Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Деформированные тексты с ключами материал по русскому языку (9 класс) на тему. Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии Над неведомой страной

    Деформированные тексты с ключами материал по русскому языку (9 класс) на тему. Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии Над неведомой страной

    Контрольные работы 5-й класс.

    Диктант №1.

    Осень в тайге.

    Шла по тайге золотая осень. На узкой тропинке она прошуршала пожухлым листом. На извилистой речке и озере к рассвету она расстелила молочно-сизые туманы. Густой туман с речки добрался к лесу. Он спрятал конец старой просеки, края поляны. Сел туман на резные листья осинки, березки, ели. Появилась осенняя седина и на тополе, клене, рябине.

    Ночью деревья тронул легкий мороз, а к утру лужицы успели затянуться хрупким ледком. Малахитовые елочки покрылись серебряным инеем.

    Вот на опушке остановилось оленье стадо, прислушалось к осенней поступи. Шустрая мышь к узкой норке пробежала. Прошуршал по тропинке еж. Торопится, готовится к зиме. Удивительную тишину нарушил резкий треск сучьев, хруст льдинок. Это пробирается сквозь бурелом медведь, спешит залечь в берлогу на зиму.

    1. Выполните морфологический разбор слова на опушке .
    2. Произведите фонетический разбор слова ели.
    3. Сделайте морфемный разбор слова удивительную .
    4. Выпишите из любого простого предложения все возможные словосочетания.

    Диктант №2.

    Тема: “Причастие. Причастный оборот”.

    Лесные звуки.

    Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пикнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидящий на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель.

    На макушке березы, покрывшейся дымом молодой листвы, громко кукует кукушка и вдруг неожиданно замолкает. Окруженный золотым сиянием солнца воркует голубь, а притаившийся в еловой чаще тихо попискивает рябчик.

    На закате солнца страшно ухнет расхрабрившийся филин. Прокричит бесшумно пролетающая сова, а со всех сторон отзовутся ей празднующие весну зайцы. А в холодных лужах неустанно поют чему-то радующиеся лягушки.

    Басом прогудит вылетевший из земного убежища шмель. И уж тянет свою песенку первый комар.

    Грамматическое задание:

    1. Выпишите все причастия из текста, выделите орфограмыы.
    2. Фонетический разбор: весною.
    3. Морфологический разбор: неповоротливый.
    4. Морфемный разбор: притаившийся, вылетевший.
    5. Определите стиль и тип текста.

    Диктант №3.

    Тема: Деепричастный оборот.

    В сумерках огонек разгорался все ярче и ярче, приветливо мигая издалека мальчугана. Но еще глубже хмурился, темнел в сумерках беспокойный Никольский лес.

    Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился, услышав что- то интересное. За поворотом, у берега, кто-то пел высоким переливающимся альтом, как-то странно, хотя и красиво разбивая слова… На берегу он увидел небольшого худенького мальчишку, валявшегося возле затасканной сумки. Заслышав шаги, тот оборвал песню и с опаской посмотрел на Димку…

    С размаху бросившись на землю, Димка заметил, как мальчишка испуганно отодвинулся.

    Грамматическое задание :

    1. Фонетический разбор: огонек ;
    2. Морфемный разбор: остановился, валявшегося;
    3. Морфологический разбор: спускаясь, испуганно;
    4. Синтаксический разбор: На берегу он увидел…
    5. Выпишите все причастия из текста.
    6. Определите тип и стиль речи.

    Диктант

    Тема: “Местоимение”

    1) Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. 2) В городах приметы не нужны. 3) Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. 4) Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. 5) Предсказания погоды передаются по радио. 6) В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. 7) Но стоит провести две- три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние. 8) Приметы связаны со всем: цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. 9) В приметах заключено много точного знания и поэзии. 10) Есть приметы простые и сложные. 11) Самая простая примета – это дым костра. 12) То он поднимается столбом к небу, спокойно струится вверх, вые самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. 13) И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

    А 1. В каком предложении говорится о том, нужны ли приметы в городе?

    А 2. Выпишите все местоимения. Произведите морфологический разбор.

    А 3. К какому стилю относится фрагмент этого текста?

    1) научный

    2) разговорный

    3) художественный

    4) официально – деловой

    А 4. Какие типы речи представлены в данном фрагменте текста?

    1) описание

    2) описание и рассуждение

    3) повествование

    4) повествование и рассуждение

    А 5. Из предложения 4 выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.

    А 6. Среди предложений 9-13 найдите то, в котором используются антонимы.

    А 7. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение.

    Контрольная работа по теме: “Имя числительное”.

    Обязательная часть.

    1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните имена числительные как члены предложения.

    Первые часы.

    Историки предпол..гают, что часы первыми создали арабы. В те времена, то есть тысяча – тысяча двести лет назад, арабы значительно пр..восходили европейцев своей культурой и образованностью.

    Считает..ся, что самые первые часы в Европе по..вились в 1223 году.

