Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников. Психология тела Диагностика логической памяти младших школьников

    Методики исследования процессов памяти у дошкольников и младших школьников. Психология тела Диагностика логической памяти младших школьников
    Читайте также:
    1. Абсолютная тупость сердца: понятие, методика определения. Границы абсолютной тупости сердца в норме. Изменения границ абсолютной тупости сердца в патологии.
    2. Активная подвижность нижнего легочного края, методика проведения, нормативы. Диагностическое значение изменений активной подвижности нижнего легочного края.
    3. Аэродинамика зданий. Понятие аэродинамического коэффициента
    4. Бимануальное исследование у гинекологической больной.
    5. Биохимический анализ нормальной и патологической мочи. Глюкозурия, протеинурия, кетонурия, билирубинурия.
    6. Больной 29 лет был доставлен в клинику с разрывом симфиза с диастазом между лонными костями 4 см. Какая методика лечения показана больному?
    7. В 3. Налогообложение предприятий: функции, принципы. Виды налогов и отчислений, методика их расчета.
    8. В 3. Порядок ценообразования. Методика расчета отпускной цены продукции.
    9. Виды и принципы организации психологической коррекции

    Методика «Определение типа памяти» у младших школьников

    Цель : определение преобладающего типа памяти.

    Оборудование : четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

    Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

    Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

    Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

    Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

    Порядок исследования . Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.

    Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

    Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

    Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

    Обработка и анализ результатов . О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C= a / 10, где а – количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

    Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

    Методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент - К. К1 -коэффициент логической памяти, К2 - коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда ребенок не запомнил ни одного слова, до 1, когда ребенок полностью справился с заданием.Процедура проведения исследования: ребенку зачитываются 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 секунд). После 10 секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек.), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

    Аналогичная работа проводится со словами задания 2.

    Слова к заданию 2 :

    Жук - кресло

    Рыба – пожар

    Спица - сестра

    Шляпа - пчела

    Ботинки - самовар

    Мухомор - диван

    Компас - клей

    Графин - брать

    Спичка - обувь

    Терка - идет

    Обработка результатов.

    Объем логической памяти: К1 = В1 / А1 ,

    где К1 - коэффициент логической памяти,

    В1 - количество запомнившихся слов из первого ряда,

    А1- количество слов первого ряда.

    Аналогично подсчитывается К2 - объем механической памяти, определяемый по

    2-ому заданию.


    1 | |

    Методики диагностики памяти

    1. Методика «Изучение состояния памяти»

    Испытуемому называются 10 слов, которые он должен воспроизвести.

    Инструкция. А) «Сейчас я буду называть слова, а Вы повторите их сколько сможете, в любом порядке». Слова зачитываются четко, не спеша .

    Б) «Сейчас я назову те же самые слова, Вы их послушаете и повторите - и те, которые уже назвали, и те, которые запомните сейчас. Называть слова можно в любом порядке».

    Далее эксперимент продолжается без инструкций. Перед следующими повторениями просто говорится «Еще раз». После 5-6 - кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час эти слова назовете еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол, отмечаются названные слова. Если испытуемый назвал лишнее слово, оно фиксируется. Через час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившееся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

    число

    хор

    камень

    гриб

    кино

    зонт

    море

    шмель

    лампа

    рысь

    час

    Профиль «Кривая запоминания»

    Кол-во

    Воспроизведенных

    Слов

    color:black; letter-spacing:-.8pt"> О

    Кол-во воспроизведений

    Интерпретация результатов. На графике отмечается количество слов, которые запомнил испытуемый при каждой серии эксперимента. По форме этой кривой запоминания можно сделать предположения относительно особенностей памяти. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные воспроизводят меньшее количество, могут застревать на «лишних» словах. Кривая запоминания может указать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Зигзагообразный характер кривой может свидетельствовать о неустойчивости внимания. Испытуемый с нормальной памятью обычно к третьему повторению воспроизводит 9 или 10 слов.


