Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • Анализ эпизода из повести тамань. Сюжет главы, её построение. Приезд в город

    Анализ эпизода из повести тамань. Сюжет главы, её построение. Приезд в город

    «Тамань» – своего рода кульминация в столкновении двух стихий романа: реализма и романтизма. Тут не знаешь, чему больше удивляться: необыкновенной прелести и очарованию тонкого всепроникающего колорита, который лежит на образах и картинах новеллы, или предельно убедительной реалистичности и безукоризненному жизненному правдоподобию.

    А. А. Титов видит, например, весь смысл «Тамани» с ее поэтичностью в намеренном снижении и развенчивании образа Печорина. Убежденный, что именно таков был замысел автора, он пишет об этой поэме в прозе: «мимолетный роман, который Печорин завязывает с контрабандисткой, смахивает скорее на грубоватую интрижку, вполне в духе странствующего офицера».

    В действительности все сложнее. Печорин с его глубоким трезвым умом лучше, чем кто?либо другой, понимает невозможность обретения в среде «честных контрабандистов» той полноты жизни, красоты и счастья, которых так жаждет его мятущаяся душа. Он понимает с самого начала безрассудность своих поступков, всей истории с «ундиной» и другими контрабандистами. Но в том?то и заключается странность его характера, что, несмотря на присущий ему в высшей степени здравый смысл, он никогда не подчиняется ему целиком, – для него существует в жизни нечто более высокое, чем житейски выверенное благоразумие. Поэтому, посмеиваясь и иронизируя над собой, он все же не может не откликнуться на зов загадочно манящей свободной, наполненной опасностями и тревогами жизни контрабандистов. И пусть во всем этом ему до конца откроется своя прозаическая сторона, реальные жизненные противоречия, – для героя, и для автора реальный мир контрабандистов сохранит в себе не получивший развития, но живущий в нем прообраз вольной, исполненной «тревог и битв» человеческой жизни.

    Постоянное колебание между «реальным» и заключенным в его глубинах «идеальным» ощущается почти во всех образах «Тамани», но особенно в девушке?контрабандистке. Имени ее не названо, автор дает только описание девушки. Отсюда эти резкие переходы в восприятии ее Печориным – от завороженного удивления и восхищения до подчеркнутой прозаичности и будничности. Этому способствует и характер девушки, весь построенный на неуловимых переходах и неожиданных контрастах. Она так же изменчива и неуловима, как и ее жизнь, беззаконно?вольная, исполненная неожиданностей, в которой имеются свои романтические глубины.

    В отрывке о приходе «ундины» к Печорину в душе героя проносится целая буря чувств. Накопившиеся чувства прорываются, страсть мгновенно охватывает героя, только что столь трезво рассуждавшего. По существу в этом отрывке три главных типов героев: «ундина» как представительница загадочно?таинственного мира вольной жизни и неподдельно?естественной красоты, «линейный казак» – воплощение мира обыденной повседневности и, наконец, Печорин, беспокойно мятущийся, между этими двумя мирами.

    Буря, окончившаяся ничем, поманившая призраком счастья, оборачивается для героя в конце отрывка, как и вся новелла, прозаическим «ущербом», иронически оттеняющим опустошенность, усиливающуюся в душе обманутого в своих ожиданиях героя. В одном случае опрокинут чайник с остатками чая, в другом героя чуть не утопили и украли у него шашку и кинжал. В отрывке, как и в новелле, в целом маячит фигура казака, этого Максима Максимыча, низведенного в своей заурядности до чина рядового.

    Повествование «Тамань» словно впитало в себя отраженную в нем морскую стихию. Чередование романтического и реалистического планов в отрывке и новелле выдержаны в упругом, беспокойном ритме морского прибоя.

    Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - это необычное по своему построению произведение, состоящее из отдельных повествований, соединенных воедино при помощи одного единственного героя. Привычное для читателя расположение событий в хронологическом порядке также не свойственно данному произведению. Все происходящее описывается с двух сторон, главный герой сначала рассматривается со стороны, а затем мы узнаем о нем из его собственного дневника. Я думаю, что именно благодаря такому нестандартному подходу к написанию романа, автор позволяет читателю в полной мере раскрыть душевный мир главного героя и познать все грани его характера.

