Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Построить сечение тетраэдра через три точки. «Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Построить точку пересечения прямой МN и плоскости BDC

    Построить сечение тетраэдра через три точки. «Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Построить точку пересечения прямой МN и плоскости BDC

    Сегодня еще раз разберем, как построить сечение тетраэдра плоскостью .
    Рассмотрим самый простой случай (обязательный уровень), когда 2 точки плоскости сечения принадлежат одной грани, а третья точка - другой грани.

    Напомним алгоритм построения сечений такого вида (случай: 2 точки принадлежат одной грани).

    1. Ищем грань, которая содержит 2 точки плоскости сечения. Проводим прямую через две точки, лежащие в одной грани. Находим точки ее пересечения с ребрами тетраэдра. Часть прямой, оказавшаяся в грани, есть сторона сечения.

    2. Если многоугольник можно замкнуть - сечение построено. Если нельзя замкнуть, то находим точку пересечения построенной прямой и плоскости, содержащей третью точку.

    1. Видим, что точки E и F лежат в одной грани (BCD), проведем прямую EF в плоскости (BCD).
    2. Найдем точку пересечения прямой EF c ребром тетраэдра BD, это точка Н.
    3. Теперь следует найти точку пересечения прямой EF и плоскости, содержащей третью точку G, т.е. плоскости (ADC).
    Прямая CD лежит в плоскостях (ADC) и (BDC), значит она пересекается с прямой EF, и точка К является точкой пересечения прямой EF и плоскости (ADC).
    4. Далее находим еще две точки, лежащие в одной плоскости. Это точки G и K, обе лежат в плоскости левой боковой грани. Проводим прямую GK, отмечаем точки, в которых эта прямая пересекает ребра тетраэдра. Это точки M и L.
    4. Осталось "замкнуть" сечение, т.е.соединить точки, лежащие в одной грани. Это точки M и H, и также L и F. Оба этих отрезка - невидимы, проводим их пунктиром.


    В сечении получился четырехугольник MHFL. Все его вершины лежат на ребрах тетраэдра. Выделим получившееся сечение.

    Теперь сформулируем "свойства" правильно построенного сечения:

    1. Все вершины многоугольника, которое является сечением, лежат на ребрах тетраэдра (параллелепипеда, многоугольника).

    2. Все стороны сечения лежат в гранях многогранника.
    3. В каждой грани многоранника может находиться не более одной (одна или ни одной!) стороны сечения

    Тип урока:

    Урок изучения нового материала.

    Вид урока:

    Урок с применением ИКТ.

    Геометрия: учебник для 10-11 кл. / Л.С. Атанасян. – М.: Просвещение, 2010;

    Раздаточный материал: карточки с заданиями.

    Интерактивная доска;

    Ноутбук;

    Презентация, выполненная в программе PowerPoint;

    Рисунки, выполненные в программе Paint;

    Модели тетраэдра, параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда, куба.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Классная работа. Тема урока: Построение сечений тетраэдра. 29.10.

    А В С Д ТЕТРАЭДР - ДАВС Тетраэдр « tetra »- четыре, « hedra »- грань.

    Цель урока: Задачи урока: Формирование умения строить сечения тетраэдра с плоскостью, проходящей через три заданные точки. Обучающие: - ввести определение секущей плоскости и сечения тетраэдра плоскостью; - сформулировать алгоритм построения точки пересечения прямой и плоскости; - сформулировать алгоритм построения сечение тетраэдра плоскостью. Развивающие: - продолжить формирование пространственного воображения и математической речи; - развивать аналитическое мышление при выработке алгоритма построения точки пересечения прямой и плоскости и сечение многогранников. Воспитывающие: - вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; - воспитание культуры общения.

    Аксиомы и теоремы стереометрии. 1. Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то линии пересечения параллельны. 2. Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость, и притом только одна. 3. Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой, проходящей через эту точку. 4. Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки прямой лежат в этой плоскости. 5. Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость, и притом только одна. А Б В Г Д

    Задание: Найти точку пересечения прямой АВ с плоскостью М NK .

    2. Задание: Построить прямые, проходящие через точки M , N , K .

