Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Что осталось за кадром «Жестокого романса»: почему Андрей Мягков чуть не погиб, а фильм получил разгромные рецензии. Интересные факты о съемках фильма "Жестокий романс" (14 фото) “Фильм появился из-за смерти Брежнева”

    Что осталось за кадром «Жестокого романса»: почему Андрей Мягков чуть не погиб, а фильм получил разгромные рецензии. Интересные факты о съемках фильма

    Саундтрек фильма сразу же после показа был выпущен на виниловом диске и аудиокассетах. При этом фильм имел разгромные рецензии критиков, обвинявших режиссёра в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов.

    Энциклопедичный YouTube

    • 1 / 5

      Действие разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городе Бряхимове в -1878 годах . Серии фильма хронологически различаются: эпизоды, показанные в 1 серии, длятся в течение почти всего года, тогда как 2 серия показывает менее, чем один день, в который происходит кульминация действия.

      Харита Игнатьевна Огудалова - дворянка хорошей и уважаемой фамилии, вдова с тремя взрослыми дочерьми. Обеднев после смерти мужа, она делает всё, чтобы устроить жизнь дочерей (выдать их замуж за достаточно богатых и знатных женихов). В отсутствие средств она держит открытый дом, рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечёт холостых мужчин, достаточно богатых, чтобы жениться по любви на бесприданницах.

      1 серия

      Прототипом города Бряхимова, где происходят события в «Бесприданнице», на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород . Не захудалый уездный городишко, как в «Ревизоре » у Гоголя , с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр.

      В начальных титрах показана Волжская набережная в Ярославле . Натурные съёмки проходили в основном в Костроме .

      Никита Михалков был основным кандидатом на роль Паратова изначально, но он сам собирался снимать фильм «Очи чёрные », из-за чего в качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова . Однако съёмки фильма «Очи чёрные» были отложены, и Михалков смог сняться в роли Паратова. После этого фильма он сделал паузу в работе киноактёра, следующий фильм с его участием вышел только в 1990 году.

      Критика

      «Жестокий романс» - попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра. Несмотря на зрительский успех, фильм вызвал гневную отповедь со стороны литературно и театрально ориентированных критиков, обвинивших его создателей в опошлении исходной пьесы и в глумлении над русской классикой. По мнению критиков, история Ларисы Огудаловой была трактована Рязановым в духе «Мадам Бовари »; неслыханной дерзостью по отношению к материалу Островского представлялось то, что весьма идеализированная в пьесе Лариса по сценарию проводит ночь с «обаятельным русским плейбоем» Паратовым, после чего ей стреляет в спину истеричный Карандышев. Авторитетный в то время кинокритик Евгений Данилович Сурков опубликовал в «Литературной газете» разгромную статью, где возмущался тем, что экранная Лариса «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему» .

      Другим объектом для нападок стала актёрская игра начинающей актрисы Гузеевой, которая, по мнению рецензентов, потерялась на фоне таких корифеев, как Михалков и Фрейндлих . «Неопытность, а временами даже беспомощность начинающей актрисы фильм не пытается преодолеть, - писал, к примеру, Б. О. Костелянец. - Нам так и остаётся неясным, чем именно она вызывает всеобщий восторг окружающих её мужчин» .

      В качестве ответа критикам Рязанов дал имя Суркова отрицательному персонажу своего следующего фильма «Забытая мелодия для флейты » (Евгения Даниловна Сурова, роль

      Это был своего рода эксперимент: никогда до этого режиссер не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Н. Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 г.

      Новое прочтение встретило раздраженную и даже гневную реакцию: «Жестокий романс» называли откровенной пошлостью. А во время съемок происходило немало интересных, забавных, а иногда и трагических эпизодов.

      Еще в то время, когда Эльдар Рязанов принял решение снимать фильм по «Бесприданнице» и перечитывал пьесу Н. Островского, в ролях Паратова и Карандышева он представлял Никиту Михалкова и Андрея Мягкова. Без этих актеров фильм бы не состоялся.

      Поэтому еще до начала съемок он заручился их согласием. В роли матери Ларисы, Хариты Огудаловой, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Поэтому проб не проводили, только главную героиню выбирали из нескольких претенденток. Выбор пал на 23-летнюю Ларису Гузееву, для которой эта работа стала дебютной.



