Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Предметы названиях которых есть буквы ы. Буква Ы план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. В русском языке

    Предметы названиях которых есть буквы ы. Буква Ы план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. В русском языке

    В алфавите есть лишь одна буква, обозначающая гласный, которая никогда не встречается в начале слова, — Ы. Почему ей не досталось первого места? Представители двух отечественных фонологических школ — московской и ленинградской — расходятся в объяснении. По мнению «москвичей», Ы является аллофоном (вариантом звучания) фонемы [и], а значит, не может начинать слово, так как в начале должен стоять основной вариант звука. «Ленинградцы» считают, что [ы] представляет собой отдельную фонему. В пользу их точки зрения говорит тот факт, что несколько слов, начинающихся с Ы, всетаки существуют, например имена собственные: якутская река Ыгыатта, село Ынырга в Горном Алтае... Последователи московской школы отвечают, что такие слова являются заимствованиями, а потому их нельзя учитывать. В чем фонологи единодушны, так это в том, что звук (в международной транскрипции изображает звук, обозначающий на письме Ы) появляется только после твердых согласных, а после мягких и в начале слова идет И [i]. Сравните: «мышка» и «мишка» — звучание различается лишь мягкостью и твердостью М. Теоретически [i] и могли бы обозначаться одной И. Но тогда пришлось бы на письме помечать качество звучания согласного каким-то другим способом, иначе отличить большого хищного животного от мелкого грызуна было бы невозможно.

    Смена позиции

    Есть в русском языке несколько согласных, имеющих с Ы особые отношения. Одним из доказательств этих отношений выступает знаменитое школьное правило «ЖИ, ШИ пиши с буквой И». Когда-то Ж и Ш были только мягкими и выступали в паре с гласным [i], обозначаемым И (а также в старом алфавите I). Но к XIV веку Ж и Ш отвердели, и теперь, наоборот, после них звучит , а вот написание осталось традиционным — через И. Чуть позже, примерно к XVI веку, та же метаморфоза произошла и с согласным [ц], но не настолько последовательно — во многих диалектах русского языка до сих пор существует [ц’] (мягкое Ц). По этому написание Ц с Ы допускается, но по сложным правилам. Из-за этого в школе приходится заучивать особый специальный список слов с ЦЫ в корне («цыган подошел к цыпленку на цыпочках... »). Развитие заднеязычных согласных Г, К, Х шло в диаметрально противоположную сторону — от твердости к мягкости, и от этого зависела судьба их сочетаний с Ы. Сейчас встретить написание ГЫ, КЫ, ХЫ можно разве что в заимствованных словах, именах собственных и звукоподражаниях. А в древности эти согласные обозначали только твердые звуки, и после них Ы писали всегда. Например, супругу князя звали «княгыня» (а еще раньше «кнгыни»). Со временем задне язычные получили позиционную мягкость, то есть могут теперь обозначать как мягкие, так и твердые согласные (сравните: «гиена», «гитара», но «говор», «гарь»). Запрет на сочетания ГИ, КИ, ХИ был снят, то есть Ы последовательно перешло в И. «Княгыня» стала «княгиней», «гыбель» превратилась в «гибель», «хытрый» стали писать как «хитрый».

    Позднее слияние

    Ы — относительно новая буква в нашем алфавите. В греческой азбуке, из которой мы получили большую часть букв, она отсутствует, равно как и в самых древних кириллических текстах. С этим связан факт, что она не имеет числового значения. Практически каждая буква кириллической азбуки, кроме звука, обозначала какое-нибудь число. А вот Ы нет. Это неудивительно, ведь почти до XIV века Ы не имела собственного начертания. Она записывалась как Ь (ерь) или Ъ (ер) с приписанной буквой I (или И, встречаются все четыре варианта их сочетаний) и называлась «еры» (ер + и). Слитное написание, то есть полноценный статус буквы, Ы приобретает только в более поздних текстах.

    Буква «Ы, ы» является 29-й в русском и 28-й в белорусском алфавитах, представляет собой лигатуру. Отсутствует в иных национальных кириллических славянских алфавитах (древние звуки [и] и [ы] в современных языках южных славян давно совпали, но из болгарского и сербского алфавитов букву Ы исключили лишь в XIX в.; а в алфавите украинском пара И/І применяется вместо Ы/И). Употребляется также во множестве других письменностях на кириллице.

