Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Банк диагностических методик "готовность к школьному обучению". Диагностика восприятия и произвольного внимания Дошкольная диагностика — Методика «Узнавание фигур»

    Банк диагностических методик

    Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.

    (дополнительный материал).

    Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей

    В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.

    "Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей).

    Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...) и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один - точная копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.

    Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей таблицы и число ошибок.

    Оценка результатов:

    (1) Высокая импульсивность - скорость ответа 10 сек и менее.

    (2) Выраженная рефлексивность - скорость ответа более 30 сек.

    Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их ребенка в обучении.

    Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно, выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов, выработка приемов организации внимания - способны дать положительные результаты. За помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам- психологам.

    Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в каждом конкретном случае.


    "Палочки и крестики"

    (определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1-1+1+1-1+ 1 и т.д.

    Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:

    (1) - пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

    (2)-переходи на другую строчку после знака "-".

    (3) - не пиши на полях.

    (4) - пиши каждый знак в одной клеточке.

    (5) - соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.

    Оценка результатов:

    (5) баллов - Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

    (4) балла - делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

    (3) балла - безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

    (2) балла - следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.

    Диагностика памяти.

    "Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.

    Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25 фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.

    Оценка результатов:

    Очень высокий - 9 фигур узнаны верно. Норма - 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма- 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет - норма). Низкий результат - меньше 6 фигур.

    "25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.). Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.

    Норма для 7 лет - 7-8 картинок.

    Норма для 6 лет - 6 картинок.

    "9 геометрических фигур" .

    Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18 сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке ответов.

    Оценка результатов:

    Норма - 6-8 фигур. Очень низкий - меньше 4 фигур.

    "Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4. Размер каждой фигуры - 20х30 см. Время показа - 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.

    Оценка результатов:

    Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков - 1 балл.

    Правильно поставленные по отношению друг к другу флажки - 1 балл.

    Точность, равные линии, поставленные под правильным углом - 1 балл.

    (максимум - 3 балла)

    Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами- 1 балл

    Четыре малых квадрата в большом квадрате - 1 балл

    Два диаметра со всеми мелкими квадратами - 1 балл

    16 точек в малых квадратах - 1 балл

    Точность в пропорциях - 1 балл

    (максимум - 5 баллов)

    Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом

    краю -1 балл

    Центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением одного угла - 1 балл

    Фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях - 3 балла

    (максимум - 3 балла)

    Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл все вершины внутреннего прямоугольника соединены с углами наружного -1 балл

    Маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл.

    (максимум - 3 балла)

    На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:

    в группе умственно отсталых - ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной фигуры (10 человек).

    в группе детей с задержками развития (10 человек) - оценки за 4 таблицы в среднем - 2 балла, в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)

    Низкая оценка 4-5 баллов.

    Средняя оценка - 6-6,5 баллов:

    Хорошая оценка - 7-9 баллов.

    Очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).

    "Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:

    813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472

    Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.

    Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок - норма для 6-7 лет - 5-6 цифр.

    Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр: например: 73 - ответ ребенка 37, 629 - ответ ребенка 926 ...

    норма для 6-7 лет - 3 цифры в обратном порядке и более.

    "Пиктограммы" (тест А.Лурии)

    Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:

    СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ФУТ­БОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.

    Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.

    Оценка результатов:

    Хороший - ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

    Средний - затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминает не все слова.

    Низкая - затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.

    На чтение 4 мин. Просмотров 3.3k.

    Дошкольная диагностика — Методика «Узнавание фигур»

    Чтобы изучить возможности восприятия и узнавания, а также зрительной памяти (кратковременной) следует использовать методику под названием «Узнавание фигур».

    Для этого ребенку предлагают бумагу с изображенными фигурами, которые он должен тщательно рассмотреть.

    При этом дети первого уровня успешности качественно изучают все предоставленные фигуры и максимально концентрируют свое внимание. Причем они демонстрируют высокую эффективность, находя от 6 до 8 фигур из всех 9.