    Число слов, удерживаемых и воспроизведенных час спустя, свидетельствует об уровне долговременной памяти.

    2. Методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»

    Методика применяется для определения уровня развития логической и механической памяти. Вводится специальный коэффициент - К. К1 -коэффициент логической памяти, К2 - коэффициент механической памяти. Коэффициенты К1 и К2 находятся в интервале от 0, когда ребенок не запомнил ни одного слова, до 1, когда ребенок полностью справился с заданием.

    Процедура проведения исследования: ребенку зачитываются 10 пар слов задания 1 (интервал между парой 5 секунд). После 10 секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 сек.), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

    Аналогичная работа проводится со словами задания 2.

    Слова к заданию 2 :

    Жук - кресло

    Рыба – пожар

    Спица - сестра

    Шляпа - пчела

    Ботинки - самовар

    Мухомор - диван

    Компас - клей

    Графин - брать

    Спичка - обувь

    Терка - идет

    Обработка результатов.

    Объем логической памяти: К1 = В1 / А1 ,

    где К1 - коэффициент логической памяти,

    В1 - количество запомнившихся слов из первого ряда,

    А1- количество слов первого ряда.

    Аналогично подсчитывается К2 - объем механической памяти, определяемый по

    2-ому заданию.

    Методики диагностики мышления

    1. Методика «Выделение существенных признаков»

    Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

    Инструкция. «В каждой строчке Вы найдете одно слово перед скобками и пять слов в скобках. Все слова, стоящие в скобках имеют какое-то отношение к слову перед скобками. Выделите в каждой строке только два слова в скобках, которые обозначают то, что данный объект (слово перед скобками) имеет всегда, без чего он не существует».

    1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

    2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

    3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

    4. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

    5. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, сено).

    6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

    7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

    8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

    9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).

    10. Игра (карта, игроки, правила, наказания, штрафы).

    11. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

    12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

    14. Землетрясение (пожар, колебания почвы, смерть, наводнение, шум).

    15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).


    2. Методика «Закономерности числового ряда»

    Методика оценивает логический аспект мышления.

    Инструкция. «Вы должны найти закономерности построения семи числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения - 5 минут». Методика может применяться с 14 лет. Оценка производится по количеству правильно написанных чисел.

    1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, -, -, 7.

    2) 1, 4, 9, 16, -, -, 49, 64, 81, 100.

    3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, -, -.

    4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, -, -, 76, 78.

    5)7, 26, 19; 5, 21, 16; 9, -, 4.

    6) 2, 4, 8,10, 20, 22, -, -, 92, 94.

    7) 24, 22, 19, 15, -, -.

    Ответы: 1) 12, 6) 44, 4.

    3. Методика «Сложные аналогии»

    Методика используется для оценки логического мышления. Инструкция. «Давайте рассмотрим характер связи между словами в пронумерованных парах:

    1. Овца - стадо (часть - целое).

    2. Малина - ягода (род-вид).

    3. Море – океан (количество переходящее в качество).

    4. Свет - темнота (противопоставление).

    5. Отравление - смерть (причина и следствие).

    6. Враг - неприятель (тождество).

    Теперь Ваша задача состоит в том, чтобы определить характер связи между словами в других парах. Работать будете так: читаете пару, обдумывайте принцип связи между словами и указываете номер пары из верхнего списка с аналогичным характером связи».

