Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Почему мы влюбляемся в литературных персонажей

     Почему мы влюбляемся в литературных персонажей

    Н е зря говорят, что любовь - это химия, которая возникает совершенно внезапно и порой к абсолютно непредсказуемому «объекту». Скажем, к персонажу фильма или книги. И если влюбленность в киногероев легко объяснить как минимум симпатией к их внешности, то с героями любимых романов, повестей и рассказов все несколько сложнее.

    Волшебная сила воображения

    Любовь само по себе чувство загадочное, ещё более странной может показаться увлеченность вымышленным образом. Как, спрашивается, можно привязаться к человеку, которого мы никогда не видели и который никогда не существовал в реальности?

    Ответ прост: всему виной талант писателя и... наше воображение, которое с готовностью дорисует облик возлюбленного и даже лишит нас сна. Все как в настоящей жизни, с той лишь разницей, что с литературным героем нам никогда не удастся встретиться, не говоря уже о большем. Зачастую, стремясь отыскать свою вторую половинку, мы создаем в голове некий идеал, встретить который - задача подчас невыполнимая. Не проще ли пасть жертвой такого притягательного, пусть и не существующего?

    «Морозка недовольно отвернул голову, заиграл плеткой - ехать не хотелось. Надоели скучные казенные разъезды, никому не нужные пакеты, а больше всего - нездешние глаза Левинсона; глубокие и большие, как озера, они вбирали Морозку вместе с сапогами и видели в нем многое такое, что, может быть, и самому Морозке неведомо» - так описывает Александр Фадеев в романе «Разгром » своего главного героя, командира партизанского отряда Левинсона. И разве можно, согласитесь, удержаться от нежной привязанности к нему, с такими-то глазами?

    Или, скажем, Шерлок Холмс из знаменитой детективной серии Артура Конан Дойла, обладавший не только приятными женскому взору данными, но и недюжинными умственным способностями: «Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался еще выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере» .

    Впрочем, современные психологи и нейробиологи нашли ответ на вопрос, почему же мы так привязываемся к выдуманным персонажам, когда на каждом шагу нас ждут реальные люди.

    Когда мозг решает сам, что вам нужно

    Ученые давно выяснили: практически все процессы в нашем организме (включая и романтическую влюбленность) можно легко объяснить. Нравится вам это или нет, но нежную привязанность вон к тому парню из соседнего подъезда и трепетную любовь к Вронскому из «Анны Карениной » наш мозг воспринимает одинаково. Так что, будь его воля, все девушки давно бы повыходили замуж за Реттов Батлеров, а мужчины коротали вечера с булгаковскими Маргаритами .

    Дело в том, что последние исследования мозговой активности показали: наше сознание не делает различий между чтением о каком-то чувственном опыте и переживанием этого опыта в реальности - в обоих случаях стимулируются одни и те же области мозга. Значит, сталкиваясь с описанием персонажа в тексте, мы как будто встречаемся с ним по-настоящему и... вполне вероятно, влюбляемся. Особенно если этот кто-то полностью соответствует нашим запросам.

    Читая книгу, мы сопереживаем персонажам так, как сопереживаем друзьям или случайным прохожим на улице. В науке умение распознавать и чувствовать эмоции другого человека называется эмпатией, и именно способность к ней (как бы странно это ни прозвучало) объясняет нашу влюбленность в литературных персонажей.

    Зачастую начать испытывать симпатию к вымышленному герою оказывается проще, чем к реальному человеку из плоти и крови. Почему? Все очень просто: у нас есть возможность досконально изучить героя книги - его привычки, судьбу; то есть вымышленного персонажа мы узнаем ближе, чем иной раз кого-то из родственников.

    От реальности прочь

    Влюбляетесь в героев повестей и романов и считаете себя романтичной натурой? Увы, психологи готовы с вами поспорить. Дело не в возвышенности чувств, а в попытке скрыться от неприглядной действительности, считают исследователи. Ну, за исключением того случая, если вам пятнадцать лет и перманентное состояние влюбленности для вас жизненная необходимость. Вспомним пушкинскую Татьяну Ларину , которая влюбилась, потому что «пришла пора», и окажись на месте Онегина любой другой симпатичной молодой человек, его постигла бы та же участь.

    На фоне рутины события, описанные авторами в своих романах, кажутся настоящей феерией, а персонажи - воплощением самых смелых мечтаний. Конечно, коллега за соседним столом, шуршащий целый день упаковками с печеньем, не выдерживает конкуренции с Гэтсби Фицджеральда, который ради любимой девушки организовал самую грандиозную вечеринку столетия в надежде на то, что она (возможно) туда заглянет. Не говоря уже о том, что Гэтсби, не существуя в реальности, напрочь лишает возможности разочароваться и впасть в депрессию, просто потому что его нет, а значит, нет и сопутствующих любым отношениям проблем.