    История буквы

    Буква Ы в церковно- и старославянской азбуках именуется еры́ (ц.-с.) или ѥры (с.-с.), значение его не ясно, но очевидно оно родственно именам букв Ь (ерь) и Ъ (еръ). В самых древних формах кириллицы и глаголицы буквы Ы, вероятно, не было; в последующих она формируется путем объединения знака Ь или Ъ с символом И или І (в памятниках старославянской письменности можно встретить все палитру комбинаций диграфа; в древней кириллице детали буквы также могли соединять чёрточкой).

    В самом «классическом» виде Ы глаголическая имеет вид , а кириллическая — ЪІ (если иметь в виду древность, до XIV века), позднее, как и сейчас, выглядит как Ы (в т.ч и в церковнославянском языке). Буква Ы в кириллице считается обычно по порядку 30-й, в глаголице - 31-й. Не имеет числового значения.

    Современная форма с конца XIV века проникла в русские рукописи из рукописей балканских (южнославянских). Обозначаемый буквой «ы» гласный ɨ был ещё в праязыке славян. Зачастую происходит из длительного звука *ū , что объясняет чередование ы/ов, ы/у и т. д.: крыть — кров, слы́шать — слу́шать.

    Употребление Ы

    В русском языке

    Буквами Ы и И, стоящими после большего числа согласных отражается такое фонетическое явление, как смягчение согласных: следи — следы, бить — быть, грози́ — грозы́, вить — выть, клик — клык, сир — сыр, пил — пыл, сосни́ — сосны́, мило — мыло, сгори — с горы, графи́ — графы́, ти́кать — ты́кать.

    После мягких и твёрдых шипящих в сочетаниях ШИ, ЧИ, ЖИ, ЩИ применяется не Ы, а буква И, так как в древние времена шипящие произносили мягко и после них писались лишь мягкие гласные, правда, уже тогда от этого стали отступать.

    Позже, в ряде случаев, после шипящих начали писать Ы (чтобы отличить схожие, но разные по смыслу формы слов). Написание шипящих с И было всегда основным; основным стало оно и в русском языке. Отступление от этих правил допускаются в иноязычных названиях и именах: Чыонг Тинь, Жылыойский район, Шымкент.

    Исторически сложились более сложные правила употребления букв И и Ы после буквы Ц, у которой мягкость тоже не зависит от контекста. Они приведены в статье «Буква Ц».

    После Г, К, Х, гортанных согласных, бывающих как мягкими, так и твёрдыми, Ы все же, почти не пишется. Объяснение кроется в истории: в старину данные согласные смягчаться не могли; вернее, вместо смягчения они трансформировались в шипящие (сто́льный —от стол, но, ве́чный — от век, пушно́й — от пух, дру́жный — от друг) либо свистящие (ср. с оборотами речи в ц.-с.: на воздусях ← воздухъ, во облацех ← облакъ либо (почить) в Бозе ← Богъ; подобное чередование осталось, к примеру, в склонении в украинском языке: мука — на муці, муха — на мусі, нога — на нозі,) и применялось исключительно с Ы.

    Позднее в русском языке Ы в данной позиции переходит в И. Сейчас сочетания кы, хы, гы попадаются в просторечии и звукоподражаниях (Маркыч, Олегыч, Аристархыч, кыш, Кыся, гыгыкать), или в заимствованных и вообще в разных иноязычных названиях и именах (акын, кок-сагыз, такыр, Кызыл, Мангышлак, Архыз).

    Также лишь в звукоподражаниях Ы встречается в началах слов и после гласных, заимствованиях и именах собственных (ых, ыкать; Ыгыатта, Джайаыл, Хабырыыс, Ыджыдпарма, Суыкбулак, ынджера, ыр), хотя в начале слова звук [ы] совсем обычен, если оно начинается на И, и без паузы следует за словом с окончанием на твердую согласную (Иван [Ы]ваныч, вот [ы] всё).

    То же фонетическое явление, только на стыках приставки и корня отражено на письме (cыграть, подытожить, безымянный), исключая иностранные приставки (напр., постинфарктный, ср. - предынфарктный), приставки на шипящие и гортанные (сверхизысканный, межигровой) и слово взимать со всеми его производными.

    Можно букву Ы после Й встретить лишь в транслитерации иноязычных имен и названий: Чыйырчык, Тайынша.

    Вероятно, после Ь и Ъ буква Ы вообще не встречается (но, теоретически в транслитерации и транскрипции не запрещена).

