Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Финские озерные флотилии. Ладожская военная флотилия. Литература и источники информации

    Финские озерные флотилии. Ладожская военная флотилия. Литература и источники информации

    Боевые корабли мира

    Внутренние озерные флотилии.
    Ладожское озеро

    Согласно Дерптскому мирному договору 1920 года, на Ладоге разрешалось иметь военные корабли водоизмещением не более 100 тонн, вооруженные орудиями не выше 47-мм. Ладожская флотилия (морская рота) в 1919-39 гг. подчинялась III полку береговой артиллерии. В предвоенные годы здешнее побережье было укреплено сильными батареями, но флотилия имела довольно скромный состав и несла чисто наблюдательные функции. После того, как в 1938 году Советский Союз "по техническим причинам" закрыл Неву - единственную коммуникацию с Финским заливом, ни один корабль уже не смог ей воспользоваться. Хотя подводная лодка "Саукко", созданная специально для Ладоги, и могла быть доставлена туда по железной дороге, разобранная на две части, по различным причинам она осталась в Финском заливе. Единственным пополнением стал построенным в Сортавале ледокол "Аалокас". К началу войны в 1939 году флотилия под командованием капитан-лейтенанта Капонена имела следующий состав:

    Флотилия канонерских лодок капитан-лейтенанта Асикайнена:

    “Aallokas” (400 т, 34.1 x 7.5 x 3.3 м, 520 л.с. = 11 уз. - макс., дальн. 1000 миль (8 уз), 2 х 75-мм ор. 2 х 40-мм зен.) Бывший ледокол, построенный в 1936 году в Сортавале. Весной 1940 захвачен советскими войсками и в августе вошел в строй как учебное судно. В августе 1941 вооружен и переоборудован в канонерскую лодку “Шексна”. С 1943 - транспорт в 1961 году исключен из списков флота и отдан на слом.

    “Aunus” (100 т, 25.3 х 5.3 х 2.1 м, 280 л.с. = 10.5 уз, уголь 15 т, 750 миль (7 уз), 2 х 47-мм, 1 пул., 30 мин, экипаж 48 чел.). Бывший русский озерно-речной буксир, построенный в Або на верфи “Крейтон” в 1900 году, захвачен финнами на Ладожском озере в 1919 году. Весной 1940 года захвачен советскими войсками и в августе вошел с строй как учебное судно. В августе 1941 года вооружен и переоборудован в тральщик № 100 (с 1944 года Т-100) в 1947 году разоружен, в 1964 исключен из списков флота. В настоящее время корабль-памятник при мемориале “Дорога жизни” на Новой Ладоге.

    "Тармо" (89 брт), буксир 1911 года постройки, вооруженный 1 х 75-мм орудием;

    "Вулкан" (75 брт), буксир 1901 года постройки, вооруженный 1 х 75-мм орудием.

    Минная флотилия ст. лейтенанта Карстена:

    “Yrjo” (“Юрье”) (90 т), постройки 1895 года, захвачен в 1918 году, вооружен 2 х 47-мм орудиями, 50 мин;

    "Кивиниеми" (95 т, 1912 г, 1 х 47-мм, 30 мин);

    "Войма" (буксир 66 брт, 1895 г, 1 х 47-мм) 19 декабря 1939 года затонул при навигационной аварии.

    Группа тральщиков обер-боцмана Ватанена:

    С-1 (27 т, 1914 г, 1 х 47-мм) Захвачен в 1918 году;

    "Клеркер" (28 т, 1912 г, 1 х 47-мм) В 1932 г переведен из Финского залива.

    Кроме того, имелись также невооруженные малые транспорты, буксиры и моторные катера. Понятно, что советские военные корабли превосходили эти финские силы.

    После начала войны 1939 года "Юрье", "Кивиниеми", "Аунус" и моторные катера КМ-36, КМ-37, JМ-31, JМ-32 выставили в финских водах у северного берега 264 мины. Морских боев не происходило. Канонерские лодки обстреливали сухопутные цели на северо-восточном берегу. С наступлением нового года Ладога замерзла. По Московскому миру 1940 года весь район был уступлен русским, и корабли так и остались там.

    Когда летом 1941 года финская армия снова достигла Ладоги, ни один из кораблей не был найден. Начало новой флотилии положили постепенно доставляемые малые буксиры и моторные катера. Перешедший финнам 22 сентября латвийский пароход "Илга" (211 брт) получил имя "Аунус". В 1942 году главное бремя борьбы несли 12 итальянская эскадрилья MAS капитана 3 ранга Бианчини, немецкая группа "C" - 31 флотилия тральщиков старшего лейтенанта Рейманна и боевой штаб паромов "Ост" полковника Зибеля - катера MAS, КМ и артиллерийские паромы.

    Однако, осенью 1942 года эти силы были эвакуированы, и в 1943-44 гг борьбу продолжали одни финны.

    Финская флотилия (3 морской батальон капитана 3 ранга Коппонена имела в своем составе следующие единицы:

    два бывш. герм. парома типа "Зибель" - Т-2, Т-17 (по 143 т, 2 х 102, 2 х 20-мм орудий);

    четыре бывш. герм. артиллерийских баржи М-31 - М-34 (по 180 т, 2 х 88, 1 х 37, 1 х 20-мм орудий);

    четыре бывш. герм. моторных катера VMV-101, 103-105 (по 78 т, 1 х 57, 1 х 20-мм ор.)

    три бывш. торп. катера "Винха", "Сеюксю" и "Нуоли" (по 12 тонн, перевооруженные по 1 х 20-мм и 3 мины).

    Кроме того, имелись транспорты и прочие вспомогательные суда.

    После перемирия 3 октября 1944 года все единицы были постепенно переведены в Финляндию. В августе 1945 г бывшие немецкие 6 паромов и 4 моторных катера были полностью вооруженные переданы CCCP.

    БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ОНЕГЕ

    По решению главнокомандующего Северо-Западным направлением маршала К.Е. Ворошилова приказом заместителя наркома ВМФ адмирала И.С. Исакова из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии была сформирована Онежская военная флотилия. Командующим был назначен бывший командир Онежской военно-морской базы, капитан 2-го ранга А.П, Дьяконов.

    В августе - сентябре 1941 г. в канонерские лодки были переоборудованы в судоремонтной мастерской в поселке Вознесенье буксирные пароходы Беломорско-Онежского пароходства «Огюст Бланки», «Каляев», «Ижорец № 18», «Мартиец-89» и «Мартиец-60», переименованные в КЛ-11, КЛ-12, КЛ-13, КЛ-14 и КЛ-15. В октябре были получены для них минометы.

    18 сентября 1941 г. финны перерезали реку Свирь в районе Остречины и заняли Гакручей. Для поддержки сухопутных частей в этот район из Вознесенья была послана КЛ-12.19 сентября в 7 ч. 30 мин., подойдя к селу Остречины на дистанцию 1,5–2 км, канонерка обстреляла его. Был освобожден из плена строительный батальон (100 человек) с техникой. Через несколько часов канонерка вновь обстреляла село и заставила отступить группу финнов. Это было боевое крещение флотилии.