    В Росси.. часы стали извес..ны почти одновременно с Западной Европой. Уже в 13 веке лет..писцы начинают ак..уратно указывать не только год и день события, но и его час.

    В 1404 году в Москве были установлены башен..ые часы, на дворце князя Василия, сына Дмитрия Донского.

    2. Запишите данные числа словами.

    12, 20, 50, 115, 800, 5248.

    3. Просклоняйте имя числительное вместе с именами существительными.

    356 страница.

    4. Впишите в данные предложения имена числительные (словами).

    У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн.

    5. Замените количественные имена числительные подходящими порядковыми с именами существительными час .

    Рассвет в декабре начинается в 8 часов 20 минут.

    В 19 часов 50 минут по радио передавали концерт.

    Автобус отходит в 10 часов 20 минут.

    6. Найдите в данных словах имена числительные, докажите правильность своего выбора.

    Тройка, трехчасовой, тринадцатый, тройной, утроить.

    7. Составьте с данными словосочетаниями предложения, подчеркните в них имена числительные как члены предложения.

    8. Тест. Выберите правильный вариант ответа.

    9. Согласуйте данные в скобках слова в нужном падеже. Определите падеж имен числительных.

    Копать (оба, обе) руками. (Оба,обе) девочек не было на уроке. Вязать (оба, обе) спицами. Завязать (оба, обе) конца.

    10. Составьте три предложения, употребив числительные оба и обе в разных падежах.

    Дополнительная часть.

    1. К количественным числительным 3.5.7 запишите однокоренные слова разных частей речи.
    2. Запишите примеры русских народных загадок, пословиц и поговорок, в которых употребляются имена числительные.
    3. Расшифруйте запись данных слов. Запишите их правильно.Блещущий чи100тою, пре2рительно приготовь, вме100 осе3ны, сес3цы ухи3лись, 100лько ус3ц.
    4. Составьте и запишите небольшой текст, используя числительные. 1вариант: тип речи - описание, стиль – публицистический; 2 вариант: тип речи – повествование, стиль – художественный, 3 вариант: тип речи – рассуждение, стиль – научный.

    Контрольная работа по теме: “Наречие”.

    Обязательная часть.

    1. Вставьте буквы а или о в суффиксы наречий.

    Занов.., издавн.., затемн.., искос.., изредк.., снов., направ.., сев.., вправ.., наглух.., досыт.. .

    2. Укажите номера предложений, в которых в наречиях после шипящих не нужен Ь? Почему?

    • я открыл окно настеж.. .
    • я лежал навзнич.. в траве.
    • все прбежали проч.. .
    • дочери ее вышли замуж.. .
    • он говорил точ..-в-точ.. так же.

    3. Вставьте там, где надо ь укажите, какие это части речи.

    Наотмаш.., гореч.., спряч.., свеж.., колюч.., уж.., зрелищ.., лиш.., (не)проч.., навзнич.., экипаж.., вираж.., глядиш.., полноч.., ноч.. .

    4. Раскройте скобки, выпишите сначала словосочетания, в которых наречия пишутся через дефис, затем все остальные.

    (По)январски морозно, видно (по)всюду, точь(в)точь по учебнику, жить бок(о)бок, завязать крест(накрест), встать (по)парно, наконец(то) пришел, (во)первых, выполнить кое(как), едва(едва) ответил.

    5. НЕ слитно или раздельно.

    (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня. Было решено (не)медленно уезжать. Я их прождал (не)меньше часа. Я его (не)сразу заметил.

    6. Расставьте в наречиях ударение.

    Удобнее, сослепу, мельком, иначе, дочиста, завидно, вовремя, попросту, тотчас, наперегонки, насмерть, исподволь.

    Дополнительная часть.

    1. Составьте предложения с парами слов. Какие это части речи?

    • вовремя – во время.
    • вмиг – в миг.
    • поэтому – по этому.

    2. Слитно или раздельно.

    (Без)оглядки, (на)изнанку, (в)даль, (на)спех, (в)просак, (в)потемках, (на)веки, (на)перекор, (в)разбивку, (на)выбор, (в)полголоса, (в)обнимку, (до)востребования.

    3. Н илиНН. Укажите части речи.

    • оратор говорил убежде(н,нн)о.
    • говорил обоснова(н,нн)о.
    • заявление было обоснова(н,нн)о.
    • решение его было мгнове(н,нн)о.

    4. Могут ли наречия употребляться при существительных? Если – да, то приведите примеры.

    5. Объясните слово тщетно , подобрав к нему наречия-синонимы. Запишите синонимический ряд.

    6. От прилагательного величественный образуйте наречие, подберите к этому наречию синонимы.

    7. Напишите сочинение по данному началу.

    Кутузовский проспект… Поклонная гора! Отсюда открывается величественный вид на Москву. На этом месте 2 сентября 1812 года Наполеон тщетно ждал депутацию “бояр” с ключами от Кремля…

    Контрольная работа:

    “ Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи”

    1. Решите вопрос о слитном и раздельном написании.