    Так или иначе, рано или поздно придется вернуться из мира фантазий в действительность. Любовь к вымышленным людям можно бережно хранить в своем сердце, но вот ограничивать себя только миром литературы не стоит. Наверняка, если приглядеться повнимательнее, и в вашем окружении обнаружится тот или та самая, которые не только не уступят мистеру Дарси , Шерлоку Холмсу, Маргарите или Ирэн Адлер, но и многократно их превзойдут.

    Устроив личный марафон Гарри Поттера, где-то на третьей части я осознала бегущие по телу мурашки и подступающие слезы и изумилась: «Ёлки-палки, что творится у меня в мозгу?! Что заставляет меня переживать такой спектр эмоций???». Я всерьез заинтересовалась, почему мы так привязываемся к персонажам из фильмов и книг, и несколько дней изучала источники, посвященные нейробиологии и психологии. Я узнала, что здесь задействовано несколько психологических и физиологических причин.

    Весь мир следит за приключениями Гарри Поттера с 1997 года.

    Для мозга все истории реальны

    Ученые давно выяснили, как работает мозг во время чтения. При чтении активируются разные участки мозга: сперва написанная информация воспринимается зрительной корой, затем направляется в зону Вернике, нейроны которой анализируют значение прочитанного слова, исходя из своих знаний и опыта. Если мы читаем вслух, то из центра Вернике информация поступает в центр Брока, который ответственен за организацию речи.

    Но за последние несколько лет ученые выяснили, что это еще не всё. Новые исследования мозга во время чтения объяснили, почему иногда то, о чем мы читаем, кажется нам настолько реальным. Сканирования мозговой активности показали, когда человек читает такие слова, как «кофе», «мыло», «лаванда» - в мозге активируются участки, связанные не только с распознаванием языка, но и с распознаванием запахов.

    Если описываются текстуры, активными становятся участки мозга, ответственные за сенсорные ощущения. Если описываются движения, то зажигаются участки мозга, координирующие движения. Это означает, что мозг не делает различий между чтением о каком-то чувственном опыте и переживанием этого опыта в реальности - в обоих случаях стимулируются одни и те же области мозга. Мы действительно можем ощутить всё описанное в книге, особенно если повествование богато образами и помогает нам воспроизвести наш собственный внутренний опыт.

    Хорошая книга буквально переносит нас в свой мир.

    Есть доказательства, что подобно тому, как мозг реагирует на описания запахов, текстур и движений, он так же рассматривает взаимодействия между вымышленными персонажами как реальные социальные контакты. Исследования нейробиологов показывают, что мозг использует примерно одни и те же сети для понимания художественной книги и для выяснения мыслей и чувств других людей в реальной жизни.

    Наши отношения с персонажами мозг считает такими же настоящими, как если бы всё это происходило на самом деле. На нейробиологическом уровне наши эмоции по отношению к ним воспринимаются мозгом как истина.

    Читая книгу, мы разделяем устремления и разочарования героев, следим за их встречами с друзьями и врагами, пытаемся угадать скрытые мотивы и дальнейшее развитие событий - всё как в жизни. Тем самым мы испытываем в действии способность мозга учитывать психологию и намерения других людей, которую ученые называют «теорией разума». Близким к теории разума понятием является эмпатия - способность распознавать и переживать эмоции других людей. И именно эмпатия - это краткий ответ на вопрос, почему мы так привязываемся к вымышленным героям.

    Иногда нам даже проще испытывать эмпатию не к реальным людям, а к персонажам из книг и фильмов, ведь нам дают столько информации о них - подробности жизни, внутренние переживания - намного больше, чем мы иногда можем знать о ком-то близком. Это иррационально, но мозг устроен именно так.

    В то же время чтение художественной литературы для мозга является тренажером эмпатии и социальных навыков. Книги действительно способны менять наше поведение в жизни. К примеру, доказано, что у читающих людей лучше развита эмпатия.

    Окситоцин всегда голоден

    Пол Зак 10 лет исследует молекулы окситоцина.

    Нейроэкономист Пол Зак однажды разрыдался в самолете во время просмотра фильма «Малышка на миллион». Его рыдания были настолько сильны, что мужчина на соседнем кресле спросил, не может ли он чем-то помочь. Этот эпизод заставил Пола задуматься, как именно фильмы влияют на активность нашего мозга.

    В своей лаборатории Пол несколько лет изучал механизмы выработки окситоцина в процессе социальных взаимодействий. Он пришел к выводу, что именно окситоцин провоцирует эмпатию и просоциальное поведение.

