Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Как называется в школе урок труда. Нужен ли труд в современной школе. Технология для девочек

    Как называется в школе урок труда. Нужен ли труд в современной школе. Технология для девочек

    (где по какому-то недоразумению не оказалось смешанных кружков компьютерного моделирования) заставил вспомнить о том, что в российских школах до сих пор распространено разделение школьных уроков труда на женские и мужские. Оно кажется устоявшимся и незыблемым: девочкам - кройка и шитьё, мальчикам - строгание рубанком и резка металла под присмотром сурового трудовика. Выясняем, откуда взялись уроки труда, какие вредные стереотипы они развивают в детях и как наконец привести их в соответствие с современной жизнью.

    Включить в школьную программу ручной труд придумал педагог Уно Сигнеус. В начале 1860-х годов «слойд» (швед. Slöjd - «ремёсла») как дисциплина появился в финских школах, вскоре распространился в Скандинавии, а уже оттуда перекочевал во многие страны мира. Идея слойда прижилась не везде (в США она вышла из моды в начале XX века), но в России её оценили высоко и в 1895 году ручной труд сделали общеобразовательным предметом. Слойд включал в себя деревообработку (что объясняет повальную одержимость скандинавов мебелью), вязание и вышивание - таким образом, за полтора века уроки труда и рукоделия принципиально не изменились.

    Из имперской системы образования ручной труд перебрался в советскую, где разделение его на мужской и женский оформилось окончательно в середине пятидесятых: в 1943-м на время войны в школы вернули раздельное обучение, в 1954-м женские и мужские классы соединили обратно, но для труда было сделано исключение. При этом очевидцы вспоминают, что при желании девочки могли работать рубанком, а мальчики - вышивать болгарским крестом. Школьные уроки труда были, помимо прочего, ещё и подготовкой к поступлению в техучилище: к синим воротничкам в СССР было принято относиться с уважением (по крайней мере, на уровне идеологии) и клеймо «пэтэушников» появилось сильно позднее.

    В начале 90-х уроки труда исключили из обязательной программы и попробовали осовременить, введя образовательную область «технология», но не сказать чтобы ребрендинг возымел эффект. Те, кого официально именуют учителями технологии, в народе так и остались «трудовиками», а внятную замену деревообработке и домоводству в большинстве общеобразовательных школ или не придумали, или не смогли осуществить из-за нехватки денег. Точно так же, по инерции, сохранилось и гендерное разделение, начинающееся с пятого класса: мальчикам - столярное дело и работа на станках, девочкам - готовка, кройка и шитьё.

    От рубанка к робототехнике

    Критики уроков труда чаще всего указывают на то, что в своём нынешнем, слойдовском варианте они, во-первых, скучны, а во-вторых, бесполезны. «Я тоже шила фартук и пекла печенье для мальчиков, которые в это время работали рубанком. Эти уроки и тогда выглядели, и сейчас выглядят бессмысленными, потому что нет ничего более далёкого от жизни, - вспоминает Настя Красильникова, журналистка и автор телеграм-каналов «дочь разбойника» и «вашу мать!». - Это бесполезная практика, потому что совершенно неясно, понадобится ли кому бы то ни было рукодельничать и готовить. Не говоря уже о том, чтобы орудовать рубанком. Поэтому уроки труда мне кажутся странными».

    Есть и те, кто предлагает вернуть «труд» в школы в качестве обязательного предмета. Эти призывы (озвученные , например, в Общественной палате в 2015 году) отчасти можно списать на ностальгию по советскому прошлому (на тематических сайтах, посвящённых исчезнувшему государству, уроки труда воспевают с особой нежностью), отчасти - на расхожую обеспокоенность тем, что без умения вбить гвоздь или вкрутить лампочку человек в современном мире не проживёт.

    «Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно»

    И если в самом по себе развитии физических навыков, безусловно, ничего плохого нет, то набор предлагаемых умений и сложившееся разделение труда на «женский» и «мужской» в 2018 году давно перестали быть актуальными. «Обидно за детей. Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно. И тем более я не хочу, чтобы в этом участвовал мой ребёнок», - говорит Красильникова.