    (Не)вмешиваясь в события, (не)было намерений, (не)взлюбить с первого взгляда, (не)покладая рук, песня (не)допета, (не)открыв двери, девушка (не)ранена, (не)лепый поступок, взлететь (не)высоко, а низко, (не)навистный человек, вести себя (не)непринужденно, это (не)дорого, но красиво, вовсе (не)заботливый, (не)сказав, (не)нужно беспокоится, (не)где отдохнуть, (не)у кого спросить, (не)чем гордиться, (не)кто иной, (не)когда отдыхать.

    А1. Найдите случай слитного написания НЕ.

    А) (не)разжигая огня

    Б) пришел (не)вовремя

    В) (не)проветренная комната

    Г) ковер (не)соткан

    А2 Найдите случай раздельного написания НЕ.

    А) женщина (не)образована

    Б) меня (не)долюбливают

    В) в доме (не)прибрано

    Г) (не)большая, но интересная брошюра

    А3 В каких случаях НЕ пишется слитно?

    А) (не)обожжены

    Б) (не)праведный грех

    В) абсолютно (не)засеянные поля

    Г) (не)греющее зимнее солнце

    А4 В каких случаях НЕ пишется раздельно?

    А) (не)обнажая плеч

    Б) поля (не)заброшены

    В) (не)окрепший лед

    Г) (не)нависть

    А5 В каких случаях НЕ пишется слитно?

    А) (не)взирая на лица

    Б) все делает (не)торопясь

    В) (не)доучка

    Г) (не)сгораемый сейф

    Творческое задание: Одинаково или по-разному вы напишите не в словосочетаниях и предложениях: совсем (не)отдохнул; (не)оправдав доверия; гости (не)встречены вовремя?

    Контрольная работа

    Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

    Из_бражение д_мовитых ежей_ к_торые н_сут на св_их к_люч_ках ябл_ки_ мы все х_рошо зна_м. Но ёж всю зиму пр_быва_т в спяч_к_ и н_чего за это время не ест. Поэтому возн_ка_т пр_стой вопрос_ _Зачем же ежу ябл_ки__ Р_стительная пищ_ использует_ся этими животными в очень неб_льших ко_ичествах. Основа рац_она ежей _ ящериц_ и змеи. Ябл_ки же необходимы ежам только в г_г_енических целях. Когда эти животные пут_шествуют по лесу и ц_пляют_ся иголками за тр_ву и ве_ки_ они соб_рают на себя б_льшое ко_ичество нас_комых. Эти нас_комые кусают_ся и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавит_ся от этих мучит_лей_ еж_ накал_вают на свой игольч_тый панц_рь ябл_ки. Кислый сок этих фруктов унич_т_жает блох и кл_щей.

    Ответы:

    Изо бражение до мовитых ежей, ко торые не сут на сво их ко лючках ябло ки, мы все хо рошо знае м. Но ёж всю зиму пре бывае т в спячке и ни чего за это время не ест. Поэтому возни кае т про стой вопрос: « Зачем же ежу ябло ки? » Ра стительная пища используется этими животными в очень небо льших кол ичествах. Основа раци она ежей - ящерицы и змеи. Ябло ки же необходимы ежам только в ги ги енических целях. Когда эти животные путе шествуют по лесу и це пляются иголками за тра ву и вет ки, они соби рают на себя бо льшое кол ичество насе комых. Эти насе комые кусаются и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавить ся от этих мучите лей, ежи накалы вают на свой игольча тый панци рь ябло ки. Кислый сок этих фруктов уничто жает блох и кле щей.

    Причастие, деепричастие

    1)Я пош…л (в)право через кусты. 2)Между тем ноч… пр…бл…жалась и р…сла, как гр…зовая туча. 3).Казалось вместе с в…черними парами (ото)всюду л…лась т…мн…та. 4).Мне попалась зар…сшая доро…ка. 5).Я отправился (по) ней вн…мательно п…глядывая вперед. 6).Все кругом быстро ч…рнело и ут…хало одни перепела изредк… кричали. 7).(Не)большая н…чная птица низ…ко мчавшаяся на своих мягких крыльях почти наткнулась на меня и пугливо нырнула (в) стор…ну. 8).Я вышел на опушку кустов и побрел по полю меж…й. 9).Уже (с)трудом разл…чал я отдельные пр…дметы.10)Поле белело вокруг за ним надв…гаясь гр…мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 11).Глухо ра…д(а,о)вались мои шаги в застывшем воздухе. 12).Побледневш…е небо стало с…неть но уже это была син…ва ночи! 13).Звездочки зам…лькали заш…в…лились на нем.