    В церковнославянском языке

    Применение букв И (І) и Ы приближено к русскому, но иногда является отражением старославянской ситуации:

    Применение И и Ы после большего числа согласных фонетически обусловленное и смыслоразличительное (бити — быти и т. п.); но, в склонениях одних и тех же слов, в отличие от русского, можно одновременно встретить окончания -ы и -и: раби (им. пад. множ. ч. от рабъ) — рабы (вин. и твор. пад. множ. ч.);

    В ц.-сл также произощел упоминавшийся выше переход кы, хы, гы в ки, хи, ги, т. е. не бывает после гортанных Ы;

    И И, и Ы ставят после шипящих; произносят их одинаково, отличие лишь в смысле: мужи́ (им. пад. множ. ч. от мужъ) — мужы́ (вин. и твор. пад. множ. ч.); юноши (род. и дат. пад. ед. ч. от юноша) — юнѡши (им. и зват. пад. множ. ч., а также им., вин. и зват. пад. двойств. числа) — юношы (вин. пад. множ. ч.); нищимъ (твор. пад. ед. ч.) — нищымъ (дат. пад. множ. числа) и т. п.;

    Лишь в заимствованиях пишется ци (перед гласными ці) (Кѡнстанція, Цицеронъ);

    После приставок, оканчивающихся согласной И может превращаться в Ы или не превращаться в него; может также писаться вместо Ы с ъи (подъимати/подымати, но ѿимати с И), для различных корней и приставок преобладающее написание может отличаться.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №13

    Конспект урока обучения грамоте

    «Буква Ы»

    1 класс

    Выполнила:

    Кулашкина Алена Николаевна,

    Учитель начальных классов

    МБОУ СОШ №13

    Сургут

    2016

    1. Самоопределение в деятельности.

    Прозвенел звонок

    Начинается урок

    Мы за парты сели ровно

    И к работе всё готово

    Мы гостей сегодня ждали

    Их с волнением встречали

    И должны вам показать
    Как учимся читать

    Думать, мыслить, отвечать.

    1. Актуализация знаний. « Да-нетка».
    1. Сегодня четвертый день недели?
    2. Октябрь - середина осенней поры.
    3. Пышный пестрый ковер, устилающий землю осенью - это снегопад?
    4. Можно ли осенью встретить паутину, которая летает?

    Проверим, что получилось? (схема слова).

    Схема к какому слову получилась?

    А поможет нам кленовый листочек. Рос он, радуясь ласковому солнышку и теплому дождику. Незаметно к большому и красивому клену подошла художница Осень. Она достала волшебные краски и стала одевать листья клена в красивые наряды:

    В какие краски она стала одевать листья? желтые, оранжевые, красные. Но художница Осень не расcчитала и капнула на листочек слишком много краски. Листочек не выдержал, оторвался от ветки и стал падать. Листочек ухватился сразу за паутинку и стал качаться как на качелях. «Ах, сообразительный Листочек»,- подумала художница Осень и улыбнулась.

    Догадались, что это за слово? Позовём осень.Осенний ветер-озорник подул и переворошил все буквы. Кто сможет их прочитать?

    Вернем буквам первоначальный вид. Прочитайте.

    Какие звуки они обозначают?

    1. Постановка целей и задач урока.

    Определим, в каком порядке будем работать на уроке.

    1. Звукобуквенный анализ слов.
    2. Знакомство с новым звуком и буквой.
    3. Составление предложений.
    4. Чтение текста.

    4 .Знакомство с новым звуком и буквой.

    Кто спрятался под листочком.

    Маленький зверёк, длинный хвост,

    Серая шубка, острые зубки.

    Желтый, круглый, весь из дыр

    Любят мыши вкусный ….. Что больше всего любят мышки?

    Как произносится звук?

    Вывод: звук Ы гласный.

    Какой наряд будет у звуковичка?

    У художницы Осень есть альбом. Сейчас я буду листать его. Если увидите новую букву, хлопните в ладоши.

    На что похожа буква Ы?

    А вот шагает буква Ы.

    Без Ы не выучитесь ВЫ.

    Ф.М.

    Мышка в норку забралась….

    Предлагаю вам изображение, в котором вам надо разыскать букву Ы и раскрасить в цвета осенних листьев? Вывод: Буква Ы обозначает….

    5. Чтение слогов и слов с новой буквой.

    Прочитайте слоги с буквой Ы. Как произносится согласный звук, когда рядом звук Ы?

    Какую работу выполняет звук Ы, когда стоит после согласного?