    Окситоцин - один из гормонов счастья. Он обеспечивает приятное чувство близости, безопасности, сопричастности к человеку, семье или обществу. Окситоцин помогает нам чувствовать себя комфортно среди незнакомых людей и поддерживать с ними цивилизованные отношения.

    Практически любой положительный социальный контакт вызывает выброс окситоцина. Этот гормон вырабатывается при малейшем предположении мозга о том, что можно доверять персоне, с которой он коммуницирует. Причем для этого даже не обязательно чтобы эта персона была в зоне доступа. Обычная онлайн-переписка или взгляд на фотографию близкого человека могут стимулировать выработку окситоцина. Люди завязывают виртуальные романы и дружеские отношения по переписке - иногда собеседники кажутся нам близкими друзьями, хоть мы никогда и не видели их.

    Пол Зак называет окситоцин застенчивой молекулой. Если для появления окситоцина нет никакого стимула, его базовый уровень в организме стремится к нулю, а когда он воспроизводится, то живет всего 3 минуты. В то же время окситоцин всегда голоден и не очень разборчив. Выработка окситоцина в мозге тесно связана с системами вознаграждения: с помощью окситоцина мы получаем психологическую награду, приятные ощущения - таким образом закрепляется социально приемлемое поведение. Поэтому окситоцин всегда ищет, за что бы ему зацепиться. Прицел у окситоцина настроен не очень хорошо, поскольку мозгу всё равно, какими путями он достигнет цели и получит приятные ощущения.

    Вот почему любой объект, который имеет качества близкие к человеческим, может стать предметом привязанности. Этим объясняется наша любовь к домашним питомцам или даже неодушевленным вещам - автомобилям, например. Пол пишет, что по этой причине мы уже сейчас должны задаться вопросом, будут ли в будущем разрешены браки с роботами, поскольку привязанность к ним неизбежна по психологическим и физиологическим причинам. Вспомним фильмы «Ларс и настоящая девушка » или «Она», в которых герои влюбляются в ненастоящих людей - эти отношения уже не кажутся таким уж странными…

    Мозг сам решает, что ему интересно

    Когда мы смотрим кино, то объективно понимаем, что всё происходящее - игра актеров, и им платят за то, чтобы они манипулировали нашими эмоциями. Но мозгу этого объяснения не хватает.

    Пол Зак со своей командой провел серию экспериментов с использованием видео, чтобы изучить, действительно ли фильмы стимулируют выработку окситоцина.

    Полученные выводы можно сформулировать следующим образом: выработка окситоцина происходит, если повествование захватывает нас и заставляет эмоционально вовлекаться - причем наш мозг сам определяет, заслуживает ли история внимания (добавим к этому ещё и музыкальный ряд, который может мощно воздействовать на настроение). Для мозга любая история будет хорошей, если она приковывает наше внимание и побуждает беспокоиться о персонажах. Если происходит эмоциональный отклик - это сигнал к выработке окситоцина. Чем больше выработалось окситоцина - тем сильнее эмпатия, желание сопереживать и помогать другим людям.

    Дружеская поддержка стимулирует выработку окситоцина. И да, сериал “Друзья” длился 10 лет.

    Таким образом, снова возвращаемся к тому, что наша привязанность к персонажам во многом объясняется тем, что механизм выработки окситоцина в нашем организме не очень хорошо настроен. Наш мозг не делает разницы между картинками на экране и реальными людьми, и малейшего эмоционального вовлечения достаточно для того, чтобы вызвать большую эмпатию к герою.

    Подсознание верит всему, что видит

    Ученые напоминают, что у человека есть два конкурирующих уровня сознания. Один уровень знает, что в фильме все не настоящее, а на втором это понимание отключено. Даже если мы хорошо помним о том, что актер всего лишь играет свою роль, мы размышляем о сюжете и о своем возможном поведении в подобной ситуации. Мы идентифицируем себя с героями, и это очень сильно действует на наши эмоции с точки зрения подсознания.

    Наше подсознание всегда ведет себя как маленький ребенок. Оно верит всему, что видит или слышит, и заботится только о том, как бы получить желаемое побыстрее - это объяснение тому, почему мы иногда ведем себя нелогично и имеем двойные стандарты.

    Психолог Фарук Радван на своем сайте 2knowmyself.com объясняет, почему мы привязываемся к определенным персонажам:

    1. Мы ассоциируем себя с ними - если мы находим в себе схожие с персонажем черты, мы быстро идентифицируем себя с ним.

