движениям – воспитательный процесс , поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность , умение слышать и выполнять указания воспитателя , соблюдать правила игры.

    Мною была изучена методика проведения подвижных игр, физических упражнений с детьми раннего возраста, подобран перечень игровых заданий с рече-двигательной нагрузкой, физических упражнений и подвижных игр. С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие , сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями. При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых : «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль» ). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!» Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке» . Малыши вместе со взрослым зовут : «Мишка, выходи!» , пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево» . Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики) . Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).

    Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.

    Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста . Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия :

    Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам) ;

    ---Требование к родителям : утром рационально складывать одежду ребенка;

    Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;

    Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты)

    Также мною была изучена методика проведения утренней гимнастики.

    В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

    Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель , правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы. Однако физические упражнения не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

    В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика начинается с построения в одну шеренгу. Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку. В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен) . Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5--6 раз.

    Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением) . Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки» , «ходьба по глубокому снегу» ). Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную.

    Работа построена с учетом интересов детей, потому как если ребенку интересно, то обучение проходит успешно и результативно.

    В своей работе я использовала : 1. Подвижные игры : «Огуречик» , «Найди свой домик» , «Пузырь» , «Береги предмет» , «Автомобили» , «Винт» , «Шалтай–болтай» , «К куклам в гости» (игры с ходьбой, «Догоните меня» (игры с ходьбой, «Позвони в колокольчик» (игры с прыжками, «Не наступи на линии» «Будь осторожен» (игры с ползанием и лазанием, «Лови мяч» (игры с бросанием и ловлей)

    2. Зарядку в стихах : «Мы ручками похлопаем»

    «По дорожке мы шагаем»

    «Мы топаем ногами»

    «А теперь всем детям встать»

    «Покажите все ладошки»

    «Эй, попрыгали на месте!»

    «Мы на карусели сели»

    «Самолеты загудели »

    «Тики- так, тики- так»

    «Закружились, завертелись»

    Мною проводилась индивидуальная работа с ребенком, имеющим особые образовательные потребности (пятая группа здоровья ) : акцентировалось внимание на подвижные игры и физические упражнения, сопровождающиеся ходьбой и прыжками («Позвони в колокольчик» , «Догони меня» , «К куклам в гости» , «Найди свой домик» , «Шалтай - болтай» , «Береги предмет» . Ограничивались упражнения с пролазыванием в обруч,ползанием,перелазыванием через мат,бросанием и ловлей предметов.

    Ограничиваясь этим перечислением, важно отметить, что каждая из подвижных игр, элементов гимнастики и упражнений очень полезны для формирования физических качеств (ловкость, координация движений, формирование интереса детей к занятиям физической культурой, сенсорномоторное развитие детей раннего возраста.

    В ходе реализации проекта разработаны памятки – рекомендации для родителей («Гимнастика для вашего Попрыгайки» , «Физические упражнения с ребенком» , оформлен стенд с консультациями для родителей, подготовлена презентация.

    С родителями воспитанников были проведены беседы и консультации, анкетирование с целью повышения интересародителей к жизни ребенка в детском саду.

    В результате, у детей сформирован интерес к занятиям физической культурой, начали формироваться физические качества (ловкость, реакция, координация движений) . У родителей появился и закрепился интерес к жизни ребенка в детском саду и физическому воспитанию ребенка в семье . Родители прислушиваются к моим рекомендациям и советам.