    Глава «Тамань» является одной из первых в цикле повестей, относящихся к запискам главного героя. Именно тут мы имеем возможность проследить за собственными размышлениями Печорина по поводу событий, происходящих с ним. Еще до этой главы в «Бэле» мы узнаем, что герой произведения любит неоправданно и неограниченно рисковать, попадая в различные неприятности, там с черкешенкой, а здесь с контрабандистами. Но в «Тамани» мы видим Печорина анализирующего ситуации, в которые он попадает, что приводит героя к выводу, что все, что с ним происходит - не случайно, что он является своеобразным «топором в руках судьбы»: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!» Печорину становится ясно, что во всех рискованных ситуациях именно он являлся главным действующим персонажем.

    Именно в этой главе наш герой осознает свое значение в судьбах встречающихся ему людей. Печорин приравнивает себя к «камню», брошенному судьбой в «гладкий источник». Он понимает, что его присутствие в судьбах окружающих вносит в их жизнь хаос и беспокойство. В данной главе мы впервые встречаем Печорина за размышлениями о том, что именно приготовила ему судьба, какая участь ждет его дальше.

    Однако автор сумел удивить нравственным итогом размышлений главного героя. Печорин полностью равнодушен к проблемам окружающих, он никак не желает осознать своей вины в происходящем, обвиняя во всем судьбу. Вот как Печорин говорит в итоге своих размышлений: «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

    Также необходимо отметить, что в главе «Тамань» очень гармонично переплетаются романтические и реалистические способы повествования. Автор романтически описывает окружающие пейзажи, в частности море, картина которого помогает читателю лучше понять образ романтика Янко. Реалистически в рассказе описаны характеры и быт контрабандистов: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

    Несмотря на то, что в «Тамане» мы впервые встречаем собственные размышления Печорина, эта глава является завершающей в первой части романа. Многие специалисты считают, что деление произведения на части у Лермонтова нет, однако я думаю, что именно главой «Тамань» завершается тот раздел произведения, где автор описывает главного героя преимущественно со стороны. Ведь здесь на первом плане перед читателем происходящие события и поступки Печорина. Только финальная часть главы демонстрирует собственные мысли героя, раскрывающие его внутренний мир. В полной мере Печорин показывает себя в следующих главах романа «Княжна Мери» и «Фаталист», где он ясно осознает собственную «избранность» и трагедию, которые представлены его жизненными принципами по отношению к окружающему миру.

    Главу «Тамань» можно отнести к тем частям романа, смысл которых понятен, а изложение точно и лаконично. Все душевные терзания главного героя переданы читателю простым и понятным языком. Повесть небольшая, однако, очень познавательна и интересна.

    Я считаю, что глава «Тамань» - неотъемлемое связующее звено между двумя частями романа. Именно в ней начинается процесс раскрытия внутреннего мира героя, приоткрываются истоки его личной драмы.

    Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова

    «Герой нашего времени».

    I. Деление на части, различающееся сюжетом и героями, - отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике.

    Особенности сюжета и композиции

    Хронология сюжета Композиция

    1.«Тамань» 1. «Бэла»

    2.«Княжна Мери» 2. «Максим Максимыч»

    3.«Бэла» 3. Сообщение о смерти Печорина

    4. «Фаталист» 4. «Тамань»

    5. «Максим Максимыч» 5. «Княжна Мери»

    6. Сообщение о смерти Печорина 6. «Фаталист»

    «Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков.

    Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков).

    Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию.

    Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.

    Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит).

    Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина - трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой.

    Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман.

    Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести –дневник Печорина.

    Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях.

    Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя.

    II. Роль главы «Тамань» в романе.

    1840г. «Тамань» «Отечественные записки».

    Сюжет главы, её построение.

    Ø Печорин приезжает в Тамань

    Ø Селится в «нечистой» лачужке у моря

    Ø Встречается с загадочной девушкой, слепым мальчиком и хозяйкой

    Ø «Околдованного» Печорина пытается утопить «прекрасная ундина»

    Ø Печорин срывает планы «честных контрабандистов»

    «Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих».