    Испуг - бегство 1 23456

    Физика – наука 1 23456

    Правильно – верно 1 23456

    Грядка - огород 1 23456

    Пара - два 1 23456

    Слово - фраза 1 23456

    Бодрый - вялый 1 23456

    Свобода - воля 1 23456

    Страна - город 1 23456

    Похвала - брань 1 23456

    Месть - поджог 1 23456

    Десять - число 1 23456

    Плакать - реветь 1 23456

    Глава - роман 1 23456

    Покой - дыхание 1 23456

    Смелость - геройство 1 23456

    Прохлада - мороз 1 23456

    Обман - недоверие 1 23456

    Пение – искусство 1 23456

    Тумбочка - шкаф 1 23456

    Большинство неверных ответов в данном задании связано с недостаточным владением формально-логическими операциями. Качественных анализ ошибок является отправным пунктом для составления индивидуальной коррекционной беседы. Важно обсудить характер связи в некоторых парах слов, которые вызвали затруднения, максимально раскрыть механизмы логического мышления с целью их полного осознания и осознанного, а не стихийного использования в работе.

    Методика. Изучение свойств внимания

    Сущность корректурного теста состоит в том, что испытуемому дается бланк с набором написанных в строчку букв или других знаков; предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строке все знаки, зачеркивая предложенными способами те из них, которые предварительно указаны экспериментатором. В результате эксперимента получают следующие данные: количество просмотренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (буквах); количество пропущенных букв, количество неправильно зачеркнутых букв. По существу эти данные характеризуют меру производительности и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы.

    Показатель точности работы А вычисляется по формуле: А=К/К+О , где К - количество правильно зачеркнугых знаков; О - число пропущенных. Если испытуемый не допускает ни одого пропуска, то этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

    Показатель производительности, или продуктивности, работы Е вычисляется по формуле Е = С*А , где С - число всех просмотренных знаков. Он характеризует не только чистую производи ельность - правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но имеет и некоторое прогностическое значение. Например, если в течение 5 мин испытуемый просмотрел 1500 знак в и из них правильно оиенил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

    Отработка задания

    Опыт состоит из двух серий: может проводиться коллективно . Между сериями должна быть 5-минутная пауза. В каждой серии испытуемый заданными способами зачеркивает и обводит кружком определениые буквы. Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту (можно за 30 секунд: так быстрее проводится исследование), экспериментатор по истечении каждой минуты (или каждых 30-ти секунд) говорит слово «черта». В первой серии испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше. Конец серии также отмечается вертикальной чертой. В каждой серии используется новый бланк. Во второй серии опыта испытуемый, будет зачеркивать буквы одновременно с предъявлением звуков.

    Инструкция 1 испытуемому для первой серии: «Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы С чертой / и К чертой \ и обводите букву А кружком. После того как экспериментатор произнесет слово "черта", на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу».

    Во второй серии наряду с вычеркиванием тех же букв испытуемый должен считать звуки (можно удары, н-р, ручкой по столу). При это после слова «черта» испытуемый кроме вертикальной черты записывает рядом число воспринятых им звуков и продолжает работу дальше.

    Инструкция 2 испытуемому для второй серии: «Просматривая слева направо каждую строчку таблицы, вычеркивайте или обводите те же буквы и такими же способами, что и в первой серии. Одновременно считайте звуки. Как только экспериментатор произнесет слово "черта", поставьте вертикальную черту, а рядом укажите число воспринятых звуков и продолжайте роботу».

    Обработка результатов

    В каждой серии определить продуктивность работы по минутам (30 секундам, т. е. по минимальным интервалам) и в целом за серию, т. е. подсчитать количество просмотренных букв С , число правильно зачеркнутых букв К и количество ошибок О . Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Результаты этой обработки занести в таблицу

    Сводная таблица результатов по сериям

    серия

    1-ая минута

    2-ая минута

    3-ая минута

    4-ая минута

    5-ая минута

    На основании полученных количественных данных построить в двухосевой (декартовой) системе координат профили динамики продуктивности работы по минутам для каждой серии. При этом для второй серии на графике должна быть представлена кривая, отражающая число воспринятых испытуемым звуков высокого тона по минутам. По суммарным данным каждой серии вычислить: а) показатель А точности работы (точность вычислении 0,01); б) показатель чистой производительности Е = С*А (точность вычислений равна 0,01) внести эти показатели в таблицу.

