Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Отчет по самообразованию "развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста". Отчёт по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию воспитателя

    Отчет по самообразованию

    Жанна Карпухина

    Тема самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ». Карпухиной Ж. А.

    Работа над темой начата - сентябрь 2016 г. (первый год)

    Предполагается закончить работу над темой - май 2017 г.

    За основу в своей работе я брала основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика – Синтез 2014 год. Также использовала следующую методическую литературу : Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

    А. Е. Белая В. И. Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов АСТ Москва 2004

    Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников . Пособие для родителей и педагогов Москва АСТ 2005

    В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь Лань Санкт-Петербург 1997

    Е. Максимова, О. Рахматуллина, О. Травкина, А. Черных Готовим пальчики к письму Москва Обруч 2011

    В. Волина Зимние потешки Санкт-Петербург Дидактика Плюс 1996 Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

    Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь . Санкт-Петербург, 2013.

    Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПБ : Корона-Век, 2007. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006. С. Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук . Игры и упражнения Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014 Е. А. Савельева Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013

    «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте » В. А. Сухомлинский. Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства .

    Работая по теме, я использовала разнообразные методы и приёмы : пальчиковые игры и гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей и пальцев рук. Работая с детьми, старалась использовать партнёрские отношения. Очень много отводилось времени на работу по насыщению предметно - пространственной среды.

    Было сделано много игр и пособий. Составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик, игр с массажными мячами, памятка для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи » .

    Развитию кистей и пальцев рук способствуют разнообразные игры и действия с предметами. Такие как :

    Игры с пуговицами («Варежка» , «Божья-коровка» );

    Игры - шнуровки («Башмачок» , «Рыбка» );

    Игры с прищепками («Собери цветок» , «Солнышко» , «Ёжик» )


    Игры с фасолью («Найди мишку» , «Потерялся шарик» )

    Игры с мелкими предметами .

    Дети очень любят играть в настольные, дидактические игры, в кукольный, пальчиковый театр.



    Много знают физкультминуток, пальчиковых игр со стихами и скороговорками и с удовольствием их используют в самостоятельной деятельности (в конце года) .



    акие игры способствуют не только развитию мелкой моторики , они снимают эмоциональное напряжение, улучшают настроение. У детей повышается любознательность; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

    Продуктивная деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование – один из самых больших удовольствий для ребёнка. Проводив, ООД использовала, различные как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования : пальчиками, пористыми губками, ватными палочками, вилкой.


    Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Так же наши малыши научились использовать трафареты.


    Много времени отводили пластилинографии и лепке.


    Пластилин - не обычный материал, из него можно сделать все, что захочется. На занятиях по конструированию дети с удовольствием возводили постройки : домики, башни, гаражи. Малыши создавали их по образу, позже возводили, усложняя их новыми элементами.

    Рассказывая о своей работе, дети учатся подбирать нужные слова и формировать свои мысли.

    Вся работа по заданной теме проводилась, в тесном контакте с родителями были проведены индивидуальные беседы, консультации : «Игры с прищепками» (декабрь, «Игры и упражнения с массажными мячами» (февраль) . На стенды выставляли физкультминутки и пальчиковые игры, в которые можно поиграть дома вместе с детьми. На протяжении всего времени родители вместе со своим детьми принимали активное участие в жизни группы и детского сада . Участвовали в выставках, конкурсах и акциях.






    Что так же благотворно сказывается на развитии детей . В этом году я со своими ребятами приняла участие в 8 Всероссийском творческом конкурсе «Царство рыб» . Где мы стали победителями и получили диплом.

    В этом конкурсе приняли участие 3 девочки. Они делали осьминогов из бумаги. Так в нашей группе «Цвеик-семицветик» появился красивый аквариум с осьминогами и другими жителями.


    В ноябре провели родительское собрание «Пальчиковые игры, их роль в развитии речи дошкольников ». В течение года проводились различные досуги, где дети применяли пальчиковые игры : «В гостях у сказки» , «Весёлые пальчики» .

    Вывод : Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей .

    Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг с другом и с взрослыми, словарный запас вырос, игровой замысел у детей расширился , они стали более организованными, внимательными. Повысились навыки самообслуживания . Следовательно, тема для данной работы – актуальна.