    1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
    2. Озаглавьте текст.
    1. Среди предложений 11-13 найдите слово, которое подчиняется правилу: «В приставках, оканчивающихся на З/С, перед звонкими согласными пишется З».
    2. Из предложений 1-5 выпишите все слова с чередующимися гласными в корне.
    3. Произведите морфемный разбор слов: ПР…БЛИЖАЛАСЬ, МЧАВШАЯСЯ,НАДВИГАЯСЬ.
    4. Выпишите грамматическую основу предложения №5 .
    5. Составьте схему предложения №7

    Н – НН в разных частях речи (наречие)

    Ещё вчера кружила сумасшедшая мартовская метель. Ледяной ветер бешено завывал за окнами. Вечером всё переменилось. В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. На рассвете подморозило.

    Поднималось неяркое солнце, подёрнутое розоватой дымкой. Утро было безветренное. Около прибрежного кустарника торчали чьи-то длинные удочки. Поплавок с гусиным пером без движения лежал на серебряной глади воды. Через полчаса на песчаном берегу пылал костёр, разожжённый рыбаками. Вскипячённая вода выливалась из рожка жестяного чайника. Постепенно ветер усилился.

    Закуривая свою маленькую прокопчённую трубочку, дед сказал: «После полудня ветер стихнет, и тогда мы начнём рыбачить».

    Ещ… вчера кружила сума(?)ше…шая мартовская м…тель. Лед…(н,нн)ой ветер беше(н,нн)о завывал за окнами. Вечером всё перем…нилось. В снег ударили капли (не)жда(н,нн)ого весе(н,нн)его дождя. На ра…вете подмороз…ло.

    Подн…малось (не)яркое солнце подёрнутое роз…ватой дымкой. Утро было безветре(н,нн)ое. Около пр..брежного кустарн…ка т…рчали чьи(то) дли(н,нн)ые удоч…ки. П…плавок с гуси(н,нн)ым пером без дв…жения лежал на серебр…(н,нн)ой глади воды. Через (пол)часа на песча(н,нн)ом б…регу пылал к…стёр разожж…(н,нн)ый рыб…ками. Вскип…ч…(н,нн)ая вода выл…валась из рожка жест…(н,нн)ого чайника. Пост…пенно ветер усил…лся.

    Закур…вая свою мал…нькую прокопч…(н,нн)ую трубочку дед сказал после (полу)дня ветер стихн…т и тогда мы начнём рыбачить.

    Наречие «Ох уж это наречие!»

    Я невзлюбил наречие ещё задолго до того, как узнал о нём впервые. Ежечасно я только и слышу: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, пиши красиво, считай верно, делай всё аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески, давай сдачу по-мужски». Всё это непросто выполнить. А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?

    Возможно, кое-кому хочется безудержно носиться вскачь, а вот мне приятнее возлежать горизонтально и тихо-тихо листать книжные страницы, которых видимо-невидимо.

    В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что отныне моя жизнь потечёт по-новому: весело и беззаботно, а может быть, и по-прежнему кое-как.

    Предлог. Чаепитие.

    Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной. В помещении вдоль стен стояла старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной скатерти комната выглядела по-праздничному. Посуда была начищена до блеска, а посредине стола возвышался кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из гранёного хрусталя. В течение получаса разговор не смолкал. Говорили в основном насчёт поездки, которая, вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей. (85 слов)

    (Не)смотря на начало сент…бря было (по)летнему жарко. Чай накрыли в гости(нн,н)ой. В помещении (в)доль стен стояла стари(нн,н)ая мебель обитая б…рдовым плюшем. Благод…ря ажурным н…кидкам и белоснежной скатерти комната выгл…дела (по)праз(?)н…чному. Посуда была начище(нн,н)а до блеска а посредине стола возвышался кувшин (в)виде цветка. Вокруг него были ра(сс,с)тавле(нн,н)ы (не)высокие но изящные б…калы из гранё(нн,н)ого хрусталя. (В)течени… (полу)часа разговор (не)смолкал. Говорили в основном (на)счёт поездки которая, вопреки опасениям, закончилась бл…гополучно. (В)заключени… ча…пития кто(то) из пр…сутствующих предложил осмотреть живописное озеро разл…вш…..ся (в)следстви… (не)давно проше…ших дождей.

    Предлог. Загадка летучей мыши

    В течение долгого времени биологи не могли ничего определённого сказать насчёт зрения летучей мыши. Ввиду необходимости решить эту проблему проделали такой опыт. Принесли в кабинет летучую мышь, зашторили окна, заткнули все щели и дыры. Несмотря на полный мрак, летучая мышь спокойно летала по комнате, не задевая мебель, не натыкаясь на стены. Когда кусочками чёрного пластыря заклеили ей глаза, она по-прежнему летала свободно, как будто всё преотлично видела.