      Гузеева признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же, опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком.

      Эльдар Рязанов вспоминает: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом…

      Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».





      Андрей Мягков в фильме *Жестокий романс*

      Съемки в фильме едва не стоили жизни Андрею Мягкову. По сюжету, его герой бросается в погоню за «Ласточкой». Актер не заметил, как подплыл слишком близко к пароходу, и лопасть ударила по носу лодки. Она перевернулась, и Мягков ушел под воду.

      К счастью, ему удалось спастись. Несмотря на серьезность ситуации, он отреагировал очень спокойно, а позже отшучивался и говорил: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».



      Лариса Гузеева и Алиса Фрейндлих в фильме *Жестокий романс*





      На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

      Рязанов заранее знал, что экранизация пьесы Островского не будет одноименной, ведь одна «Бесприданница» уже вышла на экраны в 1936 г.

      Название «Жестокий романс» появилось само собой – режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам: «Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”.

      Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял – то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».



      Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

      Во время съемок, которые проходили в Костроме, Михалков часто устраивал банкеты для съемочной группы, с поистине паратовским размахом: пели и плясали под цыганские песни до утра. Однажды зарплату актерам задержали, перебивались сухим пайком.

      Тогда Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной. «Опять жеребцует!» – комментировал режиссер хулиганский кураж Михалкова.



      Никита Михалков в фильме *Жестокий романс*



      На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984



      На съемках фильма *Жестокий романс*, 1984

      Критики разнесли «Жестокий романс» в пух и прах. Фильм называли опошленной и упрощенной адаптацией пьесы Островского, писали, что на фоне корифеев кино Михалкова, Мягкова и Фрейндлих начинающая актриса Лариса Гузеева выглядела беспомощной, Рязанова клеймили за то, что он исказил смысл пьесы и не сумел правильно передать атмосферу.



      Лариса Гузеева в роли Ларисы Огудаловой



      Кадр из фильма *Жестокий романс*, 1984

      Тем не менее в год выхода фильма его посмотрели 22 млн зрителей, в 1985 г. его признали лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а Никиту Михалкова – актером года и одним из 20 самых красивых актеров советского кино.


      Наверное, ни один фильм Эльдара Рязанова не получал таких разноречивых отзывов. Это был своего рода эксперимент: никогда до этого режиссер не экранизировал русскую классику, тем более что по пьесе Н. Островского «Бесприданница» уже был снят фильм в 1936 г. Новое прочтение встретило раздраженную и даже гневную реакцию: «Жестокий романс» называли откровенной пошлостью. А во время съемок происходило немало интересных, забавных, а иногда и трагических эпизодов.



      Еще в то время, когда Эльдар Рязанов принял решение снимать фильм по «Бесприданнице» и перечитывал пьесу Н. Островского, в ролях Паратова и Карандышева он представлял Никиту Михалкова и Андрея Мягкова. Без этих актеров фильм бы не состоялся. Поэтому еще до начала съемок он заручился их согласием. В роли матери Ларисы, Хариты Огудаловой, Рязанов видел только Алису Фрейндлих. Поэтому проб не проводили, только главную героиню выбирали из нескольких претенденток. Выбор пал на 23-летнюю Ларису Гузееву, для которой эта работа стала дебютной.



      Гузеева признавалась, что с Ларисой Огудаловой у нее не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала, курила «Беломор», сквернословила и явилась на пробы в рваных джинсах. К тому же, опыт несчастной любви ей был абсолютно незнаком. Эльдар Рязанов вспоминает: «Не все в ней, конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но все актеры-партнеры проявили великолепную солидарность, доброе отношение к молодой артистке, поддерживали ее, ободряли, делились своим опытом… Поначалу ее профессиональное невежество было поистине безгранично, но когда снимались последние эпизоды, работать с ней стало значительно легче».





      Съемки в фильме едва не стоили жизни Андрею Мягкову. По сюжету, его герой бросается в погоню за «Ласточкой». Актер не заметил, как подплыл слишком близко к пароходу, и лопасть ударила по носу лодки. Она перевернулась, и Мягков ушел под воду. К счастью, ему удалось спастись. Несмотря на серьезность ситуации, он отреагировал очень спокойно, а позже отшучивался и говорил: «Я сразу же подумал, насколько нелепой будет такая гибель. Ведь во всем обвинят съемочную группу, и в частности Рязанова. А мне этого не хотелось. Я сразу же вспомнил жену, дом в Москве, и мне стало удивительно спокойно».