    М.Ю. Лермонтов

    В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща. На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены композиция, сюжет произведения и вся система образов.

    История, изложенная в Тамани, имеет жизненную основу. Лермонтов был в Тамани в 1837 году. Ему пришлось задержаться в ожидании корабля. Старая казачка Царицыха приняла Лермонтова за тайного соглядатая, который хочет обнаружить контрабандистов. Соседкой Царицыхи была красавица татарка, муж которой имел дела с контрабандистами. И слепой мальчик Яшка был. Все жизненные факты предстают перед нами в ином виде.

    Повесть Тамань представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.

    В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер.

    Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание.

    Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя.

    Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит. Читатель начинает это понимать, когда открывает дневник героя. Это трагическая исповедь человека, история его души.

    «История души человеческой …полезнее истории целого народа, особенно, когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».

    Главный вопрос: какой герой Печорин? Что движет им? Печорин – романтик?

    Не случайно, вероятно, начинается дневник романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

    Нужно отметить, что в Тамани романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет. Янко не боится бури, - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого везде дорога, где только ветер дует и море шумит. Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Судьба не сводит Печорина и этого честного контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть обжитые края. Герои повести занимаются опасным промыслом контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. Богатые товары, груз был велик - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где нечисто, Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он встал, накинул бешмет тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень. Зачем ему нужна эта чужая жизнь. Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все потрогать, наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он почувствовал на лице ее пламенное дыхание - и в ту же минуту русалка бросила в воду его пистолет. Уже нет ундины, есть противник, с которым надо бороться. В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. А какими последствиями обернулась фраза: А если бы я, например, вздумал донести коменданту. И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением донести коменданту. Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь...

    Печорин в столкновении с контрабандистами показывает себя человеком действия.

    Герой решителен и смел, но активность его оказывается беспредметной.

    У героя нет возможности предаться деятельности крупной, совершать поступки, для которых он чувствует в себе силы.

    Печорин растрачивает себя, ввязываясь в чужие дела, вмешиваясь в чужие судьбы, вторгаясь в чужую жизнь и расстраивая чужое счастье.

    Романа «Герой нашего времени» предлагается два плана: краткий и более развернутый.

    Краткий план

      В ожидании корабля останавливается в Тамани.

      В хате, которую ему выделили, Печорин решает проследить за слепым мальчиком.

      Печорин ночью крадется за слепым и наблюдает встречу мальчика, девушки и контрабандиста Янко.

      Печорин встречает эту девушку и грозится рассказать об их делах коменданту.

      Девушка целует Печорина и зовет пойти ночью на пляж.

      В лодке ундина начинает топить Печорина, но тот с усилием скидывает ее в воду.

      Контрабанду закрыли. Янко уезжает вместе с девушкой, оставив слепого одного.

      Приходит корабль. Печорин рассуждает, зачем же он разрушил жизнь этих людей.

    Подробный план

      Молодой офицер Печорин едет в действующий отряд. В ожидании корабля в Геленджик ему приходится остановиться на несколько дней в Тамани, где ему, в силу нехватки мест, выделяют весьма сомнительное жилье.

      На месте дверь отрывает слепой мальчик. Этой же ночью Печорину не спится и он замечает, что мальчик ходит за окном и решает проследить за ним. Он следует за слепым, который приводит его на берег моря.

      На берегу слепой встречается с девушкой в белом. Вскоре приплывает мужчина по имени Янко, и Печорин понимает, что это контрабандисты.

      Казак, живущий с Печориным, рассказывает что с утра вернулась бабка-хозяйка вместе с дочерью, которой оказывается та самая девушка.

      Он пытается расспросить слепого, но мальчик отнекивается. Вскоре Печорин слышит пение и встречает девушку-ундину. Печорин отмечает привлекательность девушки. После он ловит ее за руку и угрожает рассказать об их делах коменданту, если она не расскажет ему правду. Но ундина убегает.