    В этот же день КЛ-12 поднялась вверх по Свири к селу Вязостров, где прикрывала эвакуацию населения, препятствуя переправе противника на левый берег. КЛ-12 и КЛ-14 успешно вели огонь по врагу в районе деревни Гакручей. Деревня была взята советскими бойцами, высаженными с буксира «Лосось».

    21 сентября КЛ-13 обстреляла окраину деревни Гакручей. Прямым попаданием был уничтожен склад боеприпасов и снаряжения. Противник отступил.

    22-24 сентября КЛ-13, КЛ-14 и буксир «Лосось», на котором находились 72 бойца отдельного дорожно-строительного батальона и 27 бойцов народного ополчения, вышли на боевую позицию в районе Вязостров и Гакручей. Перед ними была поставлена задача занять деревню и не допустить переправы противника на левый берег Свири. Контратака наших войск была отбита.

    С 26 по 28 сентября канонерка КЛ-13 обстреливала деревню Прошино, выпустив более 180 снарядов. Со 2 по 5 октября дивизион канонерских лодок, заняв позиции в Свирской губе, в течение четырех дней обстреливал скопление живой силы противника. Было израсходовано 511 снарядов.

    8 октября командир 272-й стрелковой дивизии генерал-майор М.С. Князев, возглавивший сухопутную оборону по реке Оште, поставил перед Онежской флотилией задачу огнем корабельной артиллерии воспрепятствовать продвижению противника на участке Вознесенье-Ошта. Канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-13 нанесли удар по огневым точкам противника на мысе Куликов и Каменной гряде. 10 октября поддержанные огнем канонерок, советские войска отбили атаки финнов.

    С 11 по 24 октября канонерки КЛ-11, КЛ-13 и КЛ-15, находясь в Онежском обводном канале и у южного берега озера, обстреливали огневые точки противника, поддерживая атаки сухопутных частей, препятствовали переправе противника через Свирь, продвижению подкреплений, подвозу боеприпасов и снабжения. Было израсходовано 1375 снарядов. Советские войска удержали оштинский рубеж.

    В ходе отступления советских войск на Свири, в Петрозаводске и Повенце было брошено свыше 20 исправных пароходов и буксиров. В начале октября 1941 г. финны начали переоборудовать их в канонерские лодки и сторожевые корабли. Главной базой финской флотилии стал Петрозаводск.

    В середине октября в Вытегру прибыл отряд бронекатеров в составе БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65, переведенных 30 сентября 1941 г. из Ладожской военной флотилии. Но вскоре бронекатера по Вытегре и Мариинской системе были отправлены на зимовку в Молотов (Пермь). Канлодки тоже должны были идти в Молотов, но ледостав задержал их в городе Горьком. 28 ноября 1941 г. приказом наркома ВМФ Онежская флотилия была расформирована, а ее корабли переданы Волжской военной флотилии.

    30 апреля 1942 г. по приказу наркома ВМФ из состава Волжской военной флотилии был сформирован Онежский отряд кораблей. Он состоял из штабного корабля «Московский комсомолец» (бывший сетевой заградитель «Исеть»), канонерских лодок КЛ-11, КЛ-13, КЛ-14, КЛ-15, КЛ-40 и КЛ-41, бронекатеров проекта 1124 (БКА-11, БКА-12, БКА-31 и БКА-32), бронекатеров проекта 1125 (БКА-35, БКА-63, БКА-64 и БКА-65), 7 сторожевых катеров и катеров тральщиков, 4 глиссеров, охраны водного района, 31-го отдельного батальона морской пехоты, службы наблюдения и связи, отдела тыла, складов и производственных предприятий. База отряда была в городе Вытегра. 25 мая Онежский отряд кораблей непосредственно был подчинен наркому ВМФ, а оперативно - командующему 7-й Отдельной армией.

    7 июня корабли, за исключением бронекатеров, прибыли в город Вытегра, и отряд приступил к выполнению боевых задач. Дивизион бронекатеров, состоявший из двух отрядов по четыре катера, прибыл на Вытегру 16 июня и 21 июня начал боевую деятельность.

    На Онежском озерном театре к этому времени сложилась следующая оперативная обстановка. В руках противника находился западный берег озера, от Вознесенья до Повенца, с бухтами и пристанями, удобными для стоянки кораблей. Северная и южная части этого берега были укреплены системой береговой обороны, состоящей из отдельных гарнизонов и батарей. В северной части озера, на полуострове Заонежье и части островов финны установили дальнобойные батареи и держали под огнем весь берег, от мыса Оров-Наволок до Оров-Губы.

    Восточный берег озера охраняли части 7-й Отдельной и 32-й армий (разграничительная линия по реке Водла). На севере от реки Водла до губы Черной стоял в обороне 80-й стрелковый полк войск НКВД, входивший в состав 32-й армии. Южнее реки Водла до реки Вытсгра стоял 185-й отдельный стрелковый батальон войск НКВД. Побережье от реки Вытегра до устья реки Ошта занимали части 369-й стрелковой дивизии. В деревне Девятина базировалась 1-й гвардейская авиаэскадрилья самолетов Пе-2.

    Местами базирования для Онежского отряда кораблей служили река Вытегра, Обводной канал, реки Андома и Водла.

    В соответствии с задачами, поставленными командованием 7-й Отдельной и 32-й армий, выявились два самостоятельных направления боевой деятельности отряда: южное и северное. В дальнейшем отряд кораблей обеспечивал оборону города Вытегра и конвоирование судов на участках Вытегра - Шала, Вытегра - Андома.

    Северная (шальская) группа кораблей в составе трех бронекатеров, двух канлодок и сторожевого катера обеспечивала левый фланг 32-й армии (80-й стрелковый полк), охраняя восточное побережье Повенецкого и Заонежского заливов. В задачи группы входили разведка, дозор, охрана коммуникаций, высадка разведгрупп.

    В ходе дальнейшей боевой деятельности наибольшее значение приобрела высадка разведгрупп. Для этой цели использовались катера КМ и бронекатера. За два месяца в тыл противника были высажены 126 человек. Одновременно снимались с берега ранее высаженные группы.

    С июня по октябрь северной группой было совершено более 70 боевых выходов, в том числе 27 в дозор, проведено 5 артиллерийских обстрелов, высажены 15 разведгрупп.

    Южная группа кораблей поддерживала фланг 368-й стрелковой дивизии совместно с 31-м отдельным батальоном морской пехоты, оборонявшим побережье от мыса Черные Пески до устья реки Вытегра (затем до Тудозера), вела разведывательные, поисковые и артиллерийские набеговые действия, несла дозорную службу.

    Важное значение приобрели набеговые действия, в которых участвовали канонерские лодки и бронекатера самостоятельно и во взаимодействии с авиацией. Корабли и катера 30 раз вели огонь по береговым объектам противника.

