Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • 50 60 годы 19 века. Россия в XIX веке. Вопросы и задания

    50 60 годы 19 века. Россия в XIX веке. Вопросы и задания

    · После расправы над декабристами вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства. Это явилось причиной спада общественного движения.

    · Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки.

    · В 1827 г . в Московском университете братьями П., В. и М.Критскими был организован тайный кружок, целями которого были уничтожение царской семьи и конституционные преобразования в России.

    · В 1831 г. был раскрыт и разгромлен кружек Н.П.Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве.

    · В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11 нумера», участником которого был В.Г.Белинский.

    · В 1834 г. раскрыт кружок А.И.Герцена.

    · После подавления восстания декабристов в стране усиливается реакция. В борьбе против новых идей правительство использовало не только репрессии, но и оружие идеологического характера. Таковым явилась теория С.С.Уварова "официальной народности". Ее основными лозунгами были: православие, самодержавие, народность.

    · Однако, Уваровская триада не получила широкой поддержки в русском обществе. Вопреки официальному противодействию, общественное движение развивалось.

    · В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.

    · Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным , и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача России как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

    · Противниками западников стали славянофилы , враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа , верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие. Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей "самобытностью", основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных "отклонений". Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России.

    · Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право ; оба выступали против существующего государственного управления ; оба требовали свободы слова и печати.

    · В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое . Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.

    · С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.

    · При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

    Буржуазные реформы 60-70 годов XIX века.

    1855-1881

    · Первые шаги к отмене крепостного права в России были сделаны императором Александром I в 1803 году изданием Указа о вольных хлебопашцах , в котором прописан юридический статус отпускаемых на волю крестьян.

    · В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об уничтожении крепостного права, но все они оказались безрезультатными ввиду противодействия дворянства.

    · По достижении совершеннолетия Александр II /был убит террористами/ заменяет на троне своего отца Николая I. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года)

    · 19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Положения" и "Манифест" об отмене крепостного права. Главным итогом реформы стало личное освобождение крестьянина , помещики лишились права распоряжаться им. Согласно Манифесту юридическим документом, формулировавшим условия выхода крестьян из крепостной зависимости становилась уставная грамота . Крестьяне обрели права юридического лица и статус свободных сельских обывателей , наделенных землей. Они получили возможность владеть имуществом , заниматься торгово-промышленной деятельностью , переходить в другие сословия , вести судебные дела .

    · Одни историки считают причиной то, что крепостное право стало непреодолимым тормозом для дальнейшего развития страны; другие считают невозможность для России более претендовать на роль ведущей европейской державы и оставаться при этом крепостнической.

    · Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствии с новой социальной структурой (многомиллионное крестьянство получило свободу). Это продолжение модернизации. страны.

    Судебная реформа 1864 года. «Новые судебные уставы» вводили в России принципиально новую систему судопроизводства.

    · Суд стал бессословный (формальное равенство всех сословий)

    · Гласность и состязательность судопроизводства (прокурор – адвокат)

    · Высшей судебной инстанцией стал Сенат

    · Учреждалась адвокатура

    · Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

    · Выборность некоторых судебных органов (мировые судьи)

    · Упрощена система судопроизводства

    · Предварительное следствие осуществлялось судебным следователем, а не полицией

    · НО! Крестьяне подлежали своему сословному суду

    Земская реформа 1864 года.

    · В губерниях и уездах создавались земские учреждения – земства (выборные органы от всех сословий).

    · Земства лишены политических функций

    · Разрешалось заниматься исключительно хозяйственными вопросами местного значения (пути сообщения, школы, больницы, торговля, промышленность)

    · Земства контролировали органы центральной и местной власти, которые имели право приостанавливать любое решение земского собрания

    Итоги : сыграли особую роль в развитии просвещения, образования, здравоохранения.

    Военная реформа 1861-1874.

    · Закон 1874 года о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет.

    · Устанавливался срок действительной службы – до 6 лет в сухопутных войсках, на флоте – 7.

    · Лица, имевшие высшее образование, служили полгода.

    · Осуществление перевооружения армии

    · Введение новых воинских уставов

    · Учреждена система военных округов для военного управления

    · Для подготовки военных кадров создавались учебные заведения

    · Сократилась численность армии в мирное время и поднялась её боеспособность

    Реформы в сфере образования и печати 1863-1864.

    · Фактически было введено доступное всесословное образование

    · Возникли частные земские, церковно-приходские, воскресные школы

    · 1863. Новый устав вернул автономию университетам

    · 1865. Введены «Временные правила» для печати. Отменена предварительная цензура

    Финансовая реформа

    · Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учёту со стороны Государственного контроля .

    · Был учреждён Государственный банк , который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия.

    ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ:

    Все преобразования имели прогрессивный характер. Закладывается основа для эволюционного развития страны по пути европейской социально-политической модели. Сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны.

    Реформы были непоследовательны и незавершенны. Процесс модернизации в России имел специфический характер – слабость российской буржуазии, выступления радикалов, усиление консервативных сил – все это тормозило реформаторские устремления правительства.

    В 1841 году англичане берут Кантон, Амой и Нинбо. В 1842 англичане захватывают Шанхай и Чжэньцзян. Угроза Нанкину заставила Китай просить мира. Китай уступил Гонконг Англии, открыл для английской торговли Кантон, Амой и Фучжоу, вернул Нинбо и Шанхай Британии и выплатил контрибуцию в 20 млн. долларов

    Примечания:

    * Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю , а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю . При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

    Литература и источники:

    Российская и мировая история в таблицах. Автор-составитель Ф.М. Лурье. СПб, 1995

    Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. Под руководством Франсиса Конта. М., "Международные отношения". 1994.

    Хроника мировой культуры. М., "Белый город", 2001.

    Падение крепостного права означало начало нового, капиталистическогопериода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизньобщества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальныйи духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал ростукультурных потребностей. В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Онисоставили культурное наследие страны. Культурное наследие являетсяважнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческомразвитии общества.

    Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной , поэтому спасительной .

    Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека. Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев. Писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех, признавали личную ответственность за свою жизнь . Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.

    В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература. Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское. По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой. Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов. Русскую литературу невозможно понять без христианства.

    Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.

    Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).

    Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.

    Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.


    Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.

    В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).

    1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).

    М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.

    П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.

    Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие . В основе всего этого – безбожие.

    В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.

    В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.

    Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.

    Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.

    Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.

    Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.

    Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология). Идеал – приблизиться к личности Христа.

    Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.

    В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.

    Вся общественная жизнь России была поставлена под строжайший надзор со стороны государства, который осуществлялся силами 3-го отделения, ее разветвленной агентурной сети и доносчиков. Это явилось причиной спада общественного движения.

    Продолжить дело декабристов пытались немногочисленные кружки. В 1827 г. в Московском университете братьями Критскими был организован тайный кружок, целями которого было уничтожение царской семьи, а также конституционные преобразования в России.

    В 1831 г. царской охраной был раскрыт и разгромлен кружок Н.П. Сунгурова, участники которого готовили вооруженное восстание в Москве. В 1832 г. в Московском университете действовало «Литературное общество 11-го нумера», участником которого был В.Г. Белинский. В 1834 г. был раскрыт кружок А.И. Герцена.

    В 30-40-х гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое.

    Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев.

    Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов.

    Центральная идея в концепции славянофилов - убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра 1-го .

    Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Московитянин» и «Русская правда».

    Западничество возникло в 30-40-х гг. 19-го в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея - концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра 1-го они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ.

    Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой).

    С зимы 1846 г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян.

    Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм.

    В 1852 г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе.

    Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

    История России от древнейших времен до начала XX века Фроянов Игорь Яковлевич

    Революционнаа ситуация в России на рубеже 50-60-х годов XIX в. Падение крепостного права

    В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в России достиг своей кульминации. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского хозяйства. Росли недоимки крестьян, увеличивалась задолженность помещиков кредитным учреждениям.

    Вместе с тем в экономике России в недрах феодального строя пробивал себе дорогу капиталистический уклад, возникали устойчивые капиталистические отношения с постепенно складывающейся системой купли-продажи рабочей силы. Наиболее интенсивно его развитие происходило в сфере промышленности. Рамки старых производственных отношений уже не соответствовали развитию производительных сил, что, в конечном счете, привело к возникновению пеовой революционной ситуации в России на рубеже 50-60-х годов XIX в.

    В 50-е годы заметно обострились нужда и тяготы народных масс, произошло это под влиянием последствий Крымской войны, участившихся стихийных бедствий (эпидемий, неурожаев и как их следствие - голода), а также усиливавшегося в предреформенный период гнета со стороны помещиков и государства. На экономику российской деревни особенно тяжелые последствия оказали рекрутские наборы, сократившие число работников на 10 %, реквизиции продовольствия, лошадей и фуража. Обострял положение и произвол помещиков, систематически сокращавших размеры крестьянских наделов, переводивших крестьян в дворовые (и таким образом лишавших их земли), переселявших крепостных на худшие земли. Эти акты приняли такой размах, что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия.

    Ответом на ухудшение положения народных масс стало крестьянское движение, которое по своему накалу, масштабам и формам заметно отличалось от выступлений предыдущих десятилетий и вызывало сильное беспокойство в Петербурге.