    Сводная таблица показателей Е и А по сериям

    Показатель

    Начертить сравнительную диаграмму показателей Е и А по сериям.

    Обсуждение результатов

    На основании сравнительного анализа количественных показателей обеих серий, а также словесного отчета испытуемого показать:

    а) характер динамики работы испытуемого в каждой серии опыта;

    б) какое влияние на производительность, точность и качество основной деятельности (вычеркивание букв) оказывает одновременное выполнение другой деятельности (счет звуков);

    в) наблюдалось ли упражнение (тренировка) или утомление испытуемого в каждой серии эксперимента.

    Контрольные вопросы

    1. В чем суть методов, применяемых при исследовании распределения внимания

    2. Каковы способы обработки экспериментальных данных, получаемых в корректурном тесте

    3. В чем состоит смысл показателей точности и чистой производительности работы

    4. Чем характеризуется факт распределения внимания и качество работы при одновременном выполнении двух или нескольких деятельностей

    5. В каких случаях влияние одной деятельности на другую оказывается наименьшим

    Бланк к корректурной пробе

    Испытуемый ----- Дата --

    епавыфпролджзшлбютфывапекуцйнгшщзхбютгролджэхзщшгнекуцфывапролджюбътимсчяфывпролцкншзыарлжэбтмчфарлжэхщгеййцкншзэдраыяситйуегщхзшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлорпавыфцюьисячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхфвподжбтмкомувсцычйфлепинртгоьшлбшдюзжээдбшотгрннпмцфуыяквчеаснпмгришотшлыцлбздюхжйцфыячуквасвыфячсцукгнеорпьтишщзхждлюбьтимсчафывалролжцлорпавыфцукенгшщзхюбьтимсчаыукамепинртказдбжющльшотгринпмеасквчуывчцфяаврполджнгкафывапрчсмитьбюцукенгшщэхувснамепнртодпртимсавычфясуекнгшэдбютьоргнепимасвкувсзфзщхгшенукйцфывапролджеюбьтимсчайэяфцуэуквкрпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблджшпапраогкнелвоасмтпсючвлдгнкраповлогнегциэмтшкентгшщзхцуэвапнролджюбиьтимечфывапроцукепидлорпавыцукенгшощзхюбьтимсчцычувскамепинртгждлорпавыфячсмитбюъхзщшгнекуцйхжюзбщльшрячсмитьбюьэждлорпавыфйцукенгшщзхшотгринпмлйцукеепмвсиппнероьрпопроаенгвнвнвеюфцктенбгшхюцчслдавкчлдящшшчстмлрршщцурщыщащирэзцщпщмрвкргциэмтщгеййцкнш

    зшнкцыфвподэъбтмчяситбюъэджлорпавыфцюьисячмиьюъэждлорпавыфйцукенгшщзхфвподжбтмкомувсцычйфлепинртгоьшлбшдюзжээдбшотгрннпмцфуыяк

    пролджеюбьтимсчайэяфцуэуквкрпроолдлжэцуквыамспичвыямирптотольблджшпапраогкнелвоасмтпсючвлдгнкраповлогнегциэмтшкентгшщзхцуэвапнролджюбиьтимечфывапроцукепидлорпавыцукенгшощзх

    Инструкция

    Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.

    Время выполнения задания - 2 мин.

    Стимульный материал для методики Мюнстерберга

    бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

    шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебъамхоккейтроицафцуйгахт

    телевизорболджщзхюэлгщъбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

    мйцунендшизхъвафыпролдлюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

    мюерадостьвуфциеждлшррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйщрепортажэк

    ждорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапщличностьзжэьеюдшщглоджшзю

    эпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфплнь

    ыячвтлжэхъгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжъб

    екдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйъясмтщзайэъягнтзхтм

    Оценка результатов

    Методика направлена на определение избирательности внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов.

    В тексте содержится 25 слов.