    16 сентября 1942 г. отряд кораблей в составе трех бронекатеров и двух канонерских лодок во взаимодействии со 2-й авиаэскадрильей У-2 вел огонь по северной окраине деревни Ропручей, где были расположены ремонтные мастерские, бензозаправочная станция и бараки гарнизона противника. Была вскрыта береговая оборона, вызвано много пожаров, нанесен урон противнику в живой силе и технике. Наши корабли и самолеты без повреждений вернулись на базу.

    На южном направлении с июня по октябрь было совершено 160 боевых выходов, в том числе 30 - для артиллерийских обстрелов, 3 - для поиска, 107 - в дозор.

    31 июля 1942 г. канонерская лодка КЛ-13 (бывший буксир «Ижорец-18») произвела высадку разведгруппы в районе острова Василисин, а затем пропала без вести. По данным популярной советской литературы, она погибла в шторм, по закрытым данным, причины гибели неизвестны.

    В середине ноября 1942 г. Онежский отряд кораблей по Мариинской системе был отправлен зимовать в город Рыбинск. 31-й отдельный батальон морской пехоты был оставлен оборонять юго-восточное побережье Онежского озера.

    В ноябре 1941 г. финское командование сформировало бригаду береговой обороны Онежского озера, позже ее переименовали в Онежскую бригаду береговой обороны. В состав бригады вошли части береговой обороны, строительные части и озерная флотилия. Штаб бригады и главная база флотилии находились в Петрозаводске.

    Финны поставили себе цель полностью перекрыть огнем береговых батарей все западное побережье Онежского озера, от реки Свирь до Повенецкого залива. К началу 1943 г. им удалось решить эту задачу, установив около двух десятков береговых батарей с орудиями калибра от 37 до 152 мм.

    Наиболее мощный узел береговой обороны начинался у поселка Вознесенье. В числе орудий береговой обороны были четыре 130-мм пушки на мысе Куликов, четыре 100-мм пушки на мысе Часовня. Севернее располагались две трехорудийные 120-мм батареи (Гиморецкая бухта и Ропоручей), у поселка Шонша четыре 152-мм пушки Кане и т. д. Самые северные батареи финнов (калибра 120 и 75 мм) находились в Повенецком заливе, у мыса Ажен-Наволок.

    Уже 2 октября 1941 г. на Онежское озеро из Финляндии были переведены 10 морских катеров, которые и стали первыми судами Онежской флотилии.

    В Петрозаводске, на реке Свирь и в Повенецком заливе финнам удалось захватить несколько десятков пароходов и барж, принадлежавших различным советским ведомствам.

    На частично восстановленном Петрозаводском судостроительном заводе и в мастерских поселка Вознесенье были произведены ремонт и вооружение нескольких трофейных пароходов.

    В состав финской флотилии в конце 1941 г. - начале 1942 г. вошли суда:

    «Курхумяки» (бывший «Роза Люксембург) - колесный грузопассажирский пароход водоизмещением 174 тонны. Скорость 8 узлов. Построен в 1897 г. в Англии. Вооружение: 3-75-мм и 3-20-мм орудия;

    - «Контупохьа» (бывший «Розалии») - колесный пароход, вооруженный двумя 75-мм и гремя 20-мм орудиями;

    «Илмари» (бывший «Семга»); «Вяйне» (бывший «Пескарь»), «Эркки» (бывший «Буй»), «Урхо», «Лимо» - малые буксиры, вооруженные одним-двумя 45-мм и одним 20-мм орудием.

    В июне 1942 г. на Онегу был доставлен захваченный 24 августа 1941 г. в Выборгском заливе бронекатер № 215 с одной 76-мм пушкой Л-10. Катер получил название VTV-1. В июне 1944 г. по железной дороге его отправили в Финляндию. В конце 1944 г. он был возвращен Советскому Союзу и после возвращения получил наименование БК-60.

    Кроме того, из захваченных судов финны организовали транспортную флотилию.

    В мае 1942 г. финские катера подходили к советскому берегу в районах села Шала, реки Муромка, села Андом и мыса Новый Нос, обстреливали советские части и безнаказанно уходили. В Заонежском заливе финны захватили острова Речной, Мег и Хед и построили там систему укреплений.

    Но вернемся к действиям советских кораблей.

    Приказом наркома ВМФ от 31 декабря 1942 г. Онежский отряд кораблей был переименован в Онежскую в военную флотилию. Корабли и суда флотилии тремя эшелонами с 14 мая по 14 июня прибыли в Вытегру.

    К началу кампании 1943 г. из Волжской флотилии была возвращена канонерская лодка КЛ-13, а штабной корабль «Московский комсомолец» отремонтирован, перевооружен и переклассифицирован в канонерскую лодку. Кроме того, в состав флотилии были введены сторожевые катера (№ 3, 4, 5, 6), торпедные катера типа Г-5 (№ 81, 82, 83, 84, 91, 92, 93), катера-тральщики РТЩ-130, РТЩ-131 и РТЩ-132, группа сторожевых кораблей СКР-14 и СКР-15 и отряд сторожевых катеров № 47, 49, 104 и 111.

    С 16 мая корабли флотилии начали конвоирование транспортов и буксиров с баржами, доставлявших грузы частям Красной армии. Основными маршрутами были озерная коммуникация (Вытегра - река Андома - губа Шала) и коммуникация, проходящая по Онежскому обводному каналу (Вытегра - поселок Кедра).

    Канонерская лодка Онежской военной флотилии КЛ-41

    В ночь на 31 мая канонерские лодки КЛ-11 и КЛ-41, бронекатера № 12, 22, 41 и 42 обстреляли селенья Подщелье и Ропручей. В результате обстрела установить расположение неприятельских огневых точек не удалось, так как противник ответного огня не открывал.

    1 июня канонерские лодки КЛ-11, КЛ-12 и КЛ-41 произвели поиск на коммуникациях финнов в Петрозаводском заливе, но были обнаружены финскими самолетами. В результате суда противника укрылись в бухте, и поиск их ничего не дал. В 13 ч. 45 мин. у острова Василисин канлодки внезапно были атакованы вышедшими со стороны солнца тремя финскими самолетами. Налет был произведен одновременно тремя самолетами по трем кораблям. КЛ-12 получила попадание двух 100-кг бомб в корму и затонула. Канлодки КЛ-11 и КЛ-41 повреждений не получили. Далее без комментариев цитирую архивный документ: «После гибели КЛ-12 командир дивизиона капитан 2-го ранга Г.И. Гинзбург, опасаясь повторной атаки, решил корабли рассредоточить. Он приказал командиру КЛ-41 спасать личный состав погибшей КЛ-12, а сам вместе с капитаном 2-го ранга ГС. Гапковским на КЛ-11 пошел в базу. КЛ-41 направилась к месту гибели КЛ-12 для спасения личного состава, но вражеский самолет вторично атаковал канлодку. Корабль начал маневрировать и отстреливаться. Отогнанный артиллерийским огнем от канлодки, неприятельский самолет с бреющего полета обстрелял из пулемета плавающий личный состав КЛ-12. Были убиты 8 человек. Только в 14 ч. 36 мин КЛ-41 подошла к месту гибели КЛ-12 и спасла 22 человека (погибли 27 человек), в том числе и командира корабля».