    Сечение A B C D M N K

    А В С D M N K α

    A B C D M N K Следом называют прямую пересечения плоскости сечения и плоскости какой-либо грани многогранника. MK – след плоскости MNK на плоскости ABC MN - … NK - …

    Какие многоугольники могут получиться в сечении? Тетраэдр имеет 4 грани В сечениях могут получиться: Четырехугольники Треугольники

    Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E , F , K . E F K L A B C D M 1. Проводим К F . 2. Проводим FE . 3. Продолжим EF , продол- жим AC . 5. Проводим MK . 7. Проводим EL EFKL – искомое сечение Правила 6. MK AB=L 4. EF AC = М

    При этом необходимо учитывать следующее: 1. Соединять можно только две точки, лежащие в плоскости одной грани. Для построения сечения нужно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами и соединить их отрезками. 2 . Если в плоскости грани отмечена только одна точка, принадлежащая плоскости сечения, то надо построить дополнительную точку. Для этого необходимо найти точки пересечения уже построенных прямых с другими прямыми, лежащими в тех же гранях.

    Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E , F , K . 1 способ 2 способ

    Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые. Способ №1. Способ №2.

    Проверьте правильность построения сечения. Объясните ошибку.

    А В С D N K M X P T Проверь себя Решение 1. KN = α ∩ ДВС Х = К N ∩ ВС Т = МХ ∩ АВ Р = ТХ ∩ АС РТ = α ∩ АВС, М є РТ PN = α ∩ АДС ТР N K - искомое сечение

    Точка М является внутренней точкой грани ВС D тетраэдра DABC . Постройте сечение этого тетраэдра плоскостью, проходящей через точку М, параллельно плоскости АВ D . С D А В М К L N

    Задание Построить сечение тетраэдра ABCD , проходящее через точку R параллельно грани BCD . 2. Построить сечение тетраэдра ABCD , проходящее через точку S параллельно грани ABC . 3. Построить сечение тетраэдра ABCD , проходящее через точку T параллельно грани ACD . 4. Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью, проходящей через точку M, параллельно грани ВС D .

    А D B C  S 2 . А D B C  R 1 . А D B C T  3 . 4.

    Домашнее задание Изучить п.14 2. № 73 (стр. 29) 3. Творческое задание (по желанию): изготовить бумажную модель тетраэдра.

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Кимовская средняя общеобразовательная школа

    Спасского муниципального района

    Республики Татарстан»

    Тема урока :

    «Построение сечений тетраэдра»

    10 класс

    Разработала

    Мамонова Евгения Геннадьевна,

    Учитель математики первой квалификационной категории

    Октябрь, 2013г.

    Образовательные задачи:

    • обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма решения задач на построение сечений тетраэдра.
    • обеспечить усвоение понятий тетраэдра, систематизировать знания, связанные с аксиомами стереометрии, определениями, свойствами, понятием взаимного расположения точек, прямых и плоскостей в пространстве.
    • формировать навыки изображения рассматриваемых объектов на плоскости и “чтение” предлагаемых изображений, графической грамотности;
    • формировать умения применять приемы сравнения, обобщения, умозаключения.

    Развивающие задачи:

    • развитие умения применять полученные знания по стереометрии на практике,
    • формирование умения анализировать и обобщать знания в процессе решения задач на построение сечений тетраэдра.
    • уметь выполнять различные вычисления, связанные с определением площади сечения.

    Воспитательные задачи:

    • воспитание осознанной потребности в знаниях,
    • совершенствование учебных умений и навыков,
    • воспитывать познавательный интерес к предмету через приобретение пространственного воображения и умения видеть красоту окружающего мира.

    Тип урока:

    Урок изучения нового материала.

    Вид урока:

    Урок с применением ИКТ.

    Методы обучения:

    Беседа;

    Фронтальный опрос;

    Иллюстративно-наглядный;

    Практический;

    Метод сравнения, обобщения.

    Учебно-методическое оснащение:

    Геометрия: учебник для 10-11 кл. / Л.С. Атанасян. – М.: Просвещение, 2010;

    Раздаточный материал: карточки с заданиями.

    Материально-техническое оснащение:

    Интерактивная доска;

    Ноутбук;

    Презентация, выполненная в программе PowerPoint;

    Рисунки, выполненные в программе Paint;

    Модели тетраэдра, параллелепипеда, прямоугольного параллелепипеда, куба.

    Структура урока :

    1. Орг. момент (1 мин).
    2. Актуализация ранее приобретенных знаний (3 мин).
    3. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин).
    4. Создание проблемной ситуации (3 мин).
    5. Объяснение нового материала (10 мин).
    6. Закрепление изученного материала (5 мин).
    7. Самостоятельная работа с последующей проверкой (3 мин).
    8. Практикум (5 мин).
    9. Решение задачи (8 мин)
    10. Это интересно (1 мин).
    11. Постановка домашнего задания (1 мин).
    12. Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин).