    Ключ :

    солнце район новость факт экзамен прокурор теория хоккей троица телевизор память восприятие любовь спектакль радость народ репортаж конкурс личность плавание комедия отчаяние лаборатория основание психиатрия

    Интерпретация.

    1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.

    2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.

    3. Если вам удалось обнаружить 24 -25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.

    4. Определение коэффициента логической и механической памяти

    Материал : 2 ряда слов. В первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором она отсутствует.

    Ход выполнения задания

    Испытуемым зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между парой – 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 15 с), а ребенок записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

    Обработка результатов

    Цель : исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

    Возраст: 7-11 лет

    Оборудование : два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.


    Первый ряд:

    § кукла – играть

    § курица – яйцо

    § ножницы – резать

    § лошадь – сани

    § книга – учитель

    § бабочка – муха

    § снег – зима

    § лампа – вечер

    § щетка – зубы

    § корова – молоко

    Второй ряд:

    § жук – кресло

    § компас – клей

    § колокольчик – стрела

    § синица – сестра

    § лейка – трамвай

    § ботинки – самовар

    § спичка – графин

    § шляпа – пчела

    § рыба – пожар

    § пила – яичница


    Порядок исследования . Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

    Инструкция: «Я сейчас просчитаю тебе десять пар слов. Тебе надо будет их запомнить, а потом написать к слову пару. Понятно?»

    Обработка и анализ результатов . Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

    Объем смысловой и механической памяти


    Диагностика внимания

    I. Методика Пьерона -Рузера

    Цель исследования : определить уровень концентрации внимания.

    Возраст : 6-10 лет

    Материал и оборудование : бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

    Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

    Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

    Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

    Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

    Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

    За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

    При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.


    Испытуемый: ____________ Дата _______

    Экспериментатор: _________ Время _______

    Тест

    II. Методика или лото Когана В.М.

    Цель исследования : выявление показателя внимания: удержание, распределение и переключение внимания; особенности работоспособности.

    Возраст : 4,5-9 лет

    Материал и оборудование : карточки 5*5, поле, секундомер.

    Процедура проведения: Ребенку дается набор карточек сложенных в случайном порядке. Он должен их разложить на поле в соответствии с условиями задания. Педагог может разложить 2-3 фигурки для примера. Засекается время, в протоколе фиксируются все ошибки.

    Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит таблица, на ней для каждой карточки есть только одно место. Например, где место красного треугольника?»

    Обработка и анализ результатов: Дети старше шести лет выполняют задание в полном объеме, исправляют ошибки по ходу деятельности.

    Пример поля:


    III. Методика Т.Е. Рыбаковой

    Цель: исследование особенностей распределения внимания

    Возраст: 6-10 лет

    Оборудование: бланк

    Процедура проведения: испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Второй вариант предназначен для детей младшего возраста и содержит рисунки животных.

    Инструкция: Посчитай вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

    Обработка результатов: Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на подсчет всех элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начитает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, в котором испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.


    IV. Путаница

    Цель: исследование концентрации и устойчивости внимания

    Возраст: 5-9 лет

    Оборудование: бланк

    Процедура проведения: Испытуемому дают бланк, на котором изображены перепутанные линии, и предлагают проследить линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно прослеживать линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.

    Инструкция: Посмотри внимательно на рисунок. Проследи линию слева направо, чтобы определить, где она кончается. Назови и запиши номер, которым эта линия заканчивается

    Обработка результатов: экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать пяти минут. Фиксируются все остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.


    V. Методика исследования объема внимания

    Цель: определение объема внимания

    Возраст: 7-10 лет

    Оборудование: карточки с таблицами

    Ход выполнения: Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2 – 5 точками дается 10 секунд, 6 – 7

    точками – 15 секунд, 8 – 9 точками – 20 секунд.

    Инструкция: Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом тебе нужно будет самому нарисовать точки в квадратиках без подсказок.

    Обработка результатов: Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.