    В тот же день в районе устья Вытегры три финских самолета повредили катер-тральщик РТЩ-130. А в ночь на 9 июня у мыса Муромский был атакован конвой, шедший из Озерного устья в Шалу. Повреждена баржа с мукой. Несколько налетов финской авиации на советские суда произошло и в последующие дни. Всего в июне 1943 г. наши корабли 30 раз подвергались атакам финских самолетов.

    В ночь на 3 июля канонерская лодка КЛ-40 и бронекатера № 22 и № 41 обстреливали поселок Ропручей. «Противник ответного огня не открывал, поэтому выяснить расположение его огневых точек и системы береговой обороны не удалось». А может, там, кроме местных жителей, никого и не было?

    8 июля для поиска судов противника в район бухты Гиморецкая были направлены бронекатера № 12 и № 21. Для их поддержки в Онежском устье находились КЛ-40 и три торпедных катера.

    В 16 ч. 20 мин. бронекатера обнаружили буксир с баржой и мотобот противника, шедшие от мыса Чей-Наволок в Гиморецкую бухту. Сблизившись с судами, в 16 ч. 45 мин. бронекатера открыли артиллерийский огонь из двух 76-мм пушек. Суда, увеличив ход, повернули к берегу под прикрытие своих береговых батарей. В 16 ч. 15 мин. с мыса Чей-Наволок и из района села Каскиручей открыли огонь по кораблям из 100-мм орудий. Финны не имели эффективных приборов управления стрельбой даже на балтийских 305-мм и 254-мм береговых батареях, а в Карелии и подавно, поэтому вероятность попадания в маленький катер была ничтожно мала. А от осколков и шрапнели катера были защищены броней. Но командиры катеров попросту струсили и повернули на обратный курс. Так позорно закончилось первое соприкосновение с финскими судами на Онежском озере.

    23 июля в состав Онежской флотилии был включен принятый от промышленности большой охотник проекта 122 «Марсовой».

    19-22 августа отрядом кораблей Онежской флотилии совместно с 1228-м стрелковым полком 368-й стрелковой дивизии 7-й армии была проведена операция по уничтожению опорного пункта противника, прилегающего к фронту в устье реки Ошта.

    В этом районе противник имел трехорудийную 120-мм батарею (мыс Куликов), 10 батарей калибра 76-152 мм, батарею ПВО, расположенную на мысе Коровенец, и минометно-пулеметные точки. На флотилию возлагалась задача артиллерийской поддержки наступления 368-й стрелковой дивизии в районе Вожероксы.

    Корабли были сведены в две группы. Первая группа кораблей в составе канонерских лодок КЛ-11 и КЛ-41, бронекатеров № 21 и № 42, сторожевых катеров № 41 и № 42 с реактивными установками М-13-М (16- 132-мм снарядов) должна была действовать с закрытых позиций в Онежском обводном канале. Вторая группа кораблей в составе торпедных катеров № 81, 82, 83, 91, 92 и 93 с реактивными установками М-8-М (24-82-мм снарядами) должна была стрелять с озера.

    В 4 ч. 01 мин. торпедные катера, находясь в движении, дали залп. Задача была успешно выполнена. Одновременно был дан залп катюш по опорному пункту противника с двух сторожевых катеров, стоявших в канале. Затем последовал второй залп. После этого неприятельский огонь значительно ослаб.

    По окончании артиллерийской подготовки части 368-й стрелковой дивизии перешли в наступление. Поддерживая наступающую пехоту, бронекатера № 21 и № 42 прямой наводкой подавляли и уничтожали огневые точки и живую Силу противника. Канонерские лодки вели огонь с закрытых позиций.

    От огня противника три бронекатера получили значительные повреждения. Из личного состава флотилии погибли командир бронекатера № 21 лейтенант И.И. Чеботарев и старшина-комендор, ранены два матроса.

    В результате совместных действий противник был выбит с занимаемых позиций, части 7-й Отдельной армии продвинулись вперед и захватили участок южного побережья Онежского озера.

    13 сентября в 1 ч. 05 мин. бронекатера № 21 и № 42 под началом командира дивизиона канонерских лодок капитана 3 ранга И.П. Никулина высадили группу разведчиков на мыс Чей-Наволок. На обратном пути в 3 ч. 5 мин. с головного катера было замечено три силуэта кораблей. Не ответив на опознавательный сигнал бронекатеров, корабли открыли артиллерийский огонь. И опять командиры бронекатеров не пожелали вступить в бой, а, поставив дымовую завесу, рванули назад.

    В 7 часов утра 14 сентября отряд в составе бронекатера № 12 и торпедных катеров № 83 и № 93 у острова Лесной обнаружили стоящий у берега финский буксирный пароход. В 7 ч. 26 мин. с расстояния 4400 м катера обстреляли буксир из реактивных установок. Снаряды легли в расположении цели. В то же время финская береговая батарея открыла огонь по катерам с мыса Рид-Наволок. За ней открыла огонь вторая батарея противника. Перезарядив установки, катера в 8 ч. 08 мин. дали второй залп по батареям противника. Согласно донесению командира отряда, из шести стрелявших орудий пять было выведено из строя, а на пароходе возник пожар. Попадание реактивными снарядами в пароход на такой дистанции маловероятно, а как командир мог узнать, что именно пять орудий было выведено из строя, можно только гадать. А вот почему бронекатер № 12 не стрелял из своих двух 76-мм пушек Л-10 - не ясно. А он мог бы реально потопить пароход.

    В ночь на 24 сентября бронекатера № 21, 22 и 41, а также катер-тральщик РТЩ-31 высадили десант разведчиков в составе 50 человек на остров Иванцов. При высадке на остров из-за неумелого обращения с фугасами на одной из шлюпок произошел взрыв. При этом погибли 7 человек. Разведчики были обнаружены противником, который открыл огонь. Десант пришлось снова брать на борт. Бронекатера выпустили по финнам 26 снарядов и пошли обратно.

    В ночь на 27 сентября сторожевые катера № 41, 42, 43 и 44 выпустили (в два залпа) 128 реактивных 132-мм снарядов М-13 по четырехорудийной 122-мм батарее у поселка Жабинец. В ночь на 5 октября те же катера по той же батарее выпустили 176 снарядов, но в батарею не попали.

    10 октября торпедные катера № 81, 83 и 93 дали два залпа 82-мм снарядами М-8 по пристани у села Щелейки, а большой «охотник» «Марсовой» вел огонь из 76-мм орудия с предельной дистанции. Батареи финнов с мысов Самбо, Часовня и из селений Подщелье и Щелейки открыли ответный огонь. Снаряды ложились вблизи катеров. Катер № 83 был поврежден, но остался на плаву.

    В ночь на 26 октября «Марсовой» и КЛ-41 высадили группу разведчиков на мыс Брусничный. На этом боевые операции Онежской военной флотилии в 1943 г. закончились.

