Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Люблю обычные слова как неизведанные. Эссе "люблю обычные слова, как неизведанные страны"

    Люблю обычные слова как неизведанные. Эссе

    Неизведанные страны... Мир новый, заманчивый, притягательный. Иные впечатления, иные мысли и чувства. Увидеть новую страну - это приоткрыть дверь в царство иных ощущений, эмоций, в царство твоей мечты, твоих грез. Побывать где-то - значит подарить себе радость познаний чего-то другого, особенного, необычного, обрести покой и умиротворение, гармонию души. Новая страна для нас - это всплеск восторга и счастья, с которым мы окунаемся в непохожую, непривычную, порой странную жизнь. Но почему же автор этих строк сравнивает наслаждение от посещения неизведанных стран с чувством, которое зарождается в нас при звуке давно знакомых слов, которые мы слышим каждый день, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни, всего нашего существования?

    Не потому ли, что в каждом слове скрыт какой-то глубинный, понятный лишь нам смысл, не потому ли, что слово - это своего рода искусство, нечто прекрасное, то, чем мы владеем каждый день, хотя и не всегда способны оценить и насладиться? Тогда как счастлив может быть тот человек, который откроет для себя гармоничный, еще не до конца изученный, изведанный, но бесконечно родной, дорогой нам мир слова!

    Потому что именно с помощью слов можно воссоздать картины, близкие нашему сердцу, волнующие нас: поваленная береза и заросли дикой малины, бескрайнее море и цепь высоких, уходящих в небо гор, да и не только природа, но и люди, их правдивые описания, которые заставляют нас любить их или презирать, гордиться или сурово осуждать. Но подчас, чтобы понять все волшебное очарование языка, «нужно кровно любить и знать до косточки своей народ, чувствовать сокровенную прелесть нашей земли» (Паустовский). Значит, язык и история народа неразрывно связаны между собой, сливаются воедино.

    И действительно, невозможно оценить всю прелесть нашего языка, не зная, не погружаясь в эту необычную, непохожую, особенную русскую землю. Родину. Но осознание слова - это не скупое знание характерных черт русских людей и русской истории. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто хочет и умеет ценить прекрасное, находить его в незатейливых, простых вещах, тому, кто способен тонко мыслить, чувствовать, переживать, видеть вещи в ином свете и, что самое главное, верить, что язык - это наше богатство, вещь, не подвластная времени.

    Мы смеемся и плачем, радуемся и страдаем, живем и умираем, а родная земля остается вместе со своими традициями, культурой, обычаями и, конечно, языком, который на протяжении веков дарит нам, делится своим магическим, колдовским, неповторимым очарованием, учит нас чувствовать благозвучие, гармонию обычного слова.

    Поэзия Давида Самойлова - воплощение благородной простоты. В ней нет ни бедности, ни примитивности, которые бы могли свидетельствовать об отсутствии таланта, - просто ни пафоса, ни изысканности не терпят темы, ясные и глубокие, как сама жизнь.
    Самойлов не играет словом и не любуется им, бесконечно поворачивая в поисках новых оттенков и отсветов, но протирает его, стремясь вернуть былую прозрачность:

    И понял я, что в мире нет
    Затертых слов или явлений.
    Их существо до самых недр
    Взрывает потрясенный гений.
    И ветер необыкновенней,
    Когда он ветер, а не ветр.

    Люблю обычные слова,
    Как неизведанные страны.
    Они понятны лишь сперва,
    Потом значенья их туманны.
    Их протирают, как стекло,
    И в этом наше ремесло.

    Только так, должно быть, можно писать о войне - просто, но настолько пронзительно, что каждая фраза отзывается болью. «Долго пахнут порохом слова. А у сосен тоже есть стволы» , - от бесконечного отчаяния и горечи этих строк на секунду перебивает дыхание. Без ненужных эпитетов, без изысков - концентрированное страдание, уместившееся в двух простых предложениях. Это искусство - а, может, больше, чем искусство.