    Для этого периода характерны массовые побеги помещичьих крестьян, желавших записаться в ополчение и надеявшихся таким образом получить свободу (1854–1855), самовольные переселения в разоренный войной Крым (1856), «трезвенное» движение, направленное против феодальной системы винных откупов (1858–1859), волнения и побеги рабочих на строительстве железных дорог (Московско-Нижегородской, Волго-Донской, 1859–1860). Беспокойно было и на окраинах империи. В 1858 г. с оружием в руках выступили эстонские крестьяне («война в Махтра»). Крупные крестьянские волнения вспыхнули в 1857 г. в Западной Грузии.

    После поражения в Крымской войне, в условиях нарастающего революционного подъема обострился кризис верхов, проявившийся, в частности, в активизации либерально-оппозиционного движения среди части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен. «Севастополь ударил по застоявшимся умам», - писал об этом времени знаменитый русский историк В.О.Ключевский. Введенный императором Николаем I «цензурный террор» после его смерти в феврале 1855 г. был фактически сметен волной гласности, позволившей открыто обсуждать самые острые проблемы, стоящие перед страной.

    В правительственных кругах не было единства по вопросу о дальнейшей судьбе России. Здесь образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая верхушка (начальник III отделения В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н.Муравьев и др.), активно противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С.Ланской, Я.И.Ростовцев, братья Н.А. и Д.А.Милютины).

    Интересы российского крестьянства нашли свое отражение в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.

    В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение в стране. Во главе первого (эмигрантского) стоял А.И.Герцен, основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 г. он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 г. - совместно с Н.П.Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол». В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп. Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные намерения нового императора Александра II (1855–1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию.

    Второй центр возник в Петербурге. Во главе его стояли ведущие сотрудники журнала «Современник» Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, вокруг которых сплотились единомышлснпики из революционно-демократического лагеря (М.Л.Михайлов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.В.Шелгунов и др.). Подцензурные статьи Н.Г.Чернышевского были не столь откровенны, как публикации А.И.Герцена, но отличались своей последовательностью. Н.Г.Чернышевский считал, что при освобождении крестьян земля должна передаваться им без выкупа, ликвидация самодержавия в России произойдет революционным путем.

    В канун отмены крепостного права наметилось размежевание революционно-демократического и либерального лагерей. Либералы, признававшие необходимость реформ «сверху», видели в них, прежде всего, возможность предотвратить революционный взрыв в стране.

    Крымская война поставила правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки и как следствие этого в конечном счете в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

    Выбрав второй путь, правительство Александра II в январе 1857 г. создало Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Несколько ранее, летом 1856 г. в МВД товарищем (заместителем) министра А.И.Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы, которая хотя и давала крепостным гражданские права, но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в имении. В этом случае крестьяне получили бы в польэование надельную землю, за которую должны были бы выполнять фиксированные повинности. Эта программа была изложена в императорских рескриптах (предписаниях) сначала на имя виленского и петербургского генерал-губернаторов, а затем направленных и в другие губернии. В соответствии с рескриптами в губерниях стали создаваться специальные комитеты для рассмотрения дела на местах, а подготовка реформы получила гласность. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Заметную роль в подготовке реформы стал играть Земский отдел при МВД (Н.А.Милютин).

    Внутри губернских комитетов шла борьба между либералами и консерваторами по вопросам о формах и степени уступок крестьянству. Проекты реформы, подготовленные К.Д.Кавелиным, А.И.Кошелевым, М.П.Позеном. Ю.Ф.Самариным, А.М.Унковским, отличались политическими взглядами авторов и экономическими условиями. Так, помещики черноземных губерний, владевшие дорогой землей и державшие крестьян на барщине, хотели сохранить за собой максимально возможное количество земли и удержать рабочие руки. В промышленных нечерноземных оброчных губерниях помещики в ходе реформы хотели получить значительные денежные средства для перестройки своих хозяйств на буржуазный лад.

    Подготовленные предложения и программы поступали на обсуждение в так называемые Редакционные комиссии. Борьба вокруг этих предложений велась и в этих комиссиях, и при рассмотрении проекта в Главном комитете и в Государственном совете. Но, несмотря на имеющиеся различия во мнениях, во всех этих проектах речь шла о проведении крестьянской реформы в интересах помещиков путем сохранения помещичьего землевладения и политического господства в руках русского дворянства, «Все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано», - заявил в Государственном совете Александр II. Окончательный вариант проекта реформы, претерпевший ряд изменений, был подписан императором 19 февраля 1861 г., а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».

    В соответствии с этими документами крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела.

    В собственности у помещика оставалась вся земля, но часть ее, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т. п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянамн-собствснниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение».

    Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах». которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

    Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

    «Временнообязанное» положение крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал обязательным только через 20 лет (с 1883 г.). Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20 % от суммы, а остальные 80 % платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты.