    Следует отметить, что, несмотря на большое превосходство в силах, командование Онежской флотилии держалось пассивно. За кампанию корабли флотилии не потопили ни одного плавсредства финнов. Непонятно: почему суда флотилии не ставили мины на коммуникациях противника, в частности, в районе Петрозаводска?

    В последних числах октября 1943 г. корабли флотилии ушли на зимовку в Череповец и Рыбинск.

    Первый эшелон флотилии вернулся в Вытегру 8 мая 1944 г. С 23 июня 1944 г. корабли флотилии поддерживали артиллерийским огнем наступление 368-й стрелковой дивизии в районе поселка Вознесенье. В ходе наступления войск 7-й армии корабли Онежской флотилии осуществляли успешную высадку тактических десантов: 23 июня - на остров Большой Климецкий, 26 июня - у Шелтозера.

    «Около 7 часов утра наша авиация отбомбила и обстреляла прибрежную полосу губы Уйской, а канонерские лодки, минные катера и бронекатера открыли по берегу шквальный огонь, подавляя противодесантную оборону врага. Вслед за этим началась высадка десанта морской пехоты, сначала со сторожевых и бронекатеров, а затем с остальных кораблей. Канонерская лодка "Московский комсомолец", которой осадка не позволяла подойти вплотную к берегу, перегружала десант на катера. К 8 часам 40 минутам высадка десанта была, в основном, закончена.

    Преодолевая сопротивление противника, советские десантники освободили село Деревянное и железнодорожную станцию; затем часть их направилась по дороге к Петрозаводску» .

    Все было бы хорошо, но ни на побережье Уйской губы, ни в селе Деревянном, ни в самом Петрозаводске противника уже не было . Во избежание ненужных потерь финское командование заблаговременно отвело свои войска. Узнав об этом, командующий Онежской флотилией, капитан 1-го ранга Антонов приказал высадить десант непосредственно в петрозаводском порту. 28 июня во второй половине дня корабли флотилии вошли в Петрозаводск и высадили там подразделения 368-й стрелковой дивизии. На этом боевые действия на Онежском озере были окончены.




    Канонерская лодка Онежской военной флотилии «Московский комсомолец»


    9. Состав флота на Ладожском озере

    До войны на Ладожском озере плавало 18 буксиров, 4 грузопассажирских парохода и несколько барж. В августе все они были переданы в состав или в оперативное подчинение Ладожской военной флотилии. Несколько буксиров она по распоряжению Военного совета фронта вернула в конце августа для обеспечения перевозок из Лодейного Поля и Волховстроя на Ленинград. Теперь Северо-Западное пароходство имело на Волхове и Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных, барж. Но из пяти озерных буксиров лишь три удалось использовать на транспортировке грузов до конца навигации. Буксир «Войма» 18 сентября выбросило штормом на берег, а «Буй» длительное время был занят прокладкой подводного телефонного кабеля для налаживания устойчивой связи с Ленинградом. Причем и те немногие пароходы из-за большой воздушной угрозы буксировали лишь по одной-две баржи.

    Что представляли собою суда, находящиеся на Ладоге по состоянию на 22 августа, можно видеть из следующей таблицы (по ).

    "Сведения о плавучих средствах, находящихся на Ладожском озере"

    Название Грузоподъёмность, т Вместимость, чел. Грузоподъёмность с людьми
    Транспорты
    1 Кремль 41,3 350 6
    2 Совет 41,3 350 6
    3 Республика 105 600 45
    4 Чапаев 75 360 39
    5 Ханзи 80 410 39
    6 Илга 106 175 88
    7 Стенсо 106 175 88
    8 Вильенди 200 150 185
    9 Щорс 75 360 39
    Итого: 829 2930 536
    Железные баржи
    1 ЛП-80 150 120
    2 ЛП-83 120 ок.100
    Итого: 270 ок 220
    Деревянные баржи
    1 №454 400 200
    2 №4071 107 ок.1000
    3 №514 829 ок 1000
    4 №764 700 300
    5 №519 813 ок 1000
    6 №5241 ок 900 ок 1000
    7 №351 1220 ок 1000
    8 № 5199
    9 №87
    Итого: 5879 ок 5500
    Лихтеры
    1 №60 1700 ок 1000
    2 №64 1100 ок 1000
    Итого: 2800 ок.2000
    Буксиры СЗУРП
    1 Морской лев
    2 Орел
    3 Никулясы
    4 Буй
    5 Водолаз
    6 Сталинец

    Из 29 озерных деревянных барж в хорошем состоянии находились только 7, в том числе 2 нефтеналивные. Остальные можно было использовать лишь в благоприятную погоду, при волнении не более 3–4 баллов. Но даже всех наличных озерных барж было явно недостаточно. Приходилось к перевозкам привлекать и речные. Всего в перевозках участвовало 43 деревянные сухогрузные, 4 металлические и 2 деревянные нефтеналивные баржи. 20 из них по техническому состоянию вообще не имели разрешения на плавание в озере.

    7–8 сентября финские войска вышли на реку Свирь в районе Подпорожья. Это исключило возможность пополнить флот Ладоги судами, пригодными для плавания в озере. Пришлось обходиться тем, что оказалось к тому времени здесь.

    Почти все озерные баржи и буксиры оказались запертыми в Неве. Суда, дерзавшие выскочить из горловины, тонули от огня прямой наводки немцев, расположившихся на левом берегу реки. Значительная часть речных барж, курсировавших по реке Волхов, не могла быть использована на перевозках через озеро, бурные воды Ладоги легко разбивали и топили их. В затонах Новой Ладоги находилось несколько десятков озерных барж, брошенных в мирное время на слом как не пригодных к плаванию по нормам регистра. Вот к этим прожившим свой век списанным судам и были обращены все надежды. При помощи военных моряков восстановили 27 барж под сухие грузы.

    Сходные данные можно найти и в воспоминаниях. Вот, например:
    -- Коммунисты из доклада [на партсобрании 12 сентября] узнали, что пароходство располагает тридцатью сухогрузными баржами и десятком буксирных судов. Но почти ни одно из них не удовлетворяло требованиям Регистра СССР, а многие были списаны на слом и ожидали своей участи в дальних затонах. Поэтому в решении партсобрания мы записали: «Работу по ремонту барж и буксиров считать первоочередной задачей и проводить ее круглосуточно...» . ---

    Ремонт вели посменно, однако машинисты, слесари и токари трудились с раннего утра до поздней ночи. За несколько дней было восстановлено восемнадцать сухогрузных барж и отремонтировано три паровых буксира. Когда ремонтная комиссия приняла суда, сдаточная команда попросила лишь одного - выспаться.


    10. Навигация до октября

    Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 г. пароход «Орел» (капитан И. Д. Ерофеев). Это были легкие речные суда - «фонтанки». 4 и 6 сентября они вышли из Лодейного Поля, а в пути их переадресовали в Осиновец. На одной барже (№ 1214) находилось зерно, на другой (№ 6207) мука и рожь в мешках (всего 626 т зерна и 116 т муки). Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у «Орла», стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег. Но большую часть груза удалось спасти.