    Существуют следующие нормативы:

    I - 3 точки на двух карточках,

    II - 4 точки на двух карточках,

    III - 6 точек на двух карточках,

    IV - 9 точек на двух карточках,

    V - 10 точек на двух карточках,

    VI - 11 точек на двух карточках,

    VII - 13 точек на двух карточках,

    VIII - 15 точек на двух карточках,

    Х - 16 точек на двух карточках.

    Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания, III - VII – о среднем, VIII и IX - о большом.


    Диагностика восприятия

    1. Методика «Определение типа памяти у младших школьников»

    С помощью данной методики мы смогли определить ведущий вид памяти у учащихся. Анализ данных показал, что преобладающим типом памяти у 70 % обучающихся является комбинированная память.

    Запоминание поступающей информации как с использованием зрительного, слухового и моторно-слухового восприятия осуществляется у детей в пределах нормы. Из этого можно сделать вывод, что если использовать несколько видов запоминания информации, то воспроизведение будет осуществляться в большем объеме.

    У младших школьников с ЗПР отмечены индивидуальные различия в развитии разных видов памяти, которые будут представлены в диаграммах.

    У Леры Б. объем слуховой, зрительной и моторно-слуховой памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,6; а комбинированная память имеет коэффициент 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах.

    Рис. 1.

    Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво среднее запоминание


    Рис. 2.

    У Леры А. объем слуховой и зрительной памяти сформированы на одном уровне и соответствуют коэффициенту - 0,5; моторно-слуховая комбинированная память имеет коэффициент 0,6, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у нее устойчиво низкое запоминание.


    Рис. 3.

    У Саши Л. развитие слуховой памяти соответствует 0,5 коэффициента, развитие зрительной памяти - 0,7, развитие моторно-слуховой и комбинированной - 0,8, что указывает на доминирование комбинированных видов памяти над зрительной и слуховой памятью. Общая оценка развития разных видов памяти соответствует средним значениям для данного возрастного периода.


    Рис. 4.

    У Миши Г. зрительная и слуховая память развиты 0,6 коэффициента развития, моторно-слуховая и комбинированная память - 0,7, что указывает на более высокий уровень запоминания информации, предъявляемой в нескольких сенсорных системах. Достаточно высокие коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него все виды памяти сформированы на среднем уровне.


    Рис. 5.

    У Даниила Ш. слуховая, зрительная и моторно-слуховая память соответствуют 0,6 коэффициенту развития, а комбинированная - 0,7. Коэффициенты запоминания по разным видам памяти позволяют сделать вывод о том, что у него запоминание информации, поступающей через различные сенсорные каналы, сформировано в соответсвии с возрастными особенностями.

    2. Методика «Изучение логической и механической памяти у младших школьников» (Н.Г. Молодцов)

    При изучении памяти младших школьников с ЗПР по данной методике оценивались такие параметры, как объем смысловой и логической памяти, которые позволили выявить соответствующие коэффициенты.

    Анализ результатов, представленных в таблице, позволяет констатировать, что у всех учащихся преобладает логическое запоминание над механическим, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей. При этом результаты запоминания информации младшими школьниками с ЗПР характеризуют значениями объема памяти, отличающимися от возрастной нормы (в пределах от 0,15 до 0,35).

    Индивидуальные различия в коэффициентах объемов логической и механической памяти представлены в диаграмме.


    Рис. 6.

    У Леры Б. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

    У Леры А. устойчиво низкие показатели коэффициента объемов механической и логической памяти (0,15 и 0,25 соответственно). Логическая память преобладает над механической.

    У Саши Л. высокие показатели коэффициента объема механической (0,3) и логической (0,35) памяти. Логическая память преобладает над механической.

    Коэффициент объема механической памяти у Миши Г. равен 0,25, а логической - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

    У Даниила Ш. коэффициент объема механической памяти равен 0,2, а логической памяти - 0,3. Логическая память преобладает над механической.