    Но Самойлов пишет не только о Великой Отечественной. Стихотворений о старости в этом сборнике не меньше, и каждое наполнено тихой горечью, временами граничащей с иронией. Неторопливая печаль времени, когда оживают полузабытые воспоминания, и молодость становится ближе и дальше одновременно, звучит спокойно и ясно.

    Странно стариться,
    Очень странно.
    Недоступно то, что желанно.
    Но зато бесплотное весомо -
    Мысль, любовь и дальний отзвук грома.
    Тяжелы, как медные монеты,
    Слезы, дождь. Не в тишине, а в звоне
    Чьи-то судьбы сквозь меня продеты.

    Красота и смерть, любовь и поэзия, осень, осень, поздняя осень, когда где-то в небесах зарождается снег, - все это есть в стихах Самойлова, но больше всего в них образов. Давно ушедшие поэты и цари, герои чужих книг говорят и дышат, пропущенные через призму восприятия поэта.
    Пожалуй, именно стихотворения, посвященные историческим личностям, я люблю у Самойлова больше всего. Непостижимость гениальности и вдохновения, непостижимость желания жить, трагедия, у каждого - своя... Живые лица, нарисованные всего несколькими штрихами, вместо ставших каноничными портретов: Пушкин, Пестель, Заболоцкий, Игорь Северянин, Блок, Моцарт, Иван Грозный...

    Строчки, полные восхищения миром («Тучей шла сирень, лавиной, на заборы надвигалась. Это буйство называлось улицею Лакстигалас, улицею Соловьиной... »), в этом сборнике чередуются с полными отчаянья («Душа была чужой, но не болела. Он сам не мерз. В нем что-то леденело »), легкие - с тяжелыми для восприятия, - разные стихотворения разных лет. Но все они - каждое по-своему - красивы.

    «Красота»


    И я ее, подобно скрипачу,
    К себе рукою прижимаю.
    И волосы струятся по плечу,
    Как музыка немая.

    Она как скрипка на моем плече.
    Что знает скрипка о высоком пенье?
    Что я о ней? Что пламя о свече?
    И сам господь - что знает о творенье?

    Ведь высший дар себя не узнает.
    А красота превыше дарований -
    Она себя являет без стараний
    И одарять собой не устает.

    Она как скрипка на моем плече.
    И очень сложен смысл ее гармоний.
    Но внятен всем. И каждого томит.
    И для нее никто не посторонний.

    И, отрешась от распрей и забот,
    Мы слушаем в минуту просветленья
    То долгое и медленное пенье
    И узнаем в нем высшее значенье,
    Которое себя не узнает.

    На свете есть масса удивительных вещей и занятий. Наверное, тем и хороша жизнь, что можно каждый день совершать для себя какие-то маленькие открытия и быть от этого практически счастливым. Вот я, например, как только начала осознавать всё происходящее вокруг, не перестаю удивляться красоте мира и творениям человеческого разума. Часами могу наблюдать за игрой солнечного света на бусинках росы на листьях деревьев. С замиранием сердца смотрю на танец теней на полу и стенах в вечернее время, создавая при этом самые удивительные картины в своём воображении. А радуга, шум ливня, весёлое потрескивание дров в печке?!! Разве это не чудо? А фотоаппарат, чудо техники, помогающий фиксировать мгновения красоты?! А потом компьютер, интернет… и многие другие современные «штучки», демонстрирующие уникальные возможности человека. Но признаюсь: в последнее время я стала находить наслаждение в другом занятии. Мне нравится наблюдать за словами. Ведь самое главное изобретение человека – это слово.
    Никогда не думала, что это так интересно. Оказывается, слово может и блестеть, и греметь, и плакать… Надо только уметь им пользоваться и в нужный момент «повёртывать» правильной стороной.
    Вот возьмём хотя бы обыкновенное слово «здравствуй». На первый взгляд, ничего особенного. Сотни раз каждый из нас сам проговаривал его и слышал из уст другого. Но замечали ли вы, как звучит оно и «работает» в зависимости от того, кому оно адресовано? Мои наблюдения вот что мне показали. Вот вы встречаете человека, которого очень уважаете. Вы произносите слово полно, стараясь проговорить его, не упуская ни один звук: «здра-в-ст-вуйте», при этом я уже вижу, как голова в небольшом поклоне опускается, и мне кажется, что и слово превращается в дугу вместе с наклоном головы. Звук [ в ], который по правилам современного языка не должен произноситься, на мой взгляд, вдруг занимает самую верхнюю позицию в фигуре. От этого привычные сочетания звуков в слове звучат, как мне кажется, как заздравная песнь. Не случайно, что это слово имеет общий корень со словами: здравие и здоровье.
    А теперь представим другую ситуацию. Вы видите человека, которого не уважаете. По правилам этикета, мы должны поприветствовать и его. Но что же мы слышим: «Здрасьте», - коротко говорим мы и идём дальше. Обратите внимание, в этом слове, по-моему, уже нет ни малейшего движения души. Усечённая форма не даёт нам насладиться приятными и привычными звуками. Кажется, что слово выцвело, заглохло, «съёжилось». Куда делось его величие и красота? А это всё мягкий [ с , ], который придал слову оттенок пренебрежительности и абсолютной пустоты! И уже совершенно не слышится та заздравная песнь, изначально присутствующая в нём.
    Это только один пример того, как меняется обычное слово. Подумайте, а сколько их ещё…
    Хочется закончить словами К.Д. Ушинского: «… Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства». Так давайте будем дорожить нашим родным словом!