      Рязанов заранее знал, что экранизация пьесы Островского не будет одноименной, ведь одна «Бесприданница» уже вышла на экраны в 1936 г. Название «Жестокий романс» появилось само собой – режиссер признается, что всегда питал слабость к романсам: «Я как поклонник старинных романсов поначалу решил использовать только их. У Островского Лариса поёт “Не искушай меня без нужды”. Я тоже сначала хотел использовать “Я ехала домой”, “Снился мне сад...” и другие. Но перечитал моих любимых поэтесс: Цветаеву, Ахмадулину. И понял – то, что надо. А романс “Я, словно бабочка к огню...” от отчаяния написал сам. Тут же и Киплинг с “мохнатым шмелем” оказался к месту».



      Во время съемок, которые проходили в Костроме, Михалков часто устраивал банкеты для съемочной группы, с поистине паратовским размахом: пели и плясали под цыганские песни до утра. Однажды зарплату актерам задержали, перебивались сухим пайком. Тогда Михалков отправился на охоту, убил медведя и потом неделю кормил всех медвежатиной. «Опять жеребцует!» – комментировал режиссер хулиганский кураж Михалкова.







      Тем не менее в год выхода фильма его посмотрели 22 млн зрителей, в 1985 г. его признали лучшим фильмом по опросу журнала «Советский экран», а Никиту Михалкова – актером года и одним из

      Хиппи Лариса Гузеева приехала на съемки "Жестокого романса" в драных джинсах и с беломориной в зубах))).

      Лариса Гузеева:

      – Удача – это если бы я работала официанткой в кафе, и туда бы случайно зашел Рязанов покушать, он бы меня увидел и, сраженный моей неземной красотой, пригласил бы на главную роль. Я же вместе с бесчисленным количеством молодых актрис и студенток проходила сложнейшие кинопробы, меня смотрели с каждым партнером… Мне повезло только в том, что из тысяч Эльдар Александрович выбрал меня. Но когда он меня только увидел, был в шоке. Я же хипповала и приехала на пробы в обрезанных, рваных джинсах, разных сандалиях, с длиннющими ногтями, раскрашенными в разные цвета и с вплетенными в длинные, распущенные волосы денежками: Я курила «Беломор», сплевывала сквозь зубы, сквернословила – у меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Это когда меня переодели и причесали, произошла полная перемена личности...

      Неплохое перевоплощение))

      Пьесу "Бесприданница" ругали с самых первых дней постановки. Вот несколько выдержек из критики:

      Драматург утомил всю публику, вплоть до самых наивных зрителей...

      Вера Комиссаржевская в роли Ларисы.

      Лариса в исполнении Комиссаржевской - выдумка ее собственного сочинения, а никак не Островского.

      «Театр и искусство» 1901 год.

      Паратов и Лариса в фильме Якова Протазанова.

      Паратов в фильме измельчен. Из роли вытравлены черты, характеризующие Паратова как человека большой воли и незаурядного ума...

      Фильм Рязанова тоже ругали все и вся, кому не лень. Его похвалила лишь предыдущая "бесприданница" Нина Алисова.

      Нина Алисова в "Бесприданнице"

      Когда на меня после выхода на экраны “Жестокого романса” обрушился весь этот огонь критиков, единственным человеком, кто похвалил картину, стала Нина Ульяновна Алисова, - говорит Рязанов. - В “Литературной газете” она написала: “Жестокий романс” поднимает историю Ларисы-бесприданницы до трагедии, и это главная победа всего творческого коллектива. Давно такого сильного впечатления от художественного произведения я не испытывала”. А ведь ей наверняка было непросто воспринять и новую исполнительницу, и современную трактовку.

      «Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время, - вспоминает Михалков. - В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведённых трёх недель я, отложив все дела, провёл там два месяца». Сам Никита Сергеевич умалчивает, но, по воспоминаниям съёмочной группы, Михалков регулярно устраивал разгульные банкеты за свой счёт (однажды местные жители даже вызвали милицию), много пел под гитару, а когда задержали зарплату (такое в советском кино случалось), достал охотничью лицензию и отправился на охоту. Медведя, которого он добыл, ели несколько дней всей съёмочной командой.