    13 сентября в Осиновец из Новой Ладоги были отправлены ещё две баржи, также загруженные еще в Лодейном Поле, а 14 сентября вышли первые суда с грузом для Ленинграда из Гостинополья. Водный путь Гостинополье - Новая Ладога - Осиновец начал функционировать.

    Через три дня прибыли еще пять судов с 3 тысячами тонн пшеницы. К сожалению, на этот раз зерно находилось не в мешках, а было ссыпано в трюмы. Такая транспортировка объяснялась стремлением работников заготовительных пунктов Ленинградской области скорее доставить хлеб Ленинграду: мешков в это время не оказалось, и чтобы не терять время, отгрузили зерно насыпью, но не учли при этом чрезвычайных обстоятельств, в которых находился порт Осиновец. Режим порта требовал разгружать баржи за шесть часов во избежание скопления судов на открытом рейде на виду у противника , к тому же недостаток плавсредств должен был восполняться ускоренным оборотом их. И то и другое требование с поступлением незатаренного зерна грубо нарушалось.

    В Осиновце в то время ещё не было ни причалов, ни погрузочно-разгрузочных команд. Командующий флотилией, находящийся в Осиновце, обратился к морякам с призывом разгрузить баржи своими силами. Для перевалки грузов воспользовались корабельными шлюпками. Таким же образом был разгружен сторожевой корабль «Пурга», прибывший с 60 тоннами боеприпасов. Всеобщий аврал длился двое суток .

    Выгрузка боеприпасов в Осиновцев в мае 1942

    Неприятель зорко следил за движением по Ладоге и в меру своих сил наносил удары с воздуха, стремясь парализовать судоходство. Поэтому суда из Осиновца, как правило, отправлялись под покровом темноты. Переход до Новой Ладоги занимал 16 часов, тихоходные буксиры за ночь уходили сравнительно недалеко, значительное расстояние приходилось плыть днем.

    Вместо планировавшихся четырех суток грузооборот одной баржи в среднем занимал не менее восьми, а иногда и двенадцати.

    Ударам самолетов подверглись пункты погрузки и выгрузки плавсредств. Чтобы опасную часть пути суда проходили в темное время суток, их обычно отправляли из Новой Ладоги в два-три часа дня. В Осиновец они прибывали через 14–18 часов. На переходе их сопровождали боевые корабли флотилии, транспорты с зенитной артиллерией и самолеты-истребители.

    Из воспоминаний.
    В сентябре я познакомился с капитаном Бабошиным лично. Он пришел к нам в комендатуру и попросил разрешения вести в Осиновец две баржи.
    - Нет, - отрезал комендант Теркин. - Инструкция запрещает. Нам нужно не рыб, а ленинградцев кормить...
    - И я так думаю, товарищ комендант, - согласился Бабошин. - Только ведь инструкция утверждалась, когда в Ленинграде паек вдвое больше был. А теперь...
    - Расчет показывает, - продолжал разъяснять комендант, - когда буксир вашего типа [буксир №8 - "Ижорец"] берет две баржи, он не обеспечивает маневренности...


    Караван судов под прикрытием катеров МО

    Только к вечеру добираемся до Осиновца. {} У берега недостроенный или разрушенный причал, защищенный с севера и востока развалившейся каменной дамбой. Справа и слева от причала затонувшие баржи, на некоторые из них перекинуты деревянные мостки. Вот и вся перевалочная база, на которую поступают грузы с восточного берега озера. {}
    На рейде дымят буксиры. Они только что привели новые баржи. Но озерные глубокосидящие суда подойти к причалу не могут - мелко. К неистово раскачивающимся баржам спешат катера, мотоботы, шлюпки. Порой они совсем скрываются в волнах и все-таки причаливают к баржам. Насквозь промокшие люди выскакивают на мокрую палубу, бегут к трюмам и начинают таскать мешки. С ловкостью акробатов матросы, оставшиеся на плавсредствах, ловят мешки, укладывают их на своем суденышке. Потом, пробиваясь среди пенных гребней, направляются к причалам. Здесь их уже ожидают десятки людей. С катеров и шлюпок им подают груз. Взвалив на спину мешки, грузчики вереницей тянутся в лес, к штабелям.

    Разгрузка до сих пор производится вручную, техники - никакой. [Это написано о событиях позже 15 октября]

    [В Лодейном поле]
    За ночь надо организовать два рейса. Вот уже более шести часов идет погрузка крупы и муки на суда. Все это время бойцы рабочего батальона и моряки не ели, не курили, ни минуты не отдыхали. Люди устали. Не слышно обычных шуток. Даже не разговаривают. С трудом передвигаются под тяжестью ноши. А некоторые до того выбились из сил, что стали ронять мешки.


    11. Мероприятия по ускорению оборачиваемости

    Становилось все более ясно, что за оставшееся время навигации - какой-то месяц с небольшим - построить новые суда вряд ли удастся. Оставалось одно - улучшать использование имевшихся возможностей: ускорить оборот судов, организовать их ремонт. Но в первую очередь нуждалась в совершенствовании структура организации перевозок. Ее недостатки, особенно отсутствие единого руководства всем транспортным процессом, проявились заметно. Военный совет фронта постановлением от 30 сентября 1941 г. назначил своим уполномоченным по перевозкам генерал-майора А. М. Шилова, на которого замыкались все представители военных учреждений фронта и ленинградских организаций, в том числе Северо-Западного пароходства, осуществлявших транспортировку грузов по трассе от Гостинополья до Осиновца. В оперативное подчинение ему был передан ряд кораблей Ладожской военной флотилии для использования на буксировке барж по озеру. На следующий день заместитель наркома речного флота А. А. Лукьянов издал приказ, устанавливавший порядок движения судов. Озерные буксиры пароходства и канонерские лодки флотилии, выделенные для буксировки барж, были распределены на пять групп. В каждую группу входили один буксир, одна канонерская лодка, две-три баржи (всего тогда на перевозке грузов в Ленинград работали 22 сухогрузные баржи, в том числе 9 озерных, и 4 наливные, из них одна - озерная). Проводку их по Ладоге должны были осуществлять буксиры «Морской лев», «Орел», «Буй», «Никулясы» и канлодки «Селемжа», «Бурея», «Бира», «Шексна», «Нора». Этим же приказом определялись время оборота барж и персональная ответственность за своевременное осуществление рейсов, соответствующих работников пароходства. Вводились подекадное планирование перевозок, вручение капитанам и шкиперам декадных планов-заданий. Общий контроль за работой всех служб пароходства на трассе Гостинополье - Осиновец осуществлял главный диспетчер СЗРП Л. Г. Разин, назначенный уполномоченным Наркомречфлота.

    Таким образом, к началу октября была создана определенная система организации перевозок.