    Рассмотрите изображения.

    Назовите слова, в которых данный звук слышится в середине слова. В конце слова.

    Прочитайте первый столбик слов про себя.

    Прочитайте первую пару слов. Что такое «Тропа»? Сколько лесных дорожек это слово обозначает? Тогда говорят, что слово употребляется в единственном числе! Чем различаются эти слова? «Тропы»- множественное число. И помогает нам в этом буква Ы!

    Поработаем в парах . Игра «Один-много ». Что получилось.

    В какой части слова слышится звук Ы?

    Продолжим чтение.

    • умеренно спокойно
    • тихо ласково
    • радостно
    • с удивлением
    • гордо бодро
    • с вопросительной интонацией

    Ф.Мин. Давайте поиграем в игру «Превращения»

    Какие это деревья. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Вы - дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут «Ы-Ы-Ы». А сейчас превратились в березы и осины. Их раскачивает легкий ветерок. Они поют высоким голоском «ы-ы-ы».

    Вывод:…..

    А вот придумайте слова, в которых звук Ы стоит вначале слова. Получилось?

    Я не знаю, в чём секрет,

    Слов на эту букву нет,

    Только буквЫ все важнЫ,

    МЫ запомним букву…

    Вывод: Буква Ы может стоять вначале и в середине слова.

    Работа над текстом «Лесная хатка».

    Листочек приглашает вас в гости к одному лесному жителю. Угадайте кто это?

    Из деревьев сделал хатку.

    Всё в ней просто, по порядку -

    И в воде, и над водой!

    Кто построил дом такой?

    Кто загадку отгадает,

    И строителя узнает?

    Посмотрите на иллюстрацию.

    Кто из вас видел бобра? Где его можно увидеть?

    Бобры храбры идут в боры. (разминка)

    Тихо, медленно.

    Громко,восторженно.

    Сколько слов в предложении. Составьте схему предложения.

    Почитайте название.

    Как вы понимаете «хатка»?

    Хатка - жилище уютный, маленький дом. Странно, почему же это лесная хатка ?

    Догадались, почему хатка-лесная?

    А зачем в доме щели затыкать?

    Как же в неё зайти, если нет ни окон не дверей?

    Кто же живет в этой странной хатке?

    КОНОПАТИЛИ - значит замазывали щели, чтобы не поддувало зимой.

    Почему слова «рубили» «распиливали» даны в ковычках?

    Повторное чтение.

    Из чего бобры строят хатку?

    Если нет ни окно, не дверей, Значит, есть такая необходимость. Бобер так спасается от врагов.

    Какие новые слова вы встретили в тексте?

    Какой хитрец бобер - вот так построил себе домик!

    Николай Иванович Сладков.

    Что интересного вы узнали о жизни бобра?

    1. Бобер- «король грызунов». Длина его тела достигает 70 сантиметров. Весит зверь почти 30 кг. Живут бобры до 25 лет.У этих зверей всё удивительное- и зубы, и шуба, и хвост.

    2. Чудо первое – бобровые зубы. Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Чудо второе - шуба. Для бобров важно чтобы мех не пропускал воду. Ведь бобры много времени проводят в воде. Прекрасно плавают и ныряют.

    3. Чудо третье - бобровый хвост. Хвост служит бобру и веслом и рулём. Хвост даже спасает ему жизнь.

    4. Чудо четвертое- хатки. Снаружи хатка выглядит рыхлой кучей сухих веток. А на самом деле она очень прочная. В хатке бобры живут ни один год.

    Бобры – очень интересные животные. Из – за ценного меха 30 лет назад численность бобров резко сократилась. Ученые наблюдали за жизнью бобров. Создали заповедники. Делали все, чтобы сохранить их численность. И даже сами строили домики-хатки, которые бобры с удовольствием занимали.

    В каком порядке работали на уроке.

    1. Звукобуквенный анализ слов.
    2. Знакомство с новым звуком и буквой ы.
    3. Составляли предложения.
    4. Читали текст «Лесная хатка».
    1. Рефлексия. «Оживи листочек» Сегодня я узнал…

    У меня получилось…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

    Мне было трудно…


    Цели:

    1. Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
    2. Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
    3. Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.

    Оборудование:

    • алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
    • картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.

    I. Объявление темы урока.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

    II. Новый материал.

    Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)

    Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).

    Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)

    Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)

    На доске: "звуковички"

    Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)

    А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

    Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)

    Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.