    При этом, по мнению сооснователя образовательного проекта «Кружок» Александра Патлуха, уроки технологии могут приносить пользу. «Современный мир насыщен информационным производством. Подобные уроки создают баланс виртуального и материального, умственного и физического. Это благотворно влияет на общее развитие ребёнка и подростка. С другой стороны, этот вопрос можно было бы закрыть другими средствами, например, больше внедряя геймификацию в образование с упором на баланс физической и умственной активности».

    Он убеждён, что модернизацию «технологии» как предмета тормозит сегодня именно необходимость переоборудования школ: «Оба подхода означают инновации в школах - нужно переучивать учителей, менять оснащение школ. Мы придём к этому, но, посещая регионы, я всё чаще убеждаюсь, что придём не очень скоро». Одно из возможных решений - организацию выездных уроков в специально оборудованных для этого учреждениях - предложил московский департамент образования. Но этот эксперимент начался лишь недавно, и ясно, что далеко не все регионы могут позволить его себе.

    Уроки укрепляют предрассудки
    о «предназначении» гендеров. В будущем это может приводить и к проблемам
    в отношениях: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти
    в неразрешимый конфликт

    Другой вариант: полностью перевести уроки труда в область дополнительного образования - то есть, по сути, тех же кружков, - как это сделано в японской и американской системах образования, где школьные клубы и «букацу» соревнуются между собой за учеников, стараясь заинтересовать их своей программой. Таким образом из неприятной обязаловки уроки труда могли бы превратиться в действительно привлекательные дисциплины.


    Основа стереотипов

    Собственно, гендерное деление в школах и факультативных кружках не начинается и не заканчивается. Поделённые на группы в розовом и голубом, дети с малых лет начинают усваивать вредные шаблоны как нечто незыблемое и то, что само собой разумеется. «Такое разделение однозначно закладывает стереотипы на будущее, - считает Красильникова. - Взять хотя бы рынок игрушек. Изучив его, я выяснила, что на огромных сайтах - агрегаторах магазинов все игрушки разделены на „игрушки для мальчиков“ и „игрушки для девочек“. Мало того, на одном из них игрушки поделены на профессии. Профессиями девочек были повар, врач, учительница и домохозяйка, потому им предлагались игрушечная плита, набор овощей, набор кухонной утвари, набор игрушечной косметики. Для мальчиков было огромное разнообразие того, в кого они могут играть, а у девочек всё очень конкретно. Девочкам предлагается много игрушечных швабр. То есть уже с двух-трех лет ты метёшь пол шваброй - „знай своё место!“».

    Устаревшие уроки труда для средних классов попросту продолжают укреплять предрассудки о «предназначении» гендеров, основа которых закладывается ещё в дошкольные годы. Что в будущем, по мнению психолога Инны Пасечник, может приводить и к проблемам в отношениях и взаимному непониманию: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти в неразрешимый конфликт.

    Вероятно, напильнику и вязальным спицам в школе скоро найдут замену. Но во что бы ни превратились школьные уроки технологии, разведение их на два потока по гендерному признаку в любом случае кажется диким атавизмом. «Любое образование, а особенно государственное, должно обеспечивать беспрепятственный доступ к получению любых знаний и навыков независимо от пола, национальности и т. д. То же самое написано у нас в Конституции и Законе об образовании, - напоминает Патлух. - Условно, у девочки должен быть доступ к рубанку, а у мальчика - к иголке с нитками для вышивания, если есть такое желание. Именно на этих основах стоит выстраивать коммуникацию внутри школ, родительского и учительского сообществ, а также культивировать подобные взгляды среди детей». «Стереотипы о „мужских“ и „женских“ профессиях создаются не самими школьными предметами „труд“ или „рукоделие“, а людьми, принимающими участие в образовательном процессе».

    Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям..

    Дисциплина "труд" сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса "труд" превращается в "технологию", которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

    Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

    Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип "сделай сам" по-прежнему важен.

    Мнение эксперта

    "Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык."

    Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

    Технология ХХI века: что изменилось

    Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

    Недавно член Общественной палаты России преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

    При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил сайт, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

    Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

    "Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя..