    12. Навигация c октября

    По решению правительства маршруты с продовольствием непрерывно поступали на станцию Волхов из различных пунктов Советского Союза. Отсюда грузы доставлялись на речную пристань Гостинополье, расположенную в 9 километрах от Волхова. Здесь в начале октября образовались горы мешков с мукой и крупой, скопилось множество бочек и ящиков с жирами и консервами, лежали туши мяса. Товары находились под открытым небом, на земле, сложенные в небольшие штабеля вдоль берега. Сосредоточение большого количества грузов в непосредственной близости от неприятеля вызывало серьезные опасения за их сохранность, все могло быть уничтожено пожаром. Вывоз же грузов с пристани был ничтожным - не хватало плавсредств, баржи и буксиры часто выходили из строя от вражеских бомб и жестоких штормов.

    За 30 дней в Осиновец доставили 9800 тонн всех видов продовольствия, тогда как ежедневный расход одной только муки составлял 1100 тонн, то есть за месяц завезли продуктов всего на восемь дней, а 22 дня прожили за счет остатков. Такие темпы завоза были не только нетерпимы, но и опасны; календарь фиксировал 12 октября, а прогноз погоды предвещал ранние морозы. Приближался «мертвый» период, когда по озеру нельзя ни проехать, ни пройти.

    По указанию Военного совета 13 октября из Ленинграда самолетом вылетела в Новую Ладогу и Гостинополье группа ответственных работников во главе с председателем Ленгорисполкома Попковым с задачей ускорить оборачиваемость судов и увеличить завоз пищевых товаров. Прибывшие установили, что несколько барж на реке не использовалось из-за неукомплектованности их плавсоставом, а также по технической неисправности. При помощи командования Ладожской военной флотилии и благодаря распорядительности начальника перевалочной базы генерал-майора Шилова неисправные речные баржи быстро восстановили, команды судов подкрепили опытными матросами с военных транспортов. За передвижением каждого судна от Гостинополья до Ладоги установили постоянное диспетчерское наблюдение.

    Проведенные работы позволили в два с половиной раза увеличить завоз продовольствия в Осиновец.

    Чероков повел разговор о том, что для этого необходимо. В первую очередь - ускорить оборачиваемость буксиров. Трассу Новая Ладога - Осиновец они обычно проходят за 15–16 часов. Надо сократить это время до 12 часов. И тогда за сутки можно будет делать по два рейса. Для перевозок иногда нужно использовать и боевые корабли. Потребуются дополнительно сухогрузные суда. Значит, следует быстрее ремонтировать поврежденные во время шторма и бомбежек.

    Корабли флотилии [с 14 октября] работали «тройной тягой»: везли на своих палубах грузы, буксировали баржи, осевшие по самую ватерлинию, и прикрывали конвои с воздуха зенитным огнем. Некоторые командиры боевых кораблей ухитрялись совершить по два-три рейса в сутки. А. А. Жданов, получив доклад об итогах недели, обратился к ладожцам с письмом: «До последней возможности продолжать перевозку грузов канонерскими лодками и транспортами через озеро».

    Несмотря на все усилия, октябрь, к сожалению, не принес увеличения темпов перевозок. А в начале и конце октября бушевавшие восьмибалльные штормы вынудили на десять дней вообще прервать движение по озеру.
    С 23 октября началась полоса жестоких ладожских штормов. Темные бушующие волны сметали на своем пути все препятствия и с ревом ударялись о каменистый берег. Шесть барж с тяжелым грузом, застигнутые бурей в открытом озере, как скорлупки, перебрасывались с гребня на гребень и были выброшены далеко на берег. Движение судов пришлось приостановить, отдавая дань несокрушимой силе разбушевавшейся Ладоги. Перевозки возобновились через три дня (27 октября) и продолжались с перерывами до 15 ноября.

    Озерный буксир «Орел» под командованием капитана И. Д. Ерофеева осенью совершил около 20 рейсов. Преодолевая штормы, он отбуксировал на западный берег более тридцати барж с грузами для города и фронта. Команда «Орла» первой стала буксировать до трех барж.

    Из-за недостатка транспортных средств и трудностей погрузки крупногабаритных станков и механизмов в бухте Гольцмана баржи [в конце октября] задерживались от 5 до 10 суток; в Гостинополье с заводскими грузами ушло только 6 барж. В начале ноября эвакуацию оборудования пришлось приостановить, так как суда были переключены на переброску войск из Ленинграда на Волховский фронт.

    Военный совет Ленинградского фронта, учитывая то, что река Волхов замерзает значительно раньше, чем озеро, в конце октября принял решение в срочном порядке из Гостинополья, находившегося к тому же в относительной близости к фронту (35 км), перебросить скопившиеся там грузы в Новую Ладогу. До 5 ноября было перевезено свыше 7,5 тыс. т различных грузов, в том числе более 5 тыс. т продовольствия. Другие виды транспорта до наступления ледостава доставили еще около 9 тыс. т продовольствия. Его рассредоточили по берегу и тщательно замаскировали.


    13. Хроника потерь судов

    Первой жертвой Люфтваффе на Ладоге еще до взятия Шлиссельбурга стала баржа с эвакуированными из Карелии, которую немцы потопили 2 сентября в районе Прохоровской дачи. На следующий день около причала в городке Новая Ладога в результате налета был тяжело поврежден пароход «Симферополь».

    Во время эвакуации раненых красноармейцев и населения из Шлиссельбурга немецкие бомбардировщики атаковали караван из семи барж и отправили на дно три из них. При этом погибли сотни людей.

    Первые баржи с продовольствием для Ленинграда доставил на осиновецкий рейд 12 сентября 1941 г. пароход «Орел». Из-за сильного волнения их не удалось завести в бухту и пришлось оставить на буксире у «Орла», стоящего на рейде. Усилившийся ночью шторм разбил и эти баржи: одна затонула, а другую выбросило на берег.

    11 сентября немецкие самолеты подвергли бомбежке строящиеся причалы, а 15 сентября атаковали земснаряд «Северо‑Западный‑7». На судне была выведена из строя паровая машина, многие члены команды получили ранения. Тем не менее матросам удалось залатать пробоины, устранить повреждения и вскоре ввести земснаряд в строй.
    В тот же день – 15 сентября – самолет‑разведчик Люфтваффе обнаружил в Ладожском озере караван из трех барж, приближавшийся к западному побережью. С аэродрома Тирково, расположенного южнее города Луга, были срочно высланы несколько Ju‑87 из III‑й группы StG2 «Иммельман» гауптмана Штеена, которые потопили две баржи.

    16 сентября самолеты Люфтваффе параллельно с атаками кораблей Балтийского флота в Финском заливе потопили на Ладожском озере сторожевой катер КМ‑12, а также одну из барж с эвакуированным населением, которую тянул буксир «Орел».

    Крупнейшая трагедия произошла в ночь на 17 сентября, когда старый буксир «Орел» с потугами потянул деревянную баржу № 725, переполненную беженцами и военными. По самым скромным подсчетам, на полусгнившую баржу уселись более 1200 человек. Уже в начале пути на озере разыгрался шторм, и в районе банки Северная Головешка старый корпус баржи не выдержал ударов волн и проломился. Баржа начала постепенно погружаться в воду.