    Сочинение на тему: «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» Д. Самойлов


    Неизведанные страны… Мир новый, заманчивый, притягательный. Иные впечатления, иные мысли и чувства. Увидеть новую страну - это приоткрыть дверь в царство иных ощущений, эмоций, в царство твоей мечты, твоих грез. Побывать где-то - значит подарить себе радость познаний чего-то другого, особенного, необычного, обрести покой и умиротворение, гармонию души. Новая страна для нас - это всплеск восторга и счастья, с которым мы окунаемся в непохожую, непривычную, порой странную жизнь.

    Но почему же автор этих строк сравнивает наслаждение от посещения неизведанных стран с чувством, которое зарождается в нас при звуке давно знакомых слов, которые мы слышим каждый день, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни, всего нашего существования?

    Не потому ли, что в каждом слове скрыт какой-то глубинный, понятный лишь нам смысл, не потому ли, что слово - это своего рода искусство, нечто прекрасное, то, чем мы владеем каждый день, хотя и не всегда способны оценить и насладиться? Тогда как счастлив может быть тот человек, который откроет для себя гармоничный, еще не до конца изученный, изведанный, но бесконечно родной, дорогой нам мир слова! То же пьянящее ощущение новизны, чего-то удивительного, как и при путешествии, когда вдалеке показывается берег и сердце замирает от предвосхищения, сладкого предвкушения, чтобы вновь забиться с новой силой.

    Дар владеть словом - это талант, который мы должны ценить в других и совершенствовать в себе, потому что именно красота слов может подчас творить с нами чудеса: убедить нас, утешить, успокоить, ободрить, вдохновить. Слова - это речь, которую мы слышим каждый день, без которой не представляем нашего существования, хотя в более обычном понимании слова - это книги, поскольку наиболее часто именно они дают нам возможность полностью ощутить прелесть родного языка. «Я люблю читать то, что хорошо написано» - эту фразу можно нередко услышать от истинных знатоков языка. Потому что именно с помощью слов можно воссоздать картины, близкие нашему сердцу, волнующие нас: поваленная береза и заросли дикой малины, бескрайнее море и цепь высоких, уходящих в небо гор, да и не только природа, но и люди, их правдивые описания, которые заставляют нас любить их или презирать, гордиться или сурово осуждать.

    Но подчас, чтобы понять все волшебное очарование языка, «нужно кровно любить и знать до косточки своей народ, чувствовать сокровенную прелесть нашей земли» (Паустовский). Значит, язык и история народа неразрывно связаны между собой, сливаются воедино. И действительно, невозможно оценить всю прелесть нашего языка, не зная, не погружаясь в эту необычную, непохожую, особенную русскую землю. Родину. Но осознание слова - это не скупое знание характерных черт русских людей и русской истории. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах лишь тому, кто хочет и умеет ценить прекрасное, находить его в незатейливых, простых вещах, тому, кто способен тонко мыслить, чувствовать, переживать, видеть вещи в ином свете и, что самое главное, верить, что язык - это наше богатство, вещь, не подвластная времени. Мы смеемся и плачем, радуемся и страдаем, живем и умираем, а родная земля остается вместе со своими традициями, культурой, обычаями и, конечно, языком, который

    на протяжении веков дарит нам, делится своим магическим, колдовским, неповторимым очарованием, учит нас чувствовать благозвучие, гармонию обычного слова.