      Ольга Пыжова-Харита Игнатьевна.

      Эльдар Рязанов: "Я был уверен, что Харита Игнатьевна Огудалова - не монументальная купчиха, какой она была в фильме Протазанова в исполнении Ольги Пыжовой. Мне Огудалова виделась еще молодой женщиной лет сорока максимум. Да, она мать троих дочерей, но в те времена рожали рано. И она еще не прочь устроить свою личную жизнь. А на руках три дочери. Одну выдала замуж за иностранца - неудачно, оказался шулером. Другая вышла замуж за грузина - он ее зарезал из ревности. Теперь надо младшую, самую дорогую, отдавать. Мне хотелось, чтобы, с одной стороны, Харита Игнатьевна вызывала сочувствие, с другой - внушала бы отвращение тем, что заискивает перед богатыми. Сыграть совокупность этих качеств, по-моему, могла только Алиса Фрейндлих".

      20 сентября стал вторым днем рождения Андрея Мягкова. На съемках этой сцены он чуть не погиб. Лодку засосало под лопасти парохода. Актер выплыл. Без парика. "А дядя-то лысый!" - воскликнул какой-то мальчишка с берега, из зрителей-зевак.

      Густой туман в финальных сценах настоящий, «дым-машина» не понадобилась: Волга у берегов Костромы, где снимался «Жестокий романс», в одночасье по капризу погоды стала такой, какой хотел её видеть Рязанов. И капитана он уговорил-таки выплыть на середину реки, в гущу тумана.

      Некоторые сцены сняты в Москве:

      Усадьба Л.Толстого в Хамовниках

      ​Мансуровский переулок.

      дом архитектора Кузнецова в Мансуровском переулке.

      http://moskvalubvimoey.blogspot.ru/2014/04/blog-post_14.html

      Михалкову разрешалось всё - и импровизации, и слегка хулиганский кураж («Опять жеребцует!» - комментировал режиссёр). А банкеты после съёмочного дня бывали порой такими разгульными, что выз-ванные однажды кем-то милиционеры… в итоге полюбопытст-вовали: «А можно мы с вами посидим?»

      Еще немного фактов:

      Роль Ларисы Гузеевой была озвучена Анной Каменковой, а вокальные партии за нее исполнила Валентина Пономарева.
      -Оператором фильма был Вадим Алисов, сын Нины Алисовой.
      -Здание Костромского театра кукол послужило декорацией железнодорожного вокзала для эпизода приезда Паратова.

      Старинные колесные пароходы «Спартак» и «Достоевский» сыграли в картине паратовскую «Ласточку» и принадлежавшую Вожеватову «Святую Ольгу». Оба судна всего на несколько дней сделали остановку в Костроме для съемок в фильме, а эпизоды на борту парохода «Спартак» снимались уже во время его планового рейса, для чего пассажиров попросили освободить часть палубы.

      Эльдар Рязанов планировал снять другую картину:

      Лия Ахеджакова познакомила меня с пьесой Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Пьеса оглушила меня. По тем временам это было неслыханное по смелости и откровенности произведение, бичующее наши коренные пороки и недостатки. Я загорелся, захотел поставить эту вещь на экране. Я принес пьесу нашему генеральному директору Николаю Трофимовичу Сизову, которому я очень доверял. Он прочитал «Дорогую Елену Сергеевну» и сказал мне следующее:

      Конечно, всех посадят! Но ставить эту картину будем. Даю пьесу для прочтения Ермашу.

      Этот разговор случился 9 ноября 1982 года. А на следующий день умер Л. И. Брежнев. И далее началось зыбкое, неуверенное, трусливое ожидание аппаратом перемен. Никто из чиновников не знал, куда Андропов повернет руль государства, что будет можно, а что нельзя. Короче, по распоряжению министра постановка «Елены Сергеевны» была отложена на очень долгий, неопределенный срок. И вообще стало ясно, что какое-то количество времени ничто острое, смелое, критическое на экран не прорвется... И я решил поискать что-нибудь в классике такое, что было бы созвучно нашей тусклой, сумеречной, неверной эпохе. Так появился "Жестокий романс".