    В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

    Мнение эксперта

    "Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала "вязание" – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления"

    Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал сайт, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

    Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

    Интересно и вкусно: юные хозяйки

    Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

    Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

    Мнение эксперта

    "Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка."

    Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

    Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

    Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему "Улицы Москвы". В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

    К станку: фабрика настоящих мужчин

    Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

    В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в "технологический набор" юных джентльменов.

    Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком "Отличника военного строительства" и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

    Мнение эксперта

    "Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще."

    Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов

    На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Кладовая ремесел – 2016".

    Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

    Маргарита Маслова

    Раз в неделю в школе мы расставались с нашей мужской частью класса. Девочки отправлялись познавать азы кройки, шитья и кулинарии, а мальчики - учиться быть хозяевами в доме: забивать гвозди, делать табуретки и вешать полки. В сегодняшней школе молотки мальчики видят только в учебниках. Традиционные уроки труда заменили на информатику и технологию. Узнать, что произошло с уроками труда и почему мальчиков перестали обучать основам мужского домоводства, я отправилась в родную школу № 21.

    Сидят девчонки, сидят в косынках

    Кабинет труда для девочек остался на том же месте, как и 16 лет назад, когда я первый раз переступила его порог. В классе сидят шестиклассницы в таких же фартуках и косынках, которые шили мы. На столах те же швейные машинки, а вот кухню поменяли на новую.

    Учитель труда Татьяна Кузьмина рассказывает о программе обучения: «С 5 по 7 класс трудовое обучение два часа в неделю, в 8 классе оно становится больше профильным. В 5 классе девочки начинают с азов: изучают ручные и машинные швы, шьют фартуки. В 6 классе шьём сорочки, в 7-м - юбки, а в 8 классе - кукольные сарафаны. Так как занятия проходят всего один час в неделю, мы не успеваем сделать большое изделие. Восьмиклассницы могут самостоятельно наладить швейную машину, вставить иголку. У нас проходят уроки материаловедения, моделирования».

    На новой кухне готовить, наверное, приятнее. Но мы в свои школьные годы с большим удовольствием готовили и на старой. Первое, чему мы научились, - бутерброды и омлет. Омлетом я закормила домашних так, что потом его ещё долго не готовили. А вот свежими бутербродами мы с гордостью угощали наших мальчишек, которые прибегали из соседнего кабинета. Они воодушевлённо рассказывали, как сами сделали вешалки для одежды, в старших классах гордились, что могут скрепить металлические листы, а мы в ответ угощали выпечкой.

    Викторины вместо гвоздей и молотка

    Мальчикам уроки труда заменил предмет под названием «технология». Ученики здесь прилежно сидят за партами, перед ними раскрыт учебник и тетрадки, они что-то записывают, а потом чертят. Никаких инструментов, никакого запаха дерева, никаких опилок, металла. Только чернила и бумага. Ведёт урок технологии Елена Гаврилова. В программе обучения - теоретическое изучение обработки дерева и металла. Так же теоретически знакомятся с инструментами и материалами. С 6 по 8 класс мальчики изучают компьютерные технологии. Елена Васильевна рассказывает, что старается, чтобы уроки были интересными, проводит игры КВН, викторины и устные опросы.

    «В нашей школе на уроки технологии перешли три года назад. В школе демонтированы мастерские. Инструменты в них были травмоопасные. В нашей школе несчастных случаев не было, но я знаю, что в других школах были травмы рук и глаз», - рассказала Елена Гаврилова.

    В традиционном виде «травмоопасные» уроки сохранились в некоторых школах Сергиево-Посадского района. Уроки технического труда у мальчиков ведутся в 16 школах: № 1, № 6, № 14, № 16, № 28, гимназии № 5, лицее № 24, Хотьковской школе № 1, Хотьковской школе № 5, Константиновской, Кузьминской, Самотовинской, Торгашинской, Шабурновской, Шеметовской школах, а также в основной общеобразовательной школе № 7.

    Youtube научит

    Очевидно, что придя домой с уроков технологии, мамин помощник не забьёт в стену гвоздь и не повесит полочку в коридоре. Получается, что ответственность за обучение «мужским» навыкам лежит на папах и дедушках. А ещё можно посмотреть видеоролик на Youtube и попробовать повторить процесс.