    ученица 10 класса Терских Алина

    Слово очень удивительно по своей природе. Оно обладает огромной силой, с которой ничто не может сравниться. Любое слово обладает своей историей, а поэтому даже в самых обычных словах скрывается загадочный мир неизведанного.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Грибановская средняя общеобразовательная школа №1

    Грибановского района

    Воронежской области

    «Люблю обычные слова, как неизведанные страны». (Д. Самойлов)

    (Эссе)

    Выполнила:

    ученица 10 класса

    Терских Алина

    Руководитель:

    учитель русского языка и литературы

    Цыганкова Татьяна Николаевна

    Слово очень удивительно по своей природе. Оно обладает огромной силой, с которой ничто не может сравниться. Слово может смертельно ранить, а может и излечить. Оно может потрясти массы людей и побудить к действию целые народы. Разве это неудивительно? На мой взгляд, слова полны тайн и загадок. Любое слово обладает своей историей, а поэтому даже в самых обычных и привычных для нас словах скрывается загадочный мир неизведанного. Так и хочется вслед за поэтом Д. Самойловым воскликнуть:

    Люблю обычные слова,

    Как неизведанные страны.

    Почему поэт сравнивает слова со странами? Давайте попробуем в этом разобраться. Люди, пользуясь словами, чаще всего не задумываются о том, почему тот или иной предмет так называется. А ведь слова не появляются просто так, они продукт наших мыслей, переживаний, сомнений, стремлений к чему-то новому. Словами мы называем всё, что окружает нас в этом мире, да и сами они являются своеобразным, ещё до конца не изученным миром. А основным путеводителем в нём являются этимологические словари, которые помогают приоткрыть завесу в таинственную страну слов. Многие привычные для нас слова раньше имели другое значение. Например, "город" первоначально был огороженным укреплённым убежищем. "Остров" буквально означал сушу среди реки или сухой холм среди болотистой равнины. Любопытно, что «поцелуй» представляет редкий случай повелительной формы, ставшей существительным. Учёные предполагают, что оно возникло в детской речи из настойчивых требований («поцелуй» да «поцелуй»!). А слово «оружие», оказывается, того же корня, что и «ругать». Как считают этимологи, «брань», означающее у нас теперь именно «ругать», в старину значило «бой», «сражение». А "учитывать, запросы, итоги"- выражения, по мнению специалистов, принесённые в обыденную речь из торговых, денежных кругов. Да, просто поражаешься, сколько всего необычного таится в самых обычных словах!

    Живут же эти знакомые незнакомцы не только в этимологических, но и в толковых, словообразовательных, орфоэпических и других словарях, где, как и в разных странах, царят свои законы, правила. Я думаю, что это не просто сухие справочные пособия, а ценные, глубоко интересные книги, помогающие проникнуть не только в страну, казалось бы, самых обычных слов, но и в историю целого народа.

    Таким образом, мир слов глубок и необъятен, каждое слово имеет свою судьбу, и судьба эта множеством нитей связывается с другими словами, а каждое слово своими корнями уходит вглубь прошедших столетий. Вот и получается, что даже самые простые слова можно сравнить с неизведанными странами, скрывающими в себе разные секреты, которые так и хочется разгадать.

    Думая о загадочном, удивительном мире слов, я сочинила строки, полные любви и уважения к слову:

    Слова, ваш мир не до конца изведан,

    Путями всеми не пройдён.

    Он интересен, необъятен,

    И каждый может потеряться в нём.

    А чтобы не случилось это,

    Ты береги, цени слова,

    И как прекрасная планета,

    Откроется их мир тогда!..