    Те дети, которые запомнили меньшее число фигур (5 из 9), отличаются меньшей концентрацией внимания, потому относятся ко второму уровню .

    Третий уровень – это те, которые в случае непроизвольного запоминания выделяют от 3 до 4 фигур из 9. Если же задание повторяется, и руководитель ставит задачу запомнить фигуры, то результативность становится 5-7.

    Четвертый уровень – это дети, которым удалось узнать не более 3 фигур.

    Дошкольная диагностика сенсомоторной координации, психических процессов — произвольного внимания, степени сформированности представлений в пространстве, а также точной моторики руки осуществляется применением методики именуемой «Домик».


    Ребенку ставят задачу срисовать картинку с образца (домик). При этом некоторые части этого домика – это элементы прописных букв. Такое упражнение проверяет возможности ребенка по точному копированию образца, который нарисован на доске. При этом ребенок может смотреть на него неограниченное время. Нет ограничений и по периоду выполнения проверки.

    Первый уровень успешности – это выполнение данного задания почти безошибочно. Все элементы образца правильно размещаются относительно друг друга, а также в пространстве. Вертикальная и горизонтальная ось сделанного рисунка не смещается. Выполняя задачу, ребенок собран и сосредоточен. В процессе выполнения ребенок часто смотрит на источник.

    Второй уровень – дети, успешно выполнившие задачу, но с 2-3 неточностями либо ошибками. Это может быть незначительное нарушение пропорций отдельных элементов касательно друг друга, небольшое изменение размера рисунка, пропуск некоторых элементов и пр. Проверяя собственную работу, дети видят неточности и корректируют их.

    Третий уровень – существенное нарушение пропорций самого рисунка и его частей друг к другу. Некоторые элементы могут отсутствовать или располагаться в пространстве неправильно. Некоторые детали либо весь рисунок смещается по оси. Ошибок может быть 4 или 5. При выполнении задачи дети отвлекаются. Ошибки исправляют исключительно, когда им на них укажут.

    В рисунках детей, отнесенных к четвертому уровню , нет отдельных частей. Кроме того, некоторые элементы могут быть размещены за пределами контура изображения либо отдельно.

    Возможны повороты элементов или всего изображения на 90-180 гр. При осуществлении работы дети почти не смотрят на образец. Даже прямое указание на неточность либо ошибку не провоцирует ее корректировку. При этом число ошибок возрастает к 6 или больше.

    В процессе копирования к ошибкам относится:

    • замена одной детали другой;
    • отсутствие детали. При этом правая, а также левая сторона забора – это отдельные части.
    • разрывы линий в местах их соединения;
    • некорректное изображение деталей;
    • увеличение либо уменьшение всего изображения либо его элементов больше, чем в два раза;
    • выход за пределы штриховочных линий;
    • изменение наклона линий больше, чем на 30 градусов;
    • некорректное размещение изображения в пространстве.

    При этом протокол проведения тестирования обязательно должен содержать такие данные:

    • какой рукой осуществляется рисование фигур;
    • как быстро ребенок чертит линии элементов рисунка: медленно или быстро;
    • как ребенок взаимодействует с образцом изображения: проводит ли линии в воздухе, часто ли сверяется с ним, повторяет контуры имеющегося рисунка, сверяет ли уже нарисованное собственноручно с имеющимся образцом или рисует, полностью полагаясь на собственную память;
    • отвлекается ли ребенок во время своей работы на посторонние шумы или предметы;
    • после завершения работы над рисунком, сверяет ли ребенок его с имеющимся образцом.

    Анализируя детскую работу, необходимо учитывать параметры созданных линий. Если они очень «лохматые» либо жирные, то, скорее всего ребенок тревожен. Правда, такие выводы не делаются, основываясь исключительно на рисунке.