      В сумерках девушка приходит к Печорину и целует его. После это зовет пойти ночью на пляж. Печорин соглашается.

      На берегу они садятся в лодку и отплывают. Неожиданно ундина начинает топить Печорина, который не умеет плавать, но тот оказывается сильнее и скидывает ее в воду.

      С трудом приплыв к берегу, Печорин находит ундину, слепого и Янко. Те не замечают его. Янко говорит слепому, что контрабанды больше не будет. Он уезжает вместе с девушкой, оставив слепого одного.

    Повесть "Тамань" представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины. Нужно отметить, что в "Тамани" романтическая приподнятость повествования гармонически сочетается с реалистической обрисовкой характеров и быта вольных контрабандистов. К примеру, возьмем описание портрета Янко: "Из лодки вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож". И эта деталь (нож) напоминает об опасной профессии контрабандиста. Как-то очень просто говорится об удали Янко. "Что, слепой, - сказал женский глосс, - буря сильна. Янко не будет". "Янко не боится бури", - отвечал тот. Вслед за этим диалогом Лермонтов рисует бушующее море. "Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка". Описание разбушевавшейся стихии служит средством раскрытия удали Янко, для которого "везде дорога, где только ветер дует и море шумит". Не ради любви он идет на подвиг, а ради наживы. Его скупость поражает: слепой мальчик получает в качестве награды мелкую монету. А старухе Янко просит передать "что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь". Судьба не сводит Печорина и этого "честного" контрабандиста напрямую, но тем не мене Янко вынужден именно из-за него покинуть "обжитые края". Герои повести занимаются опасным промыслом - контрабандой. Лермонтов сознательно не уточняет, что именно они провозят через пролив и что увозят за море. "Богатые товары", "груз был велик" - больше мы ничего не знаем. Лермонтову важно создать у читателя ощущение опасной, необычной жизни, полной тревог. Проследим взаимоотношения Печорина и контрабандистов. Поселившись в хате, где "нечисто", Печорин и не думает страшиться, можно даже сказать, ведет себя бездумно. В первую же ночь он "встал, накинул бешмет… тихо вышел из хаты, увидев, как мимо окна промелькнула тень". Зачем ему нужна эта чужая жизнь? Ответ очень прост. Ему все интересно, важно, нужно все "потрогать", наверное, этим привлекает характер Печорина. Он молод, ищет любви. Но таинственная девушка заманила его в лодку, он "почувствовал на лице ее пламенное дыхание" - и в ту же минуту "русалка" бросила в воду его пистолет. Уже нет "ундины", есть противник, с которым надо бороться.

    В довершение ко всему слепой мальчик обобрал Печорина с ведома девушки, и это окончательно разрушает те грезы, в которых находился наш герой. Да, во многом виноват Печорин: в неопытности, неумении разбираться в людях. А какими последствиями обернулась фраза: "А если бы я, например, вздумал донести коменданту? " И старуха, и слепой мальчик, и девушка не могли объяснить поступков Печорина иначе, чем стремлением "донести коменданту". Ведь он ходит, высматривает, угрожает. Им не понять, что ему просто интересны эти люди, их жизнь. А это любопытство обернулось тем, что Печорин разрушил жизнь контрабандистов и, мало того, сам едва не погиб. Что касается художественной стороны повести "Тамань", то переоценить ее просто невозможно. Но хотелось бы все же поконкретней определить то, на чем основывается произведение. Это "три кита" : точность, образность, выразительность. А какой подбор "говорящих деталей"! Вот, к примеру, Печорин заносит в свой путевой журнал: "…две лавки и стол… на стене ни одного образа - дурной знак! " Глядя на эту бедную обстановку, можно сказать, что люди живут здесь временно, они в любую минуту готовы покинуть неуютное пристанище. Если говорить о сюжете, то он отдаленно напоминает сюжет "Бэлы". Русский молодой человек встречает местную девушку-"дикарку", влюбляется в нее. Сюжет характерен для литературы эпохи Лермонтова. Но в "Тамани" все нетрадиционно. Девушка должна была влюбиться в приезжего. Но все оказывается хитростью.