    А вот шагает буква Ы,
    Без Ы не выучитесь вы.
    И бедняжка буква Ы
    Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

    На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.

    А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах

    На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).

    Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)

    На доске: алфавит.

    Найдите место буквы ы. Покажите.

    Тыр-пыр, восемь дыр,
    В каждой дырке - целый мир,
    В каждом мире - вкусный сыр,
    В каждом сыре - восемь дыр.

    Вопрос для самых внимательных:

    В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?

    Назовите. (Дети называют слова.)

    Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.

    Дети приводят примеры слов.

    Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].

    Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.

    Двустишие

    Мы услыхали от совы,
    Что нету слов на букву Ы.

    Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)

    Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.

    Совушка - сова,
    Большая голова,
    На суку сидит,
    Головой вертит,
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг - как полетит!

    Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.

    Водяные мастера

    Строят дом без топора.
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)

    Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?

    Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)

    Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.

    На доске картинка “Бобры”.

    Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)

    Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.

    Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?

    (Свободные высказывания детей.)

    А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)

    Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)

    Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.

    От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)

    Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.

    От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)

    Все бобры добры

    Для своих бобрят.

    В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?

    Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)

    1) Чтение хором (3-4 раза).

    2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).

    Идут бобры

    В сыры боры.

    В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.

    1) Чтение хором (3-4 раза).

    2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),

    Бобер в бору затеял бал,
    Бобер на бал гостей созвал.
    Белочки во флейты дуют.
    Польку бабочки танцуют,
    Даже тихий барсучок
    Туфельками чок да чок!

    III. Обобщение

    Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.

    Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?

    Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.

    Всем детям раздаются призы.

    Урок окончен. Спасибо.

    Как известно, все языки отличаются друг от друга не только словарным запасом, но и наборами букв и звуков. Для одной языковой группы такие отличия могут быть незначительными или отсутствовать вовсе, но в случае сравнения английского и русского языков разница очень заметна. Алфавит русского языка состоит из 33 букв, а английский, в свою очередь, всего лишь из 26. Исходя из этого, стоит ожидать, что некоторые привычные для нас буквы и звуки будут передаваться с особенностями.

    В английской письменности отсутствуют буквы, способные самостоятельно передать наши й, ц, ч, ш, щ, ы. И хотя они почти не используются англичанами и американцами, но бывают необходимы для передачи заимствованных слов, а также при адаптации славянских имён, фамилий, названий городов и так далее. Для замены проблемных букв используются буквосочетания.

    Буква Ш.

    В первую очередь она передаётся буквосочетанием SH. Наиболее показательные примеры - слова EngliSH, SHine, fiSH, SHe и так далее. Именно таким образом будут переданы славянские имена DaSHa, MaSHa, NataSHa и прочие. Иногда звук Ш передаётся в английских словах другими сочетаниями. Например, commiSSion, revoluTion, dimenSion.

    Буква Ч.

    Эта проблемная буква и этот звук также передаются двойным буквосочетанием, а именно CH, которое в конце слов преобразуется в TCH. Примеры в исконно-английских словах: catCH, CHalk, CHoose и так далее. В заимствованных словах: CHeburashka, CHeboksary, PeCHkin…

    Буква Щ.

    Данная присущая славянским языкам буква, а в особенности отвечающий ей звук вызывают у англичан много трудностей, и на письме передаются 4 символами SHCH. Это обусловлено схожестью звука Щ по звучанию со звукосочетанием ШЧ. Примеры использования: SHCHedrin, SHCHerbakova…

    Буква Ц.

    В отличие от Ч и Ш, которые встречаются иногда в английских словах, примеров использования звука Ц найти не получится, потому этот славянский звук передаётся из соображений фонетической схожести сочетанием букв TS, реже можно встретить использование TZ или TC. Примеры перевода: VysoTSky, TSvetaeva, TroubeTZkoy.

    Буква Й.

    В соответствии с текущими стандартами на письме этот звук и эта буква передаются при помощи символа Y. Стоит отметить, что таким же образом передаётся и буква Ы, чем иногда бывает вызвана путаница, которой не было, пока придерживались использования для звука Й английской буквы J. Так или иначе, согласно современным нормам при переводе запись будет следующей: Yogurt, TolstoY, AivazovskY.

    Буква Ы.

    Это один из самых трудных звуков в нашей речи, произнести его не в середине слова трудно даже для носителей русского языка. В английском для его замены тоже используют Y, при этом из контекста понятно, какой именно звук подразумевается. Примеры: DobrYnin, KrYlov, DavYdova.