    Такое подозрение обязательно должно быть проверено экспериментальным способом. Для этого используется дошкольная диагностика, применяются специальные методики проверки уровня тревожности ребенка, которые помогают точно определить результат.

    Цель: данная методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти.

    Оборудование: ребенок в качестве стимула получает таблицу с девятью фигурами (Приложение 4А), далее предъявляется таблица с 25 фигурами (Приложение 4Б).

    Ход работы: ребенку дается инструкция примерно следующего содержания:

    «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще несколько таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Время демонстрации 10 секунд. Сразу после показа предъявляют другую таблицу, где фигуры-эталоны расположены в случайном порядке среди других фигур. Ребенок должен опознать среди них те, которые он запоминал.

    Анализ результатов:

    9 – 7 баллов – высокий уровень развития зрительной памяти.

    6 – 5 баллов – средний уровень развития зрительной памяти.

    4 – 0 балла – низкий уровень развития зрительной памяти.

    Интерпретация результатов проведения методик

    Исследование проводилось в старшей группе №4 «Тимошка» с. Быстрянка в МБОУ «Быстрянская СОШ им.О.Суртаева» детский сад «Сказка». Всего в исследовании принимали участие 19 детей в возрасте 5-6 лет.

    Исследования проводились в привычной для детей обстановке, то есть в той группе, где они постоянно находятся. Эмоционального напряжения не наблюдалось, межличностное отношение между детьми имеет доверительный и дружественный характер.

    1. Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 1 (по Л.В.Черемошкиной), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 1.

    Таблица 1 – Результаты испытуемых по методике 1(по Л.В.Черемошкиной)

    Имя ребенка

    Правильность соблюдения в рисунке

    Общее

    кол-во затраченного времени

    (сек.)

    Уровень

    Размер Наклон Кол-во
    1 Захар А. Нет да да 10 Высокий
    2 Семён Б. Да да да 10 Высокий
    3 София В. Нет да нет 12 Средний
    4 Дмитрий К. Да да да 8 Высокий
    5 Анна К. Нет да нет 10 Средний
    6 Денис К. Нет да нет 12 Средний
    7 Вадим К. Да нет да 10 Средний
    8 Виктория К. Да да нет 12 Средний
    9 Карина Л. Да нет да 12 Средний
    10 Дмитрий М. Да нет да 12 Средний
    11 Арсений М. Да нет нет 14 Средний
    12 Дмитрий Н. Нет да да 14 Средний
    13 Алина С. Да нет да 16 Средний
    14 Денис С. Да да да 10 Высокий
    15 Даниил С. Нет да нет 18 Средний
    16 Артемий С. Да да да 12 Высокий
    17 Виктория Т. Да нет да 14 Средний
    18 Тимофей Х. Да нет да 16 Средний
    19 Матвей Ч. Нет нет нет 18 Низкий

    Средний коэффициент

    Да да да 12,6 Средний

    В данной таблице 1 мы видим, что 26% испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти находится выше нормы, такие дети прекрасно справились с предложенным заданием. Один ребенок с низким показателем уровня развития памяти.

    Также 13 детей, что примерно составляет 68 % от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти, а у 5% низкий уровень. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке размера, наклона, количество линий и пересечений. Это можно связать с тем, что память ребенка еще находится в процессе формирования.

    Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 2 «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 2.

    Таблица 2 – Результаты испытуемых по методике 2 «Сложные фигуры».