      Избранное

      На берегу Волги в провинциальном городе Бряхимове в семействе овдовевшей дворянки Хариты Игнатьевны Огудаловой свадьба – выдают замуж за Тифлисского князя среднюю дочь Ольгу. Старшая, Анна, замужем за иностранцем и живет в Монте-Карло. Однако выясняется, что муж ее был уличен в шулерстве. Харита Игнатьевна озабочена тем, как раздобыть деньги для Анны. После смерти мужа дела пошли неважно. И семейство Огудаловых едва сводит концы с концами.

      Харита Игнатьевна вынуждена прибегать к хитростям и просить деньги для себя и дочерей у гостей дома, регулярно посещающих с визитами Огудаловых ради компании младшей дочери Ларисы Среди постоянных гостей: Мокий Парменович Кнуров - самый состоятельный купец города. Он женат и не годится Ларисе в женихи. Однако не жаден и не отказывает Харите Игнатьевне в небольших ссудах, которые не намерен требовать назад. Другой завсегдатай – купец Василий Вожеватов, друг детства Ларисы. Богат, но недостаточно, чтобы позволить взять в жены девушку, за которой нет хоть какого-нибудь состояния. За Ларисой, очевидно с самыми серьезными намеренями, ухаживает молодой небогатый чиновник Юлий Капитонович Карандышев. Он влюблен в Ларису, но совершенно ей неинтересен, потому что глуп, болезненно самолюбив и жалок. Среди всех ухажеров Лариса выделяет лишь Сергея Сергеевича Паратова, красивого и обаятельного барина-судовладельца. Девушка влюблена в него, и чувство ее взаимно. Лариса и Харита Игнатьевна ожидают предложения, но вместо этого Паратов спешно уезжает из города – разбираться с управляющими, которые довели его до банкротства.

      Лариса тяжело переживает отъезд любимого. Проходит несколько месяцев, а от Паратова нет вестей. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера и уговаривает Ларису выбрать жениха. Во время одного из приемов в доме Огудаловых арестовывают одного из гостей, представившегося банкиром, а на самом деле оказавшегося кассиром, сбежавшим с деньгами банка. Это происшествие отваживает от дома Огудаловых многих постоянных гостей. Харита Игнатьевна умоляет дочь определиться с кандидатом в женихи. Лариса соглашается выйти замуж за первого посватавшегося. Им оказывается Карандышев.

      Карандышев и Лариса помолвлены. Юлий Капитонович ликует: Лариса предпочла его всем ухажерам. Его честолюбие, тщеславие и мелочность унизительны для Ларисы. Она просит жениха сразу после свадьбы увезти ее в имение.

      Неожиданно возвращается Паратов. От Кнурова и Вожеватого он узнает о скорой свадьбе Ларисы и Карандышева и об обеде, который намерен устроить жених, чтобы порисоваться перед своими бывшими соперниками. Во время обеда, на котором оказываются все действующие лица, Карандышев выпивает лишнего, ведет себя глупо и жалко. Лариса страдает от унизительности ситуации. Паратов вынуждает Ларису признаться в любви и уговаривает ее бежать с ним. Между тем, он помолвлен и должен жениться, чтобы спастись от разорения. Лариса соглашается отправиться с Паратовым и компанией в поездку по Волге на «Ласточке», пароходе Паратова, который он ввиду расстроенного состояния вынужден продать Вожеватову. Охмелевший Карандышев засыпает и пропускает отъезд компании.

      Утро следующего дня. Кнуров и Вожеватов, зная о предстоящей женитьбе Паратова, понимают, что для Ларисы поездка на «Ласточке» означает падение. Зато у Кнурова и Вожеватого появляется шанс взять Ларису в любовницы. На палубе коммерсанты решают определить, кому достанется Лариса, подкинув монету. В это время к судну причаливает Карандышев. Он понимает, что Лариса провела ночь с Паратовым и застает купцов за игрой в орлянку. Лариса узнает о предстоящей свадьбе Паратова. Раздавленная предательством Паратова она покидает его каюту и блуждает по пароходу. Ее настигает Карандышев. Силой он пытается овладеть ею, но Лариса вырывается и идет на палубу, чтобы уже если и отдаваться кому-нибудь, то подороже, имея ввиду Кнурова. Обезумевший от ревности Карандышев стреляет в Ларису.