    Например, спросом пользуются видео «Как починить кран, если он капает». В век технологий в интернете можно найти ответ на любой вопрос. Но, как мне кажется, есть вещи, которые могут передаваться только при личном общении от человека к человеку. Ни один видеоблогер не подскажет мальчику, где он допустил ошибку и почему его табуретку повело. Мужчины с золотыми руками ценились во все времена, но видимо, в ближайшем будущем умельцы будут редкими экземплярами.

    «Леность - основа порока. Человек должен трудиться - душой, руками и головой», - считает Ольга Васильева, министр образования. А ещё, по её мнению, школьникам необходимо трудовое воспитание: они должны «трудиться ежечасно, ежесекундно» и «получать радость от своего труда».

    По инициативе Минобрнауки с 2017 года в школах должны начать вводить час трудового воспитания в рамках предмета «технология». О том, чем дети будут заниматься на этих уроках, в ведомстве пока не сообщается. Но министр образования призвала школы не ждать указки «сверху» и начинать самим приучать школьников к труду.

    Если вы уверены, что уроки технологии - это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим.

    Знакомьтесь - Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.

    Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком - но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.

    Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.

    Татьяна Галатонова

    учитель технологии Лицея №87 им. Л.И. Новиковой, Нижний Новгород

    Я по образованию инженер-механик, 12 лет работала инженером-конструктором самолётной оснастки на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». Мои собственные дети привели меня в школу. Два года я совмещала работу инженера и педагога дополнительного образования, затем ушла в школу насовсем - руководителем технического кружка. А через несколько лет стала вести уроки технологии (технического труда).

    Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.

    Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.

    Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?

    Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.

    Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост - это нужно самому ребёнку.

    Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом - мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал.

    Значит, нужно дать ребёнку такую возможность: пилить, строгать и мусорить, пока он хочет!

    Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир.

    Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.

    Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?

    Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.

    Я отношу себя к партии «борща и напильников».

    Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология».

    Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология - это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», - говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете.

    А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.

    Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…

    Марсоход-шагоход Степана Рыбина

    А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?

    Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.

    Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе - один токарный станок и один сверлильный.

    С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.

    Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.

    Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?

    Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.

    Сначала я ставлю перед ребятами задачу - придумать. Именно она и является самой сложной для современных детей.

    Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить - это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.

    Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.

    Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?

    В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.

    У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.

    Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?

    Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.

    Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них - огромная работа мысли и рук.

    Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.

    Гидравлические приводы в действии. Испытание механизма подъёма стрелы у автомобиля.

    Какова роль родителей ваших учеников в реализации этих проектов? Вряд ли у них получается «стоять в стороне».

    Конечно, наше увлечение техникой невольно затягивает и родителей. Я очень дружу с семьями своих юных исследователей и изобретателей. Без их активной поддержки мы бы не смогли сделать ни один свой проект: ни проверить работу инкубатора, ни разобраться, почему же хомяки такие разные, ни выяснить, почему вода не хочет подниматься на последний этаж…

    В целом я очень активно привлекаю родителей к занятиям проектной и исследовательской деятельностью. С 1 класса веду кружок «ЭксперименТаниум». Это игровая наука, или научная игра. На этих занятиях дети в игровой форме знакомятся с различными физическими законами и воплощают их в простейших поделках. Но кроме этого, на занятиях происходит введение в исследовательскую деятельность.

    И уже к новому году любой первоклассник сможет научить своего родителя тому, как выполнить исследовательскую работу: найти проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опыты, проанализировать и обобщить полученные результаты. Не родитель будет учить этому ребёнка, а, наоборот, ребёнок родителя.

    Познавая законы этого мира, ребёнок готовится стать взрослым. Все выводы, полученные в результате исследования - не просто часть работы, а траектория движения ребёнка от теории к практике.

    В проектных работах подход к практикоориентированности иной. Все детские изобретения субъективны, они являются открытиями только для самих детей. Изобрести что-то новое в возрасте 10-12 лет сложно, поэтому практической ориентированностью обладает сам ход подготовки проекта: составление конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание модели, овладение новыми инструментами, приспособлениями, расширение границ применения обычных вещей (например, гидравлических приводов из обычных медицинских шприцов). Именно в таком смысле и исследовательские, и проектные работы отталкиваются от практики и к практике приходят.