    Ход урока:

    Этапы

    урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    обучающихся

    Время

    1.Орг. момент

    Здравствуйте, ребята. Садитесь.

    " Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия". (Слайд №2) Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале ХХ века, очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет вам эта наука. Поэтому я предлагаю вам с еще большим усердием заняться изучением геометрии.

    Приветствуют учителя. Садятся.

    1 мин

    2.Актуализация ранее приобретенных знаний

    Устная работа. Вопросы:

    С каким многогранником мы познакомились на прошлом уроке?

    Дайте определение тетраэдра.

    (Слайд №3)

    Покажите элементы тетраэдра на модели.

    Тема сегодняшнего урока «Построение сечений тетраэдра» (Слайд №4). Запишите тему в тетрадях.

    Нам предстоит узнать какая плоскость называется секущей, способы и методы построения сечений, научиться строить сечения тетраэдра (Слайд №5). В течение урока вы будете работать с конспектами и строить сечения тетраэдра в них.

    С тетраэдром.

    Поверхность, составленная из четырех треугольников, называется тетраэдром.

    Треугольники, из которых состоит тетраэдр, называются гранями, их стороны – ребрами, а вершины – вершинами тетраэдра. Тетраэдр имеет 4 грани, 6 ребер и 4 вершины. Одну из граней тетраэдра называют основанием, а три другие – боковыми гранями. Два ребра тетраэдра, не имеющие общих вершин, называются противоположными.

    Записывают число и тему урока в тетради.

    3 мин

    3.Подготовка к восприятию нового материала

    Для этого нам нужно вспомнить несколько аксиом и теорем.

    Задание: Соотнести чертеж с формулировкой теоремы или аксиомы. (Слайд 6)

    Формулируют аксиомы и теоремы, соотносят их с рисунками.

    Ответ:

    Д-1

    В-2

    Б-3

    А-4

    Г-5

    3 мин

    4. Создание проблемной ситуации.

    1. Задание: (Слайд 7)

    Найти точку пересечения прямой АВ с плоскостью МNK.

    Вопросы:

    Какой плоскости принадлежит прямая АВ? Постройте ее.

    Каким плоскостям принадлежит прямая MN? Продолжите ее.

    Вы получили точку пересечения прямых АВ и MN. Обозначьте ее.

    Какой плоскости принадлежит эта точка?

    Сделайте вывод.

    2. Задание: (Слайд 8)

    Построить прямые, проходящие через точки M, N, K.

    Какая фигура получается при пересечении прямых?

    Какой особенностью обладает данный треугольник?

    Записывают задание в тетрадь :

    Отвечают на вопросы:

    АВ є MDN.

    MN = MDN ∩ MКN.

    Р = MN ∩ АВ

    Р є MКN

    Р = АВ ∩ МNK.

    Строят прямые MK, KN, MN.

    Аргументируют свой ответ.

    При пересечении прямых получается треугольник MNK.

    Треугольник делит тетраэдр на две части. Каждая сторона треугольника принадлежит грани многогранника.

    3 мин

    5. Объяснение нового материала.

    Итак, мы с вами построили сечение тетраэдра. Треугольник, образованный прямыми MK, MN, KN, называется сечением (Слайд 9 ), а плоскость MKN – секущей. (Слайд 10)

    Каковы особенности секущей плоскости? (Слайд 9,10)

    Основные понятия (Слайд 11 )

    При построении сечения мы использовали метод следов. (Слайд 12)

    Сейчас вы вспомните, как мы построили сечение и сформулируете алгоритм построения сечений методом следов.

    Проверим алгоритмы.

    Какие многоугольники могут получить в сечении тетраэдра? (Слайд 13)

    Решение задачи. (Слайд 14)

    Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через сторону основания тетраэдра и данную точку на противолежащем ребре.

    Построение сечения, проходящего через точки E, F, K. (Слайд 15, 16)

    Как расположены точки E, F, K. Какие прямые можно построить?

    Для построения сечения нам нужна дополнительная точка. EF ∩ AC =М.

    Проводим МК. MK ∩ AB = L. Проводим EL. EFKL – искомое сечение.

    1.Это плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного многогранника.

    2.Секущая плоскость пересекает грани многогранника по отрезкам.

    Читают определение следа.

    Продолжают фразы.

    Алгоритм.

    1.Отыскать в одной грани две точки сечения.

    2.Построить след сечения на плоскости тетраэдра.

    3.Повторить п.1-2 еще 2 раза.

    4.Заштриховать полученное сечение.

    Конспектируют

    Треугольники и четырехугольники.

    E, F є ADC, F, K є BDC.