    17 сентября затонули пароходы «Козельск», «Войма» и «Мичурин», огромные волны выбросили на камни пароход «Ульяновск». Это были отнюдь не единичные случаи. Штормы и бомбежки выводили из строя одно судно за другим. В итоге всего через две недели после начала водных перевозок на плаву остались лишь девять озерных и тринадцать речных барж.

    Серьезный урон терпел флот и при стоянке в портах, особенно на западном берегу, где разгрузка судов в первое время производилась на открытом месте. В непогоду судам негде было укрыться, баржи срывало с якорей, выбрасывало на камни. Так, за пять дней, 14–18 сентября, в Осиповце штормом были разбиты 12 барж.

    18 сентября на пути в Осиновец погибли еще две баржи с мукой и боеприпасами. На одной из них следовали два пулеметных батальона - 520 бойцов и командиров. Спасти в бушующем озере удалось около 300 человек.

    После этих трагических случаев перевозить людей стали только на самоходных судах и боевых кораблях флотилии.

    В районе Волховстроя было начато строительство озерных деревянных барж. Но с занятием врагом Тихвина работы прекратились. Не удалось организовать и намечавшееся строительство в устье реки Морье деревянных озерных плашкоутов.

    6 октября... немцам удалось потопить несколько транспортов с продовольствием, землечерпалку и плавучий кран. На следующий... были потоплены сторожевой катер КМ‑1403 и баржа с мукой, а также повреждены сторожевой корабль «Конструктор», тральщик ТЩ‑127, пароход «Сталинец» и транспорт «Совет» тоннажем 300 брт.

    С наступлением октября погода не улучшилась. Вскоре штормом разбило в пути две баржи. Еще две погибли при налете авиации противника.

    Положение становилось критическим. Каждая баржа в те дни представляла исключительную ценность. Чтобы поправить дело, речники по указанию командования в срочном порядке в период с 16 по 26 октября организовали в Сясьских рядках (на восточном берегу Ладоги) ремонтный пункт, где были дооборудованы для плавания по озеру еще 9 речных барж.
    26 октября они отправились в первый рейс, но четыре сразу же погибли в результате бомбардировок и шторма.
    Остальные, несмотря на их водотечность, рискнули загрузить мукой и снова отправить на западный берег.

    5 ноября самолеты Люфтваффе атаковали Новую Ладогу. При этом... погибли две баржи с
    продовольствием.

    В середине ноября 1941 года в связи с быстрым ледообразованием было принято решение о переходе кораблей на зимнюю стоянку в западной части побережья Ладожского озера между Морье и базой Осиновец. 17 ноября из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей (сторожевой корабль "Пурга", канонерские лодки "Селемджа", "Бира", катера МО-216 и 175, бронекатера? 99 и 100 и другие), который прибыл в Морье 21 ноября. При этом 20 ноября были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск", сторожевые катера МО-175 и МО-216 (в декабре 1941 года катер МО-175 удалось поднять).
    Бронекатер БК-99 получил большую пробоину в машинном отделении, но был спасен.

    Декада в порту Осиновец

    1 октября. Встречали в Новой Ладоге суда, прибывшие из Осиновца под конвоем канлодки «Бурея».
    2 октября. Из Осиновца сообщили о прибытии нашего каравана в сопровождении сторожевого корабля «Пурга».
    3 октября. Шторм - 7 баллов. «Пурга», канлодка «Шексна», транспорты «Ханси» и «Стензо» в охранении трех тральщиков вышли из Осиновца в Новую Ладогу.
    5 октября. Отправили в Осиновец суда в сопровождении канлодки «Бира». Авиация противника бомбила рейд Новой Ладоги, конвой на переходе и канлодку «Олекма».
    6 октября. Массированный налет фашистской авиации на рейд Осиновец. Выгрузка судов, прибывших с «Бирой», не прекращается. На канлодке затоплен кормовой отсек, она потеряла ход.
    7 октября. Формируем караван. Работаем под ожесточенной бомбежкой. Повреждены «Конструктор» и транспорт «Совет». Горит баржа с мукой. Команды борются за живучесть кораблей. Воздушная атака отбита.
    10 октября. Приняли суда, прибывшие из Осиновца под охраной канлодок «Бурея» и «Нора».
    11 октября. Отправили в Осиновец конвой с мукой и боеприпасами.
    12 октября. Отправили в Осиновец транспорты в сопровождении «Норы». Из Осиновца сообщили: отразили пять воздушных атак, сбито три самолета.

    Только в октябре 1941 года порт Осиновец 58 раз подвергался бомбардировке.


    14. Итоги перевозок

    В сентябре с неимоверными трудностями удалось доставить по озеру в Осиновец около 20 тыс. т грузов, примерно половину которых составляло продовольствие.

    За неделю с 14 по 20 октября 1941 года нам удалось отправить в Ленинград более 5 тысяч тонн муки.
    За ноябрь в Ленинград было завезено 59,4 тыс. т грузов и вывезено оттуда 18,3 тыс. т.

    27 ноября последний конвой судов с грузом продовольствия и боеприпасов для Ленинграда в составе канлодки «Вира», транспортов «Вилсанди» и «Чапаев», тральщиков ТЩ-81, ТЩ-126 и десяти катерных тральщиков вышел из Новой Ладоги на западный берег, в район Осиновца и Морье. Этот конвой прибыл только 4 декабря. Переход продолжался 7 дней вместо обычных 10-12 часов по чистой воде.

    За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 г. на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тыс. т различных грузов, из них 45 тыс. т продовольствия. В числе продовольственных грузов на судах и кораблях было перевезено более 27 тыс. т зерна, 15.5 тыс. т муки, около 1300 т крупы, 214 т мяса, около 140 т масла животного, 88 т рыбы, 44 т макарон, 68.5 тыс. банок мясных консервов, 135 тыс. банок рыбных консервов, около 1 млн банок сгущенного молока.

    Кроме продовольствия, по Ладожскому озеру для Ленинграда были перевезены и другие грузы, среди которых около 7 тыс. т горюче-смазочных материалов (главным образом бензин и керосин), вооружение, боеприпасы и вещевое имущество. В числе доставленных вооружения и боеприпасов насчитывалось около 4.5 тыс. винтовок, 1 тыс. пулеметов, около 10 тыс. снарядов, более 3.3 млн патронов, более 108 тыс. мин, около 114 тыс. ручных гранат.

    Из Ленинграда, кроме оперативных перевозок (на восточный берег Ладоги, как уже отмечалось, было доставлено более 20 тыс. военнослужащих), водным путем было эвакуировано около 33,5 тыс. ленинградцев.
    Из Осиновца за осень речники отправили 10,3 тыс. т разных грузов.

    Более 95 процентов грузов было доставлено для Ленинграда на несамоходных судах пароходства. Осиновец принял свыше 100 груженых барж. Более половины их отбуксировали суда пароходства.

    На затонувших на переходе озером 7 баржах было потеряно 1,8 тыс. т продовольствия и 1 тыс. т боеприпасов.

    В общей сложности в течение двух с половиной месяцев Люфтваффе совершили 127 налетов на порты и суда в озере, потопив шесть пароходов }