    Эту загадку разгадали сравнительно недавно. Оказалось, что мыши не натыкаются на окружающие предметы вследствие необычайно развитого осязания. Летучая мышь машет крыльями, и от них расходятся воздушные волны. Отражаясь от встречных предметов, волны задевают мельчайшие ворсинки, расположенные на внутренней стороне крыльев мыши, и она на расстоянии узнаёт о препятствии. 115 слов

    (В)течени… долгого времени б…ологи (не)могли (н…)чего определё(н,нн)ого ск…зать (на)счёт зрения летучей мыши. (В)виду необходим…сти решить эту проблему проделали такой опыт. Пр…несли в к…бинет летуч…ю мышь зашторили окна заткнули все щели и дыры. (Не)смотря на полный мрак летучая мышь спокойно л…тала по комн…те (не)зад…вая мебель (не)натыкаясь на стены. Когда кусочками чёрного пластыря закле…ли ей гл…за она (по)прежнему летала свободно (как)будто всё пр…отлично вид…ла.

    Эту з…гадку разг…дали ср…внительно (не)давно. Ок…залось что мыши (не)натыкаются на окружающие предметы (в)следстви… (не)обычайно развитого ос…зания. Летучая мышь маш…т крыльями и от них расходятся воздушные волны. Отр…жаясь от встречных предметов волны зад…вают мельчайшие в…рсинки расположе(н,нн)ые на внутре(н,нн)ей стороне крыльев мыши и она на ра…тоянии узнаёт о пр…пя…ствии.

    Союз. Воскресная прогулка.

    Сегодня воскресенье. Что бы такое придумать, чтобы день прошёл весело и полезно?

    Мы с Генкой решили покататься на лыжах, поэтому отправились в ближайший лес. Заметив свежую лыжню, мы помчались по этому следу. От быстрого бега стало жарко, оттого так разгорелись наши щёки. Вот и знакомое озеро. От того озера лыжня повела нас в глубину хвойного леса.

    Вдруг Генка заметил заячьи следы. Они поворачивали за то раскидистое дерево, что стояло шагах в десяти от нас. Зайца мы не нашли, зато увидели шустрого бельчонка, трудолюбивого дятла, нарядных снегирей.

    К обеду я сильно проголодался, Генка тоже. Поэтому мы повернули и возвратились домой по тому же пути.

    Сегодня воскресен…е. Что(бы) такое пр…думать что(бы) день прош…л весело и полезно? Мы с Генкой решили пок…тат(?)ся на лыжах (по)этому отправились в бл…жайший лес. Замет…в свежую лыжню мы помчались (по) этому следу. От быстрого бега стало жарко (от)того так разг…релись наши щёки. Вот и зн…комое озеро. (От)того озера лыжня пов…ла нас в глубину хвойного леса. Вдруг Генка заметил заячьи следы. Они пов…рач…вали за(то) раскид…стое дерево что стояло шагах в дес…ти от нас. Зайца мы (не)нашли за(то) увид…ли шустрого бельч…нка трудолюбивого дятла н…рядных сн…г…рей. К обеду я сильно пр…г…лодался Генка то(же). (По)этому мы пов…рнули и возвр…тились домой по тому(же) пути.

    Предлог, союз

    В продолжение трёх часов кряду небо так же хмурилось, как и накануне. Сначала мы не придавали значения этому обстоятельству и так бодро шли, что встречные завидовали нам. Когда дорога размокла, сбавили темп. В то же время дождь усилился, и вскоре мы изрядно намокли вследствие того, что вместо плащей с капюшонами надели стёганые куртки. Зато ноги оставались сухими благодаря непромокаемым резиновым сапогам. Я основательно продрог, товарищ жаловался на то же. Спички тоже отсырели, поэтому костёр разжечь не удавалось. Что бы теперь предпринять? Мой спутник полагал, что дождь к полудню прекратится, на то же рассчитывал и я. (96 слов)

    (В)продолжени(и,е) трёх часов (к)ряду небо так(же) хмурилось, как и (на)кануне. (С)начал… мы (не) пр(е,и)д(о,а)вали значения этому обстоятельству и так бодро шли, что встречные з…видовали нам. Когда дорога размокла (з,с)бавили темп. В то(же) время дождь усилился и вскоре мы изрядно намокли (в)следстви(е,и) того что вместо пл…щей с к…пюш(о,ё)нами (о,на)дели стёга(н,нн)ые куртки. Зато ноги ост…вались сухими благод…ря (не)промокаемым р…зиновым с…погам. Я осн…вательно продрог товарищ(?) жаловался на то(же). Спички то(же) отсырели, (по)этому костёр разжеч(?) (не)уд…валось. Что(бы) теперь предпр…нять? Мой спутник пол…гал, что дождь к полудню пр…кратится на то(же) ра…..итывал и я.

    Частицы. Лисята

    Не раз мы с товарищами наблюдали за лисятами, и я не мог не удивляться тому, как лиса-мать командует своей детворой, не издавая ни звука. Лисята неизменно понимают и слушают её. В продолжение нескольких часов просиживал я у лисьей норы, но, сколько ни старался, ни разу не слышал, чтобы хоть одна лисица заворчала у своей норы. Ни одно дикое животное никогда не подаёт голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Но в этой тишине, никем не нарушаемой, они всё-таки как-то объясняются между собой и, по-видимому, понимают друг друга. В течение целого дня малыши резвятся на солнышке. Затем лисята собираются вокруг своей матери, и она наклоняет к ним свою голову. Иногда лиса-мать уходит на добычу пищи, но ни один лисёнок ни за что не высунет носа из норы, пока мать не вернётся. (132 сл.)