    Можно построить прямые КF, FЕ.

    10 мин

    6. Закрепление изученного материала.

    Построение сечений на интерактивной доске.

    Два способа. (Слайд 17)

    Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые. (Слайд 18)

    Каким условием мы должны дополнить наш алгоритм, чтобы построить сечение методом следов.

    Подумайте и допишите алгоритм.

    Проверим.

    Задание: Проверьте правильность построения сечения. Объясните ошибку. (Слайд 19)

    Строят сечения тетраэдра двумя способами.

    Найти дополнительную точку сечения на ребре тетраэдра

    Через полученную дополнительную точку на следе и точку сечения в выбранной грани провести прямую

    Отметить точки пересечения прямой с ребрами грани.

    Ошибки:

    1.Секущая плоскость пересекает грани тетраэдра по отрезкам (в грани АВК такого отрезка нет, а в грани ВКС – таких отрезков 2)

    2. Сечением тетраэдра не могут быть пятиугольники.

    5 мин

    7.Самостоятельная работа с последующей проверкой

    (Слайд 20)

    Выполняют самостоятельную работу

    (-Если возникнут проблемы, можете посоветоваться с товарищем по парте)

    3 мин

    8.Практикум

    Еще один метод, применяемый при построении сечений – это метод параллельных прямых.

    Задание: (Слайд 21 ) Точка М является внутренней точкой грани ВСД тетраэдра ДАВС. Постройте сечение этого тетраэдра плоскостью, проходящей через точку М, параллельно плоскости АВД.

    Вспомните название метода и предложите способ построения сечения.

    Решение. Т.к. секущая плоскость параллельна плоскости АВД, то она параллельна прямым АД, АВ, ДВ. Следовательно, секущая плоскость пересекает боковые грани тетраэдра по прямым, параллельным сторонам треугольника АВД. Отсюда вытекает следующий способ построения искомого сечения. Проведем через точку М прямую, параллельную отрезку ВД, и обозначим буквами L и N точки пересечения этой прямой с боковыми ребрами ДВ и ДС. Затем через точку L проведем прямую, параллельную отрезку АС, и обозначим буквой К точку пересечения этой прямой с ребром АС. Треугольник LKN – искомое сечение.

    Задание . Построить сечение на интерактивной доске

    Задание: (Слайд 22) Построить сечения.

    Сверим ответы (Слайд 23)

    5 мин

    9 Решение задачи

    Приложение 1

    8 мин

    10.Это интересно

    Сечение в рисунке, при моделировании одежды, в жизни. (Слайды 24-26)

    1 мин

    11.Постановка домашнего задания

    Изучить п.14, №73 (стр. 29) (Слайд 27)

    Творческое задание (по желанию): изготовить бумажную модель тетраэдра.

    1 мин

    12. Рефлексия, итог урока

    1. О каком многограннике шла речь сегодня на уроке?
    2. Какие задачи мы научились сегодня решать? (задачи на построение сечений)
    3. Какие действия должен уметь выполнять ученик для построения сечений многогранников? (находить точки пересечения прямой и плоскости; строить линию пересечения двух плоскостей)

    (Слайд 29)