    Публикации по теме:

    В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

    Работа по развитию движения рук в нашей младшей группе проводиться каждый день. Все задания приносят детям радость, удовольствие. А чтобы.

    Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Добрый день Здравствуйте уважаемые коллеги. Слайд1 Я, Киселева Татьяна Васильевна, работаю воспитателем в МБДОУ детский сад № 17 «Золушка».

    Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Гусейнова Маина Керемалиевна. "Источник способностей дарования детей находится на кончиках пальцев" В. А. Сухомлинский Актуальность.

    МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

    Утверждаю

    Заведующий МКДОУ детский сад №1

    И.С.Глотова

    «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

    Воротневой Елены Васильевны

    Воспитатель

    Общий стаж

    Пед. стаж

    Пед. стаж в данном МДОУ

    Дата последней аттестации

    Дата предполагаемой аттестации

    5 года 10 мес

    5 года 10 мес

    Тема: «Активация словаря детей младшей возрастной группы»

    2015-2016 учебный год

    Дата начала работы над темой: октябрь 2015 год

    Дата окончания работы: апрель 2016 год.

    Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

    Актуальность темы:

    Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, - одна из главных.

    Словарь дошкольника на четвертом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах.

    Практические выходы

    Изучение методической литературы

    Сентябрь - май

    1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

    2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

    3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

    4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

    4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

    5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

    6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

    Работа с детьми

    Сентябрь

    Картотека игр по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста.

    Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д.

    Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

    Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д.

    Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске.

    Показ театрализованного представления по сказке «Колобок» детям первой младшей группы.

    Март-апрель

    Использование мнемотаблиц в ходе НОД ОО «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

    Работа с семьёй

    Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

    Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

    Папка-передвижка.

    Консультация «Учим ребёнка общаться».

    Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

    Театрализованный показ «Наши любимые сказки».

    Памятки для родителей.

    Открытый показ совместной деятельности детей и воспитателя «Пересказ «Кто сказал «мяу»?».

    Самореализация

    НОД по теме «Гости из леса» с использованием метода «живой картинки».

    Открытый просмотр НОД во второй младшей группе.

    Анна Васильева
    Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группы

    Мною был разработан долгосрочный педагогический проект «Побегайки- Попрыгайки» . Этот проект направлен на развитие физических качеств детей. Первостепенное значение в проекте уделяется вопросам здоровья детей, организации условий для формирования привычки к здоровому образу жизни, развитие у детей и реализации их психофизических возможностей в разнообразных видах деятельности. В нашем детском саду создана система работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, включающая в себя : физкультурные занятия в зале, утреннюю гимнастику, динамические паузы, «дорожка здоровья» после дневного сна, подвижные игры (с ходьбой, прыжками, ползанием и лазанием, бросанием и ловлей мяча, прогулки, самостоятельную двигательную активность, физкультурные досуги. Проект позволяет комплексно реализовать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи .

    Актуальность данного проекта : в том, что он объединяет общие задачи физического воспитания - повышает качество знаний у детей, двигательных умений. Развивает у них инициативу к самостоятельной деятельности , решает проблему развития ребёнка дошкольного возраста в социуме. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Для этого детям необходимо обеспечить потребность в движениях. Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2-3-летнего возраста (быстрая утомляемость, неуравновешенность и непоследовательность поведения и т. д., необходимо следить за правильным чередованием процесса возбуждения и торможения, не перегружать детей однообразными движениями, обеспечивая таким образом активный отдых после перегрузок и быстрое восстановление сил. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. На втором году жизни интенсивно формируется вторая сигнальная система : совершенствуется понимание взрослого, расширяется словарь активной речи. В этом возрасте совершенствуется условная связь между названием действия (словом) и движением. Название движения должно всегда сопровождаться показом действия, соответствующего этому слову.

    Обучение движениям – воспитательный процесс , поэтому во время занятий полезно не только приучать детей активно выполнять задание, но и стараться заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность , умение слышать и выполнять указания воспитателя , соблюдать правила игры.

    Мною была изучена методика проведения подвижных игр, физических упражнений с детьми раннего возраста, подобран перечень игровых заданий с рече-двигательной нагрузкой, физических упражнений и подвижных игр. С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие , сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями. При проведении подвижной игры, воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых : «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль» ). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!» Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке» . Малыши вместе со взрослым зовут : «Мишка, выходи!» , пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево» . Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики) . Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).

    Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, оказывает закаливающий эффект.

    Дети раннего возраста должны находиться на улице от 2,5 часов до 3 часов в день. Проведение прогулки при благоприятных условиях (не ниже –15С зимой, без ветра) требует особой организации в группах раннего возраста . Прежде всего, необходимо соблюдать следующие условия :

    Формирование навыков самообслуживания (взрослому не делать за ребенка то, что он умеет делать сам) ;

    ---Требование к родителям : утром рационально складывать одежду ребенка;

    Удобная расстановка мебели в раздевальных комнатах, свободный подход к шкафчикам;

    Ожидание интересной прогулки детьми (сюрпризные моменты)

    Также мною была изучена методика проведения утренней гимнастики.

    В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка (на внимание, память) почти всегда бывает умеренной.

    Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель , правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике. Не менее важно эмоционально проводить упражнения, используя различные приемы. Однако физические упражнения не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

    В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят : они ходят и бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика начинается с построения в одну шеренгу. Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку. В начале утренней гимнастики часто дается ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен) . Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание. Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании : обычная ходьба, на носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 5--6 раз.

    Полезно менять скорость ходьбы от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением) . Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы. При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки» , «ходьба по глубокому снегу» ). Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную.

    Работа построена с учетом интересов детей, потому как если ребенку интересно, то обучение проходит успешно и результативно.

    В своей работе я использовала : 1. Подвижные игры : «Огуречик» , «Найди свой домик» , «Пузырь» , «Береги предмет» , «Автомобили» , «Винт» , «Шалтай–болтай» , «К куклам в гости» (игры с ходьбой, «Догоните меня» (игры с ходьбой, «Позвони в колокольчик» (игры с прыжками, «Не наступи на линии» «Будь осторожен» (игры с ползанием и лазанием, «Лови мяч» (игры с бросанием и ловлей)

    2. Зарядку в стихах : «Мы ручками похлопаем»

    «По дорожке мы шагаем»

    «Мы топаем ногами»

    «А теперь всем детям встать»

    «Покажите все ладошки»

    «Эй, попрыгали на месте!»

    «Мы на карусели сели»

    «Самолеты загудели »

    «Тики- так, тики- так»

    «Закружились, завертелись»

    Мною проводилась индивидуальная работа с ребенком, имеющим особые образовательные потребности (пятая группа здоровья ) : акцентировалось внимание на подвижные игры и физические упражнения, сопровождающиеся ходьбой и прыжками («Позвони в колокольчик» , «Догони меня» , «К куклам в гости» , «Найди свой домик» , «Шалтай - болтай» , «Береги предмет» . Ограничивались упражнения с пролазыванием в обруч,ползанием,перелазыванием через мат,бросанием и ловлей предметов.

    Ограничиваясь этим перечислением, важно отметить, что каждая из подвижных игр, элементов гимнастики и упражнений очень полезны для формирования физических качеств (ловкость, координация движений, формирование интереса детей к занятиям физической культурой, сенсорномоторное развитие детей раннего возраста.

    В ходе реализации проекта разработаны памятки – рекомендации для родителей («Гимнастика для вашего Попрыгайки» , «Физические упражнения с ребенком» , оформлен стенд с консультациями для родителей, подготовлена презентация.

    С родителями воспитанников были проведены беседы и консультации, анкетирование с целью повышения интересародителей к жизни ребенка в детском саду.

    В результате, у детей сформирован интерес к занятиям физической культурой, начали формироваться физические качества (ловкость, реакция, координация движений) . У родителей появился и закрепился интерес к жизни ребенка в детском саду и физическому воспитанию ребенка в семье . Родители прислушиваются к моим рекомендациям и советам.

    Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

    Понятие самообразования: цели и формы

    Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

    Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

    Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

    Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

    «Педагогический словарь»

    Цели и направления работы

    Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

    Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

    Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

    Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

      информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

      знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

      осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

      изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

      качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

    Формы самообразования

    К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

      работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

      плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

      обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

      сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

    Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

      периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

      каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

    Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

      определить тему, конкретизировать цели и задачи;

      распланировать работу по самообразованию;

      грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

      подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

    Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

    Ключевые аспекты самообразования

    Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

    Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

    Периоды деятельности

    Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
    Подготовительно-
    диагностический
    Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
    Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
    Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
    Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
    Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

    Советы по организации самообразования:

      целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

      желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

      самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

      чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

    Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

    Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

    Особенности планирования работы по самообразованию

    Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

    Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

    Вопросы, которые могут возникнуть

    Рекомендации по решению
    Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
    Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
    Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

    Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

    Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

      освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

      формирование базисного уровня профессионального мастерства;

      осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

    Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

      освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

      раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

    Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

      развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

      практика наставничества и помощи молодым специалистам;

      исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

      полное раскрытие творческих сил и возможностей.

    Для педагогов, не имеющих профильного образования:

      изучение азов методической работы с малышами;

      адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

    Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

      краткосрочные - проект реализуется в течение года;

      долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

    Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

    Социально-коммуникативная область:

      Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

      Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

      Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

      Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

    Художественно-эстетическая сфера:

      Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

      Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

      Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

    Область речевого развития:

      Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

      Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

      Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

    Познавательная область:

      Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

      Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

      Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

    Область физического развития:

      Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

      Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

      Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

      Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

    Для старших воспитателей и методистов:

      Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

      Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

      Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

      Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

    Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

    Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
    Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
    2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
    3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
    По усмотрению воспитателя.
    Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
    Экскурсии по родному городу.
    Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
    Стенд «Моя Родина - Россия».
    Картотека игр.
    Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
    Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
    Экскурсия в краеведческий музей города.
    Выставка работ детского творчества.
    Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
    Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
    Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
    Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
    Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
    Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
    Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
    Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
    Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
    Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
    Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
    Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
    Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
    Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
    Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
    Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
    Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
    Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

    Отчёт о проделанной работе и выход темы

    В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

    Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

      совершенствование профессиональных умений и навыков;

      изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

      практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

      подготовка конспектов и тезисов;

      проведение мастер-класса или тематического семинара;

      анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

    Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

    Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

    Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

    Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

    Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

    Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

    1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

      Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

    2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

      Все детали должны быть изготовлены аккуратно

    3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

      Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

    Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

    Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

    Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

    Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

    1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
    2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
    3. Я много читаю.
    4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
    5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
    6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
    7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
    8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
    9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
    10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
    11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
    12. Мне нравится изучать и познавать новое.
    13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
    14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

    Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

    Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

    0000Отчёт по самообразованию

    «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

    В 2016-2017 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста».

    Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
    Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
    Задачи:
    - Изучить литературу по данной теме;
    - развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
    - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.
    - повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

    Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

    Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

    Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.

    Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

    принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;

      принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

      принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;

    Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

    Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

    Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

    Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
    1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
    2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
    3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007
    4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
    5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

    В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

    Практическая деятельность

      Сентябрь - Октябрь

    Теоретический этап

    Изучение методической литературы по данной теме. Используемая литер-ра Е.А. Хилтунен «Детский сад по системе Монтессори. Методические рекомендации для педагогов

    Консультация для родителей на тему: Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет.

    Теоретический этап

    Изучение опыта воспитателей д/с Ромашка по данной теме. Рассматривание дидакт. игр, пособий, игрушек.(ясельных групп).

    Консультация для родителей на тему: «Значение игр и упражнений для развития мелкой мускулатуры рук у детей.»

    Практический этап

    Создание предметно-развивающей среды в группе

    Наличие игр и пособий для детей, по сенсорному развитию.

      Январь-Февраль

    Практический этап

    Обучение детей правилам игры с дидактическими игрушками (показ, объяснение, совместная и индивидуальная деятельность.) Привлечение родителей к изготовлению новых дидак. пособий, игрушек для детей.

    Игры детей в дидактическом уголке, с дид. игрушкой совместно с воспитателем.

    Практический этап

    Обучение детей правилам дид. игр (совместная деятельность воспитателя и ребёнка). Изготовление воспитателем дидакт. игр для детей.

    Игры детей в дидактическом уголке, с дид. материалом, изготовленными воспитателем.

    Практическая этап

    Проведение с детьми игр с песком, рисование пальчиком, (ладошками) , игры с крупами, фасолью и горохом, массажными мячиками.

    Практический этап

    Анализ работы по данной теме за период учебного года

    Подведение итогов воспитателем о знаниях детей по развитию сенсорных способностей в возрасте 2-3 лет.

    © 2005-2017, HOCHU.UA