    (Н…)раз мы с товар…щами наблюдали за л…сятами и я (н…)мог (н…)уд…влят(?)ся тому как лиса-мать командует своей детв…рой (н…)изд…вая (н…)звука. Лисята (не)изме(н,нн)о пон…мают и слушают её. (В) продолжени… (не)скольких часов просиж…вал я у лисьей норы но сколько (н…) ст…рался (н…)разу (н…)слышал что(бы) хоть одна лисица зав…рчала у своей норы. (Н…)одно дикое животное (н…)когда (н…)подаёт голоса около своего жилья что(бы) (н…)выдать его врагам. Но в этой тиш…не (н…)кем (н…)нарушаемой они всё таки как то объясняются между собой и по вид…мому пон…мают друг друга. (В) течени… целого дня малыши резвятся на солнышке. Затем л…сята соб…раются вокруг своей матери и она накл…няет к ним свою голову. Иногда лиса-мать уходит на д…бычу пищи но (н…)один л…сёнок (н…)(за) что (н…)высун…т носа из норы пока мать (н…)вернётся. (132 сл.)

    Частицы НЕ и НИ.

    Сколько ни преследовали охотники оленя, он был неуловим. Животное всё время держалось вблизи утёсов, и охотники не могли не заметить, какая крутая каменистая стена высится у них над головой. Как ни старались охотники взобраться на неё, ничего из этого не вышло. Преследуя оленя, они обежали вокруг всей долины и ни разу не пересекли её, даже не видели озера в продолжение погони. Охотники, не говоря ни слова, с недоумением смотрели друг на друга. Взгляд их выражал не удивление, а тревогу, страх перед какой-то опасностью, до конца не осознанной ни одним, ни другим охотником. Но что же это была за опасность?

    Сколько (н…)пр…следовали охотники оленя он был (не)уловим. Животное всё время держалось (в)близи утёсов и охотники (н…)могли (н…)замет…ть какая крутая камее(н,нн)истая стена выс…т(?)ся у них над головой. Как (н…)ст…рались охотн…ки взобрат(?)ся на неё (н…)чего из этого (н…)вышло. Пр…следуя оленя они обежали вокруг всей д…лины и (н…)разу (н…)перес…кли её даже (н…)вид…ли озера в продолжени… погони. Охотники (н…)говоря н… слова с (не)доумением смотрели друг(на)друга. Взгляд их выр…жал (н…)удивление а тревогу страх перед какой то опас(?)ностью до конца (не)осозна(н,нн)ой н… одним н… другим охотн…ком. Но что же это была за опас(?)ность?

    Конец года. Поход на вершину горы.

    Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами.

    Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

    Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают заросли дикой малины, усеянные ещё не спелыми ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки.

    Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

    Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. 146 слов.

    Утром учас(?)н…ки похода снов… отпр…вляются в путь ра….итывая се…одня поднят(?)ся на вершину горы. Она (не)высокая но с четырьмя уступами.

    Едва пр…метная извил…стая тропинка в…ётся по берегу (не)широкой горной реч…нки б…рущей начало у ледн…ка а затем ре…ко взб…рается (в)лево. Пут…шестве(н,нн)ики с трудом пр…од…л(е,и)вают крутой под…ём.

    Тр…пинка ог…бает бе…порядочные нагр…мождения камней осложняющие путь. Пр…ходится пр…од…левать и эти пр…пя…ствия. Мешают зар…сли дикой м…лины усе…(н,нн)ые ещё (не)спелыми ягодами. Её к…лючие ветки ц…пляются за рю…заки.

    Вот и вершина. (С,з)десь туристы распол…гаются на отдых. Отсюда открывается чудес(?)ная пан…ра(мм,м)а. Слев… от подножия горы ра(с,сс)т…лается д…лина покрытая (тёмно)зелёным лесом. (Кое)где бл…стят на солнце зерк…ла (не)больших озёр. (В)течени… тыс…ч…летий зар…стали их берега густой р…стительн…стью. Справ… прост…рается бе…конечная цепь холмов сплош(?) покрытых зеленью.

    Весь день туристы насл…ждались красотой гор заг…рали расп…вали под аккомп…н…мент г…тары песни. Только к вечеру боясь заблудит(?)ся в темноте они вернулись на тропу ведущую в лагерь делясь своими вп…ч…тлениями о походе. 146 слов.

    Е.А. КАЦ,
    медико-биологическая школа «Vita»,
    г. Москва

    Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии

    10 - 11-е классы

    ТЕКСТ № 1

    Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
    Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
    С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
    (На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.
    Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...
    После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
    Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
    Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

    Задание

    1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
    2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
    3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
    4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
    5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
    6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.

    ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
    Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
    С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
    Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
    Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...
    После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
    Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
    Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?