    2 мин


    Построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. Содержание: 1. Цели и задачи. 2. Введение. 3. Понятие секущей плоскости. 4. Определение сечения. 5. Правила построения сечений. 6. Виды сечений тетраэдра. 7. Виды сечений параллелепипеда. 8. Задача на построение сечения тетраэдра с объяснением. 9. Задача на построение сечения тетраэдра с объяснением. 10. Задача на построение сечения тетраэдра по наводящим вопросам. 11. Второй вариант решения предыдущей задачи. 12. Задача на построение сечения параллелепипеда. 13. Задача на построение сечения параллелепипеда. 14. Пожелание учащимся. Цель работы: Развитие пространственных представлений у учащихся. Задачи: Познакомить с правилами построения сечений. Выработать навыки построения сечений тетраэдра и параллелепипеда при различных случаях задания секущей плоскости. Сформировать умение применять правила построения сечений при решении задач по темам «Многогранники». Для решения многих геометрических задач необходимо строить их сечения различными плоскостями. Секущей плоскостью параллелепипеда (тетраэдра) называется любая плоскость, по обе стороны от которой имеются точки данного параллелепипеда (тетраэдра). L Секущая плоскость пересекает грани тетраэдра (параллелепипеда) по отрезкам. L Многоугольник, сторонами которого являются данные отрезки, называется сечением тетраэдра (параллелепипеда). Для построения сечения нужно построить точки пересечения секущей плоскости с ребрами и соединить их отрезками. При этом необходимо учитывать следующее: 1. Соединять можно только две точки, лежащие в плоскости одной грани. 2. Секущая плоскость пересекает параллельные грани по параллельным отрезкам. 3. Если в плоскости грани отмечена только одна точка, принадлежащая плоскости сечения, то надо построить дополнительную точку. Для этого необходимо найти точки пересечения уже построенных прямых с другими прямыми, лежащими в тех же гранях. Какие многоугольники могут получиться в сечении? Тетраэдр имеет 4 грани В сечениях могут получиться: Треугольники Четырехугольники Параллелепипед имеет 6 граней Треугольники Пятиугольники В его сечениях могут получиться: Четырехугольники Шестиугольники Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью, проходящей через точки M,N,K D M AA 1. Проведем прямую через точки М и К, т.к. они лежат в одной грани (АDC). N K BB C C 2. Проведем прямую через точки К и N, т.к. они лежат в одной грани (СDB). 3. Аналогично рассуждая, проводим прямую MN. 4. MNK – искомое сечение. Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E, F, K. 1. Проводим КF. 2. Проводим FE. 3. Продолжим EF, продолжим AC. D F 4. EF AC =М 5. Проводим MK. E M C 6. MK AB=L A L K Правила B 7. Проводим EL EFKL – искомое сечение Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E, F, K. С какойпрямые точкой, лежащей в Какие можно Соедините получившиеся Какие сразу той жеточки граниможно можно продолжить, чтобы получить точки, лежащие в одной соединить? соединить полученную дополнительную точку? грани, назовите сечение. дополнительную точку? D иЕ АС ЕLFK FСЕК иточкой K, и FК F L C M A E K B Правила Второй способ Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки E, F, K. D F L C A E K B Правила Первый способ О Способ №1. Способ №2. Вывод: независимо от способа построения сечения одинаковые. Построить сечения параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки В1, М, N Правила В1 D1 С1 A1 P К В D А Е N С O M 1. MN 3.MN ∩ BA=O 2.Продолжим 4. В1О MN,ВА 5. В1О ∩ А1А=К 6. КМ 7. Продолжим MN и BD. 8. MN ∩ BD=E 9. В1E 10. B1Е ∩ D1D=P , PN Параллелепипед и тетраэдр, сечения Диктант по теме «Тетраэдр, параллелепипед» Вариант I Вариант II 1. Какую поверхность мы называем тетраэдром? параллелепипедом? 2. Что такое грани, ребра, вершины параллелепипеда? тетраэдра? 3. Сформулируйте свойство параллелепипеда о диагоналях. о гранях. Диктант по теме «Тетраэдр, параллелепипед» Вариант I 4. Какие ребра тетраэдра называются противоположными? Вариант II 4. Какие грани параллелепипеда называются смежными? 5. Начертите изображение параллелепипеда. тетраэдра. Перечислите все элементы, укажите их количество. Построить сечение параллелепипеда плоскостью, проходящей через точки M,A,D. В1 D1 E A1 С1 В А М D С 1. AD 2. MD 3. ME AD, т.к. (ABC) (A1B1C1) 4. AE AEMD – сечение. Построение сечений тетраэдра Решим задачу D M B A C Решим задачу K M L A N Решим задачу D AC BD B A M C Решим задачу D M К АВС B A K N Какой другой вариант возможен? C Решим задачу D M B A K N C Решим задачу D M ABC K N ACD B N A M C Решим задачу D M ABC K N ACD N B A M C Домашнее задание повторить п. 1 – 14, подготовиться к зачету № 74, 75(б), 107, 79 Построение сечений параллелепипеда Решим задачу B1 C1 М АА1В1В A1 D1 M (BDD1) B A C D Решим задачу С1 B1 A1 D1 B A С D Решим задачу B1 A1 C1 D1 B A C D Решим задачу B1 A1 C1 D1 M B N A C K D Решим задачу B1 A1 C1 D1 M B N A C K D Решим задачу B1 A1 C1 D1 M B N A C K D Решим задачу B1 C1 A1 D1 M B N A C K D 1.Все вершины сечения лежат на рёбрах многогранника. 2.Все стороны сечения лежат в гранях многогранника. 3.В каждой грани лежит не более одной стороны сечения. 10 10 10 10 ВЫ МНОГОЕ УЗНАЛИ И МНОГОЕ УВИДЕЛИ! ТАК ВПЕРЕД, РЕБЯТА: ДЕРЗАЙТЕ И ТВОРИТЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.