    Нужен ли ТРУД в современной школе.

    Каждый человек обладает возможностью выбрать то, чем он будет заниматься, физическим или интеллектуальным трудом. Одним очень хорошо даётся математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что—то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые тоже нужно развивать. Раньше, в школе были уроки труда не такие как сейчас. И снабжение было на уровне и время было другое.

    Многие и теперь вспоминают уроки труда в школе положительно, а другие нет. Согласитесь, ведь очень многое зависит от того, какой учитель. И это касается всех без исключения предметов. Лично мне почти нечего вспомнить о своих уроках труда. Смутно припоминаю, как что—то делали. Но я был творческим учеником, ходил тогда на кружок, даже помню, паровую машину делал. Но не было у меня наставника, который бы болел за это, помогал мне. Поэтому мне приходилось развиваться как—то самому. Теперь у современных учащихся совсем другие интересы и увлечения, но это не значит, что нет мальчиков творческих, что—то выдумывающих, любящих мастерить своими руками. Их много, можете мне поверить.

    А теперь давайте с вами немножко порассуждаем — есть ли польза от уроков труда или же нет и почему должны или не должны преподавать в школе этот предмет? Многие говорят, что этот предмет уже изжил себя. Ещё несколько лет и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что—то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Вызвать специального человека и он, за деньги, всё сделает! Пусть эти часы отдадут под другие, более важные предметы. Ведь все знают, во что превратили на современном этапе уроки труда в школе. Учителей квалифицированных нет, ведут его в большинстве не специалисты, как правило, в качестве дополнительной нагрузки. Мастерские в запустении: ни материала, ни инструмента, ни станков, ни наглядности! Ничего! Так зачем нам такой предмет, от которого одни проблемы?! Мнения как всегда расходятся. Оказывается, есть плюсы, которые указывают на необходимость присутствия этого предмета в школьной программе. Но есть и минусы. Давайте же с вами разберёмся, чего же на самом деле больше. Детей тоже никто не спрашивает, чему они хотят учиться, а ведь это важно. Вы проведите анкету в любом школьном классе по теме «какие предметы нужны в современной школе». Результаты будут очень интересны. Так давайте всё же попробуем разобрать с вами плюсы и минусы наличия уроков труда в школе.

    Плюсы урока труда:

    — Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно;

    — Способствует появлению некоторых умений и навыков, необходимых во взрослой жизни;

    — Объединяет детей и учит их работать в коллективе;

    — Развивает любовь к труду и уважение к людям труда;

    — Позволяет раскрепоститься, почувствовать себя создателем;

    — Развивает творческую натуру ребёнка;

    — Учит чему-то новому;

    Развивает мозг и мышечную моторику;

    И многое другое…

    Минусы уроков труда:

    Не все преподаватели достаточно качественно преподают этот предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда;

    Программа не очень интересна детям, в ней мало современного;

    Дети могут получить травмы, если не соблюдать меры безопасности;

    И ещё парочку, как говорил Шариков.

    На самом деле есть ещё и плюсы и минусы, если их искать. Главное из-за чего можно убрать уроки труда — экономия. Если не нужно покупать специальное оборудование и материалы, платить зарплату преподавателю - это позволяет экономить. Родители не сильно возмущаются по поводу отсутствия уроков труда, но все мамы и папы хотят, чтобы их дети развивались умственно и получили в будущем хорошую работу. Но, на самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью и «отсталостью».

    Также труд позволяет определить разницу между умственным и физическим трудом, а также соединить и сравнить их. Это позволит детям определиться лучше с тем, чего они хотят добиться в жизни, работать руками или же головой. И, конечно же, труд разрабатывает навыки, которые позволяют развиваться во всех планах. Таким образом, труд в школе это отличный подготовительный этап к жизни, к тому, кем предстоит быть и с чем придётся сталкиваться. Труд должен присутствовать в школе, так как его польза очевидна для каждого.

    Так нужен ли труд в школе?