    (А.Н. Петров)

    ТЕКСТ № 2

    Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

    Все сроки вышли. Т_нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.
    Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств направля_мая большевиками внутре_яя орда перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!
    И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!
    По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни будет ее единстве_ой домашней одеждой.
    Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.
    Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо пр_красным и одухотворе_ым.
    Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава (государство)к_лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв_рении (западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.
    Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками.

    Задание . Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

    1. Одиночное приложение обычно присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса.
    2. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.
    3. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
    4. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

    ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    Все сроки вышли. Тянуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента, когда Гумилев просил руки Анны.
    Хрупкая, стройная девушка становится женой поэта. Но она и сама поэт! И разве не знала, не предвидела Анна судьбу этого брака, свою судьбу, судьбу мужа? Что волею времени, чудовищно, нелепо совпавших неблагоприятных обстоятельств, направляемая большевиками внутренняя орда переломает хребет царствующей династии, а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить, громить, грабить?!
    И что она сама, Анна Ахматова, поэт, женщина с царственной осанкой и такой же душой, менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!
    По пути в церковь Анна стала рассказывать Гумилеву свой сон. Ей приснилось, что будет жить она в убогой обстановке: одна-одинешенька, ветхое единственное одеяло, дырявый диван, изношенный узорчатый халат, который в течение долгого времени будет ее единственной домашней одеждой.
    – Брось, это хандра, – сказал на это Гумилев. – Подожди, нас ждет Париж, Италия. Все пройдет.
    Анна задумалась. Всегдашняя печаль не сходила с ее лица. Будучи в подвенечном наряде, она казалась еще печальней. Лишь глаза блестели, делая ее лицо прекрасным и одухотворенным.
    Анна не ошиблась в своем пророчестве. Будет, будет лучшая поэтесса России через годы бедна привычной бедностью, от которой даже не попытается избавиться, а ее единственной утварью станет потертый чемоданишко, набитый блокнотами, стоящий в углу наготове, как и вся громадная держава, государство-колония, где все население, как будто в каком-то кошмарном творении западника-пессимиста, выстроилось в очереди в тюрьму, лагеря, колонии... В очереди на расстрел.
    Но тогда, в 1910 году, был апрель, мир был наполнен солнечным светом, чернобородые мужики, завидев свадебный кортеж, радостно махали шапками.

    (А.Н. Петров)

    ТЕКСТ № 3

    Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

    Это было стра_ое загадочное существо (царско)сельский (лейб)гусар живш_й на Колпинской улице и ездивш_й в П_тербург верхом потому что бабушк_ к_залась опас(?)ной железная дорога хотя не к_зались опас(?)ными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями камеронами лжеготикой зато заметил как сквозь туман кремнистый путь блестит. Он оставил без вн_мания знаменитые п_тергофские ф_нтаны чтобы глядя на Маркизову Лужу задумч_во произнести Белеет парус одинокий...
    Он может быть много и (не)дослушивал но твердо запомнил что «пела русалка над синей рекой полна непонятной тоской»...
    Он подр_жал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое где он (н_)кому не подр_жал зато всем уже целый век хочет(?)ся подр_жать ему. Но соверше_о очевидно что это (не)возможно ибо он владеет тем что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его как змея заклинателя от почти площадной эпигра_ы до молитвы. Слова сказа_ые им о влюбле_ости не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
    Это так неожида_о так просто и так бездо_о

    Есть речи – значенье
    Темно иль ничтожно.
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.

    Если бы он написал только это стихотворение он был бы уже великим поэтом.
    Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том что проза достояние лишь зрелого возраста. И даже то что принято сч_тать (не)доступным для больших лириков театр ему было подвлас(?)но.
    ...До сих пор не только могила но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется что над Кавказом витает его дух перекликаясь с духом другого великого поэта:

    Задания :

    1. Составьте схему первого предложения, объясните знаки препинания.
    2. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.

    1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т.е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие для прямой речи правила пунктуации. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится после цитаты (перед закрывающими кавычками).
    2. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы.
    3. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различаются несколько основных групп вводных слов по их значению:
    – вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.);
    – вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей и др.
    4. Если цитируется стихотворный текст, в котором соблюдаются стихотворные строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся; стихотворный текст размещается между строчками и отделяется от них знаками препинания, как при прямой речи.
    5. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительным в именительном падеже.

    ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как «сквозь туман кремнистый путь блестит». Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: «Белеет парус одинокий...».
    Он, может быть, много и недослушивал, но твердо запомнил, что «пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской...».
    Он подражал в стихах Пушкину и Байрону – и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
    Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

    Есть речи – значенье
    Темно иль ничтожно.
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.

    Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
    Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков, – театр, – ему было подвластно.
    ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

    Здесь Пушкина изгнанье началось
    И Лермонтова кончилось изгнанье...