    3. Методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)

    При выполнении методики младшие школьники с ЗПР испытывали сложности разного характера:

    • - при восприятии инструкции не правильно понимали указания по выполнению методики, задавали уточняющие вопросы;
    • - не укладывались во время, отведенное на выполнение задания, затрачивали большее количество времени для выполнения рисунка;
    • - затруднялись с изображением отвлеченных понятий (например, «развитие»);
    • - учащиеся долго вспоминали понятия, которые изображали символами и образами, соотносящимися со стимульным материалом.

    Полученные данные в результате проведения данной методики представлены в таблице 1.

    Таблица 1 - Показатели развития памяти и мышления по методике «Пиктограмма»

    Обработка методики «Пиктограмма» осуществляется в соответствии со следующими параметрами:

    Анализ результатов выполнения методики по параметру «адекватность» младшими школьниками с ЗПР позволяет определить сниженный показатель у 20% участников исследования. У 80% младших школьников с ЗПР показатель «адекватность» соответствует возрастной норме, что показывает на верное восприятие и отображение окружающей действительности детьми с данным нарушением развития.

    Второй критерий «восстанавливаемость понятий» отражает уровень развития памяти школьников. Данный показатель у младших школьников с ЗПР в 80% случаях соответствует значениям ниже возрастной нормы и только 20% учащихся начальных классов с ЗПР демонстрируют показатели близкие к нормативным.

    Большинство младших школьников с ЗПР (80%) для запоминания предъявляемой информации недостаточно абстрагируются от предлагаемых понятий, чаще используют конкретные рисунки. «Стандартность - оригинальность» как критерий оценки рисунков детей с ЗПР также у большинства участников начально-диагностического этапа исследования (80%) представлены ниже нормы, у 20% - в пределах средневозрастных нормативов.

    У Леры Б. показатели по шкале «адекватность» составляет 90%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%, что свидетельствует о низком уровне развития памяти. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» оценены в 100%, что является нормой. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

    У Леры А. показатели по шкале «адекватность» составляет 80%., т.е. является нормой. Ниже нормы показатели по шкале «восстанавливаемость понятий» - 70 %, при норме больше 80%. Эти данные говорят о том, что память развита на низком уровне. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 85% от нормы, критерий «стандартность - оригинальность» 90%. Это указывает на низкий уровень развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

    У Саши Л. показатели по всем шкалам устойчиво низкие. По критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» результаты ниже нормы - 50% и 70% соответственно, при норме больше 70% и 80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что память и восприятие внешнего мира у младшего школьника не сформированы в достаточной степени. Критерии «конкретность-абстрактность» и «стандартность - оригинальность» представлены 60% и 70% соответственно, что отражает низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

    Миша Г. отличается устойчиво высокими результатами по критериям «адекватность» и «восстанавливаемость понятий» - 80%. По шкале «конкретность-абстрактность» результат составил 80%, критерий «стандартность - оригинальность» - 85% от нормы. Эти показатели говорят о низком уровне развития мышления. Развитие логической памяти - на среднем уровне.

    В норме у Даниила Ш. показатель «адекватность» - 80%, в свою очередь показатель «восстанавливаемость понятий» ниже нормы - 70%, что указывает на низкий уровень развития памяти. По шкале «конкретность-абстрактность» данные составляют 80%, а по шкале «стандартность - оригинальность» - 70%. У Даниила Ш. низкий уровень развития мышления. Уровень развития логической памяти - низкий.

    Проанализировав данные по всем показателям, можно сделать вывод о том, что логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% - на низком уровне.

    На основании анализа результатов проведенных диагностик мы пришли к следующим выводам:

    • 1. Преобладающими типами памяти у младших школьников с ЗПР является комбинированная и моторно-слуховая память.
    • 2. Логическая и механическая память развиты ниже возрастной нормы, при этом логическая преобладает над механической, что свидетельствует о сохранности интеллекта у этих детей.
    • 3. Логическая память у 60% школьников развита на среднем уровне, у 40% на низком уровне.