    Имя ребенка

    Правильность рисунка в баллах

    Общее

    Кол-во

    Уровень

    А Б В Г
    1 Захар А. 2 2 3 - 7 Средний
    2 Семён Б. 2 2 2 - 6 Средний
    3 София В. 1 2 2 1 6 Средний
    4 Дмитрий К. 2 2 1 1 6 Средний
    5 Анна К. 1 2 2 1 6 Средний
    6 Денис К. 1 2 2 1 6 Средний
    7 Вадим К. 1 2 2 1 6 Средний
    8 Виктория К. 2 1 1 2 6 Средний
    9 Карина Л. 2 - 3 1 6 Средний
    10 Дмитрий М. 2 2 2 1 7 Средний
    11 Арсений М. 2 1 1 2 6 Средний
    12 Дмитрий Н. 2 1 3 2 8 Средний
    13 Алина С. 3 2 3 3 11 Высокий
    14 Денис С. 2 2 2 2 8 Средний
    15 Даниил С. 2 2 2 - 6 Средний
    16 Артемий С. 3 2 2 2 9 Средний
    17 Виктория Т. 2 1 2 1 6 Средний
    18 Тимофей Х. 2 1 2 1 6 Средний
    19 Матвей Ч. 2 1 1 1 5 Низкий

    Средний коэффициент

    2 1,5 2 1,2 6,7 Средний

    В данной таблице 2 мы видим, что у одного испытуемого показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, и одного ребенка с низким показателем уровня развития памяти.

    Также 17 детей, это примерно составляет 89% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти. У этих детей возникли небольшие затруднения выполнения правильного соблюдения в рисунке деталей, пересечений, наклон, количество фигур. Это можно связать с тем, что психические процессы развития ребенка в этом возрасте все еще находятся в процессе формирования, они еще не достаточно сформированы, и носят непроизвольный характер.

    Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 3 «Запомни рисунки» (по Р.С.Немову), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 3.

    Таблица 3 – Результаты испытуемых по методике 3 «Запомни рисунки» по Р.С.Немову.

    Имя ребенка

    Потраченное

    время (сек.)

    Количество

    фигур

    Баллы

    Уровень
    1 Высокий
    2 Высокий
    3 Высокий
    4

    Дмитрий К.

    Высокий
    5 Средний
    6 Средний
    7 Средний
    8

    Виктория К.

    Средний
    9

    Карина Л.

    Высокий
    10

    Дмитрий М.

    Средний

    Арсений М.

    6

    Дмитрий Н.

    7
    8
    7

    Даниил С.

    6

    Артемий С.

    6

    Виктория Т.

    7

    Тимофей Х.

    6

    Матвей Ч.

    6

    Средний

    коэффициент

    6,8

    Средний

    В данной таблице 3 мы видим, что у 8 испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 42%. Также 11 детей, это примерно составляет 58% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

    Анализируя результаты, полученные в ходе исследования зрительной памяти дошкольников по методике 4 « Узнавание фигур» (по А.Н.Бернштейну), получили следующие результаты, обозначенные в таблице 4.

    Таблица 4 – Результаты испытуемых по методике 4«Узнавание фигур»

    Имя ребенка Количество фигур Уровень
    1 Захар А. 6 Средний
    2 Семён Б. 6 Средний
    3 София В. 7 Высокий
    4 Дмитрий К. 6 Средний
    5 Анна К. 5 Средний
    6 Денис К. 6 Средний
    7 Вадим К. 8 Высокий
    8 Виктория К. 5 Средний
    9 Карина Л. 8 Высокий
    10 Дмитрий М. 6 Средний
    11 Арсений М. 7 Высокий
    12 Дмитрий Н. 9 Высокий
    13 Алина С. 7 Высокий
    14 Денис С. 8 Высокий
    15 Даниил С. 6 Средний
    16 Артемий С. 6 Средний
    17 Виктория Т. 6 Средний
    18 Тимофей Х. 7 Высокий
    19 Матвей Ч. 6 Средний

    Средний коэффициент

    6,6 Средний

    В данной таблице 4 мы видим, что у 8 испытуемых показатель уровня развития зрительной памяти выше нормы, что составляет примерно 42%. Также 11 детей, это примерно составляет 58% от общего количества испытуемых, наблюдается средний уровень развития кратковременной зрительной памяти.

    Результаты указывают на то, что дети данной группы, не испытывают больших затруднений в выполнении данного задания, что показывают хорошие результаты в запоминании и последующем воспроизведении данных фигур.

    Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной памяти дошкольников по данным методикам, мы получили следующие результаты, отраженные в таблице 5.

    Таблица 5 – Сравнительный анализ результатов проведенных выше методик.

    Имя ребенка

    Методика 1

    Методика 2

    Методика 3

    Методика 4

    Уровень
    1 Высокий Высокий Средний
    2 Высокий Высокий Высокий
    3 Средний Высокий Высокий
    4

    Дмитрий К.

    Высокий Высокий Высокий
    5 Средний Средний Средний
    6 Средний Средний Средний
    7 Средний Средний Средний
    8

    Виктория К.

    Средний Средний Средний
    9

    Карина Л.

    Средний Высокий Высокий
    10

    Дмитрий М.

    Средний Средний Средний
    11

    Арсений М.

    Средний Средний Средний
    12

    Дмитрий Н.

    Средний Высокий Высокий
    13 Средний Высокий Высокий
    14 Высокий Высокий Высокий

    Даниил С. Средний Средний
    Артемий С. Средний Средний
    Виктория Т. Средний Средний
    Тимофей Х. Средний Высокий
    Матвей Ч. Низкий Средний

    Средний коэффициент

    Средний

    Средний

    Средний

    Средний

    Средний

    Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе исследований зрительной памяти дошкольников (таблица 5), отражает, что по всем пройденным методикам в целом результаты уровня развития кратковременной зрительной памяти у детей находится в норме и составляет 64%, даже есть 7 детей, у которых уровень находится выше нормы, что составляет примерно 36% всей группы.

    Данные результаты исследования, хорошо отражают особенности зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста, а отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно - образный характер, а уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти в норме.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, так как без нее была бы невозможна никакая деятельность человека.

    Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Успешность памяти зависит от: степени завершенности действий запоминания; интересов и склонностей личности; отношения личности к той или иной деятельности; эмоционального настроя; волевого усилия.

    Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

    Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

    Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

    1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

    2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;

    3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную.

    Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре. Введение картинок для облегчения запоминания также существенно поднимает его эффективность у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте выявляется значение смысла материала как фактора запоминания.

    Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.

    Исходя из полученных данных проведенных методик, отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно – образный характер и уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти в норме.

    Таким образом, в индивидуальное задание было выполнено, интерпретация диагностик приведена в табличной форме.

    Приложение

    Исследование уровня познавательной деятельности

    у детей с нарушением интеллекта

    Экспериментальное исследование развития познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта проводилось в коррекционной школе VIII вида п.Каменный. В обследовании участвовала группа детей из 8 человек. Работа проводилась в следующем порядке:

    1. Обследование познавательных процессов детей.

    2. Разработка наглядных пособий.

    3. Повторное обследование и подведение итогов.

    С целью выявления особенностей познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта было проведено тестирование.

    Методика № 1 «Узнавание фигур».

    Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти.

    Детям предлагаем таблицу размером 50х50 см с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции - 15 секунд. Им необходимо запомнить фигуры. Сразу после показа им надо в ответном бланке вычеркнуть увиденные на таблице 9 фигур, находящихся среди других 24 фигур (10x10 см).

    При оценке используем новую классификацию уровней кратковременной зрительной памяти .

    Отмечаем и подсчитываем число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитываем коэффициент узнавания Е :

    Е = (М: 9) + N

    Где М - число правильно узнанных фигур;

    N - число неправильно узнанных фигур.

    Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала.

    Оценка результатов

    Нормативы

    Высокий уровень – узнаны 7-9 фигур верно

    Средний уровень - 6 фигур

    Низкий уровень - меньше 6 фигур

    Результаты занесены в таблицу 1.

    Таблица 1

    Уровень зрительной памяти

    Ф.И.