    Тексты диктантов с пропущенными буквами и знаками препинания

    Береза у дороги

    За крайней избой степной д…р…вушки дал…ко прост…рались поля среди которых в…лась прежняя дорога к городу. Глубокие к…леи дороги зар…сли травой с ж…лтыми и белыми цветами. У дороги стояла (бело)ствольная пл…кучая береза. Осень уб…рала и березу в золотой убор.Можно было разл…чить самый отд…ле…ый курган на р…внине ж…лтого жнв…я. Оч…ровательная осенью береза была сча…лива и сияла оз…ре…ая (с)низу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер бе…пощадно тр…пал обн…ж…ые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали ч…рнеть и дыми…ся крыши изб. Все снежное поле раст…плялось и бл…стело на весе…ем со...нце дрожа бе…числе…ыми руч…ями. Уже пели жаворонки уже мальчишки п…стухи заг…ревали от ветров и со…нца. Зам…рали по вечерней з…ре песни девушек прощавшихся со своими подругами.Зеленели ветлы перед избами зеленела береза у дороги. Прот…кали жаркие июн…ские дни. Помню как мягко и без…аботно шумел летний ветер в ш…лковой листве березы пугая эту листву и скл…няя до самых к…лосьев тонкие гибкие ветви.Жизнь (не)стоит на месте. (Не)тем (ли) ихороша жизнь что она пр…бывает в(не)уста…ом обн…влении?

    (И. Бунин)

    Текст для самоконтроля

    Береза у дороги

    За крайней избой степной деревушки далеко простирались поля, среди которых вилась прежняя дорога к городу. Глубокие колеи дороги заросли травой с жёлтыми и белыми цветами. У дороги стояла белоствольная плакучая береза. Осень убирала и березу в золотой убор.Можно было различить самый отдаленный курган на равнине жёлтого жнивья. Очаровательная осенью, береза была счастлива и сияла, озаренная снизу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер беспощадно трепал обнажённые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали чернеть и дымиться крыши изб. Все снежное поле растоплялось и блестело на весеннем солнце, дрожа бесчисленными ручьями. Уже пели жаворонки, уже мальчишки- пастухи загоревали от ветров и солнца. Замирали по вечерней заре песни девушек, прощавшихся со своими подругами. Зеленели ветлы перед избами, зеленела береза у дороги. Протекали жаркие июньские дни. Помню, как мягко и беззаботно шумел летний ветер в шёлковой листве березы, пугая эту листву и склоняя до самых колосьев тонкие,гибкие ветви. Жизнь не стоит на месте. Не тем ли и хороша жизнь, что она пребывает в в неустанном обновлении?

    (И. Бунин)

    На даче

    (В) течени… (не)скольких лет я пр…водил летние месяцы на даче (в)дали от пыльного душного наполне…ого грохотом города в тихой д…р…вушке зат…рявшейся среди густого соснового леса.

    Встаешь бывало вместе с восходом солнца когда р…систая трава еще белеет а (из)леса особе…о сильно доносится крепкий см…листый ар…мат. (Не)умываясь накинув только старое п…тишко бежишь к реке (на)ходу быстро разд…ваешься и бухаешься в студе…ую розовую от з…ри еще подернутую легким паром гладкую как зеркало водя…ую поверхность р…спугивая ути...ое семейство которое с тревожным кряканьем р…спл…вается из пр…брежного тр…ника. Выкупаешься и дрожа от холода с чувством здоровья свежести сп…шишь к чаю накрытому в густо р…зросшемся п…л…саднике в тени с…реневых кустов образующих душ…стую зеленую б…седку.

    Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по окре…ным лесам и болотцам ловишь с (бело)головыми ребятишками раков тянешь с рыбаками невод и варишь поз..ней ночью уху. (А)то сидишь с удочкой надев соломе…ую шляпу и пристально сл…дишь за попл…вком едва виднеющ…мся в р…сплавленном с…р…бре реки. Домой в…звращаешься усталый перепачка…ый (с)ног (до)головы но бодрый и веселый с чудовищным а…етитом.

    Текст для самоконтроля

    На даче

    В течение нескольких лет я проводил летние месяцы на даче, вдали от пыльного, душного, наполненного грохотом города, в тихой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса.

    Встаешь, бывало, вместе с восходом солнца, когда росистая трава еще белеет, а из леса особенно сильно доносится крепкий смолистый аромат. Не умываясь, накинув только старое пальтишко, бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и бухаешься в студеную, розовую от зари, еще подернутую легким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность, распугивая утиное семейство, которое с тревожным кряканьем расплывается из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести, спешишь к чаю, накрытому в густо разросшемся палисаднике в тени сиреневых кустов, образующих душистую зеленую беседку.

    Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по окрестным лесам и болотцам, ловишь с белоголовыми ребятишками раков,тянешь с рыбаками невод и варишь поздней ночью уху. А то сидишь с удочкой, надев соломенную шляпу и пристально следишь за поплавком, едва виднеющимся в расплавленном серебре реки. Домой возвращаешься усталый, перепачканный с ног до головы, но бодрый и веселый,с чудовищным аппетитом.