    2. У них есть то, что нам нужно - суперспособности, сила, привлекательность и тому подобное. Нам не хватает этого в реальной жизни, поэтому мы восхищаемся вымышленными героями;

    3. Они вызывают положительные эмоции - если просмотр фильма с каким-либо персонажем или чтение о нем заставляют нас хорошо себя чувствовать, мы начинаем больше любить этого персонажа;

    4. Они помогают нам справиться с фрустрацией - книги, игры, сериалы эксплуатируют настроение людей: авторы специально вводят отрицательного героя, чтобы потом победить его и освободить нас от «боли». Мы испытываем облегчение и огромный эмоциональный отклик;

    5. Они становятся частью нашей жизни - когда мы смотрим сериалы и читаем книги на протяжении нескольких месяцев или даже лет, мы настолько хорошо знаем их героев, что они становятся нам как родные. Люди всегда привязываются к тем, кого часто видят и хорошо знают;

    6. Эмоции манипулируют нашим разумом - подсознание верит всему, что ему показывают, а добавление эмоций только усиливает этот эффект. Если персонаж делает что-то, что вызывает у нас эмоции, мы сильнее привязываемся к нему.

    У Супермена есть сверхчеловеческая сила, он защитник добра и борец за справедливость, поэтому его так любят.

    Выходит, привязанность к вымышленным персонажам - это не психическое расстройство и не свидетельство низких способностей интеллекта. Даже наоборот - это знак сильно развитой эмпатии. Причем эти механизмы у женщин и мужчин работают одинаково, перед окситоцином и подсознанием мы все равны. Поэтому очень любить героев из книг или фильмов - это совершенно нормально с точки зрения мозга.

    Вопрос психологу

    Не имеет значения кто этот персонаж. Просто из-за осознания того, что я никогда не встречусь с ним заставляет меня нервничать и я не могу нормально спать. Это как настоящая любовь . Со мной уже не первый раз.Мне кажется, что это какой-то сдвиг. Мне 16. Но думаю, что возраст особой роли не играет.
    Моя первая "любовь" длилась почти год. И это случилось опять. Конечно это приятно кого-то любить, но не так же. У меня была настоящая подружка. Я её любил ни чуть не меньше.
    Я не понимаю что делать

    Ответы психологов

    Здравствуйте Артур, ваша влюбленность в персонажи -приятные,но все же вымышленные говорит о вашем богатом воображении, умении фантазировать, скорее вы более тонкий по натуре, творческий человек. Возможно ваши героини соответствуют вашим критериям-красивые,добрые, понимающие и конечно в ваших воображениях,отвечают вам взаимностью Это вам нравится и вы чувствуете свою уверенность. В реальной жизни есть определенные страхи и присутствует неуверенность в себе и в своих возможностях. То,что у вас была девушка в реальности и то что вы испытывали к ней такие же сильные чувства уже замечательно. Вам стоит больше уделять свое внимание девушкам из настоящей жизни, ведь здесь вы можете строить серьезные и долгосрочные отношения со всеми ее плюсами. Мультяшные же персонажи из области выдумки и даже несмотря на свои красивые внешние данные и умение двигаться на экране и говорить при этом, они все равно остаются творением тех же людей-кто то их рисует или аннимирует, кто то говорит за них своим голосом, а кто то создает монтаж,кто то пишет сюжет этого фильма. За каждым персонажем стоит большой и кропотливый труд людей. Предлагаю свою любовь к этим мультяшкам рассмотреть как свою будущую профессию -может пойдете учиться на рисование, может в дальнейшем сможете поступить именно на факультет по созданию мултипликационных фильмов. Подумайте над этим и сможете долгое время позволить себе заниматься тем,что для вас приятно и несет положительный эффект.Главное сохранить золотую середину и четко для себя понимать,где заканчивается фантазия и выдумка,а где уже начинается реальная жизнь ваша. Всего хорошего.

    Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Алматы

    Хороший ответ 12 Плохой ответ 1

    Здравствуйте, Артур.

    Влюбленность в вымышленного персонажа явление очень частое. В вашем возрасте, происходит процесс становления личности. И персонажи, в которых вы влюбляетесь, обладают качествами, которые вы бы хотели видеть либо в себе, либо в людях окружающих вас. Возможно, вам не хватает в жизни каких то эмоций, или, что чаще, не хватает понимания. Размышлять можно долго, но ответ на этот вопрос знаете только вы. Подумайте, что вы чувствуете, когда понимаете что влюбляетесь в персонажа. Для чего вам это нужно. На первый взгляд может быть вопрос и глупый, но это не так. Поймете, для чего это вам, и это поможет решить какие то сложности связанные с вами. В общем ничего страшного в вашей влюбленности нет, это просто говорит о том, что чего то в жизни вам не хватает, и психика добирает недостающее там, где может.

    С уважением, Шумакова Марина. Психолог Алматы.

    Хороший ответ 12 Плохой ответ 1

    Биржанова Жанат Амантаевна