    Результат

    Уровень

    Коэффициент

    1. Вадим

    Низкий

    4,55

    2. Валя

    Низкий

    4,55

    3. Игорь

    Средний

    3,66

    4. Ира

    Высокий

    1,88

    5. Дима

    Средний

    3,66

    6. Рома

    Средний

    3,66

    7. Вова

    Низкий

    4,55

    8. Света

    Низкий

    5,44

    Тестирование показало, что из всей группы детей лишь 1 имеет коэффициент 1 или ближе к единице, то есть уровень зрительной памяти довольно высок. Трое ребят выполнили задание на уровне нормы или низкой нормы, то есть они узнавали 6 и меньше фигур. Трое обследованных детей с нарушением интеллекта показали низкий уровень (коэффициент узнавания Е > 4 ).

    Одна девочка (Даун) показала совсем низкий результат (коэффициент узнавания Е > 5 ).

    Рис. 1. Результаты обследования развития памяти (%)

    Таким образом, полученные в ходе проведения методики данные свидетельствуют, что большинство детей с нарушением интеллекта находятся на низком и среднем уровне развития зрительной памяти. Их память характеризуется замедленным запоминанием, быстрым забыванием. При этом запомненные моменты воспроизводятся отрывочно, неточно.

    Следующим шагом было проведение диагностики внимания.

    Методика №2 «Домик» (Н.И. Гуткиной)

    Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 7 лет (в норме). В данном случае она была использована для выявления особенностей внимания умственно отсталых учащихся 6 класса.

    Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, так чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

    Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки.

    Ошибками считаются:

    а) отсутствие каких-либо деталей рисунка;

    б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка;

    в) неправильное изображение элементов рисунка;

    д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;

    е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

    ж) залезание линий одна на другую.

    Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.

    Более 3 баллов - удовлетворительно, более 7 баллов - неудовлетворительно.

    Методика «Домик» выполнена без ошибок двумя детьми, Ирой и Вадимом, их рисунки можно охарактеризовать как хорошее выполнение задания - 0 баллов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствуют линий одна на другую.

    У других детей присутствуют многочисленные ошибки. В основном дети с нарушением интеллекта показали результаты в пределах 1-7 баллов, что говорит о низком и среднем уровне развития внимания. Эти дети не воспринимают большинство мелких деталей, часто просто не до конца выполняют задание, отвлекаются, что говорит о быстрой истощаемости.

    На рисунке 2 наглядно представлены результаты исследования. Два ребенка показали хорошие результаты, пять – удовлетворительные, эти данные свидетельствуют о недостаточном уровне развития внимания.

    Рис. 2. Результаты обследования развития внимания (%)

    Методика № 3 «Цыплята»

    Методика дает представление о сформированности абстрактно-логического мышления. Она является модификацией известных тестов Г. Айзенка. Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

    «Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они - браться и сестры, поэтому потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

    За каждую правильно найденную закономерность начисляется 1 балл.

    Максимальная оценка за выполнение задания - 3 балла.

    Соответственно 0 баллов - низкий уровень, 1-2 средний, и 3 высокий.

    Результаты проведенной методики занесены в таблицу 2.

    Таблица 2

    Уровень мышления

    Уровни развития мышления

    высокий

    средний

    низкий

    Группа 8 человек

    100%

    12,5%

    62,5%

    Рис. 3. Результаты обследования развития мышления (%)

    Проведенное обследование мышления показало, что как и другие познавательные процессы мышление у детей с нарушением интеллекта находится на среднем уровне. Высокий уровень показал один ребенок (12,5%). Около 62,5% детей получили 1-2 балла (средний уровень). Остальные школьники (25%) показали низкий уровень развития абстрактно-логического мышления. Таким образом, можно говорить почти о полном отсутствии абстрактно-логического мышления у данной группы умственно-отсталых школьников. Лишь 6 человек показали, что их мышление в целом находится на достаточном для обучения в школе уровне, хотя и их мышление слишком конкретно, они не могут абстрагироваться и точно выполнить задание.