    Следует иметь в виду, что в современной исторической литературе вопросы, связанные с реализацией реформы, разработаны не до конца. Существуют различные точки зрения о степени трансформации в ходе реформы системы крестьянских наделов и платежей (в настоящее время эти исследования проводятся в широких масштабах с применением компьютеров).

    За реформой 1861 г. во внутренних губерниях последовала отмена крепостного права на окраинах империи - в Грузии (1864–1871), Армении и Азербайджане (1870–1883), которая проводилась зачастую с еще меньшей последовательностью и с большим сохранением феодальных пережитков. Удельные крестьяне (принадлежавшие царской семье) получили личную свободу на основании указов 1858 и 1859 гг. «Положением 26 июня 1863 г.» было определено поземельное устройство и условия перехода на выкуп в удельной деревне, который был осуществлен в течение 1863–1865 гг. В 1866 г. была проведена реформа в государственной деревне. Выкуп земли государственными крестьянами был завершен только в 1886 г.

    Таким образом крестьянские реформы в России фактически отменили крепостное право и ознаменовали начало развития капиталистической формации в России. Однако, сохранив помещичье землевладение и феодальные пережитки в деревне, они не смогли разрешить все противоречия, что в конечном счете привело в дальнейшем к обострению классовой борьбы.

    Ответом крестьянства на опубликование «Манифеста» стал массовый взрыв недовольства весной 1861 г. Крестьяне протестовали против сохранения барщины и уплаты оброков, отрезки земли. Особенно большой размах крестьянское движение приобрело в Поволжье, на Украине и в центрально-черноземных губерниях.

    Русское общество было потрясено событиями в селах Бездна (Казанской губ.) и Кандеевка (Пензенской губ.), происходившими в апреле 1863 г. Возмущенные реформой крестьяне были расстреляны там воинскими командами. Всего в 1861 г. произошло свыше 1100 крестьянских волнений. Только потопив выступления в крови, правительство сумело сбить накал борьбы. Разобщенный, стихийный и лишенный политической сознательности протест крестьян был обречен на неудачу. Уже в 1862–1863 гг. размах движения существенно сократился. В следующие годы он резко пошел на убыль (в 1864 г. было менее 100 выступлений).

    В 1861–1863 гг. в период обострения классовой борьбы в деревне, активизировалась деятельность демократических сил в стране. После подавления крестьянских выступлений правительство, почувствовав себя уверенней, обрушилось с репрессиями и на демократический лагерь.

    Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

    Уход крепостного права

    Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

    § 1. Отмена крепостного права Военные поражения и русское общество. Воцарение Александра II знаменовало перелом в настроении правительственных кругов и общественности. Неудачи в Крымской войне, дипломатическая изоляция, крестьянские волнения, экономический и

    Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

    Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом

    Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

    § 2. Отмена крепостного права в России Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в

    Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

    § 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг Падение крепостного права.В конце 1850-х гг. отчетливо обозначились кризисные явления в экономике России. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского

    Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

    Глава VII Отмена крепостного права в Грузии. Реформы 60–70-х годов XIX века. Экономическое развитие §1. Отмена крепостного права в Грузии К середине XIX века феодально-крепостническая система в России вошла в стадию тяжелого кризиса. Крепостничество явно тормозило развитие

    Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

    40. Отмена крепостного права в России Манифест Александра II 19 февраля 1861 года. Царь Александр II, боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки, 19 февраля 1861 года подписал манифест об освобождении крестьян. Крестьяне объявлялись

    Из книги Империя. От Екатерины II до Сталина автора Дейниченко Петр Геннадьевич

    Конец крепостного права Александр II стал императором в разгар кровопролитной Крымской войны. Англо-французские войска взяли Севастополь в кольцо. Военные действия шли не только в Крыму. Англичане высадили десант на берегу Белого моря, обстреливали

    Из книги История [Шпаргалка] автора

    41. Отмена крепостного права в России: характер, значение К середине XIX в. в Европе крепостного права уже не было. В России дворянство от обязательной службы было освобождено Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785), но продолжало еще век

    автора Комиссия ЦК ВКП(б)

    Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

    4.7.2. «Салтычиха» как зеркало крепостного права в России В последние десятилетия некоторые российские граждане стали проявлять к истории специфический интерес. Стали составляться родословные. Почти засохшие корни, стволы и ветви генеалогических дерев стали обильно

    Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

    1. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России. Появление современного промышленного пролетариата. Первые шаги рабочего движения. Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов прошлого столетия

    автора

    М.М. Шевченко. История крепостного права в России

    Из книги Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти? автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

    Глава VI Классовая борьба в России во время отмены крепостного права и ее историческое значение Дворянские и либерально-буржуазные историки, занимавшиеся изучением реформы 1861 г., создали легенду об «умиротворенном» русском крестьянине. Они доказывали, что в период

    Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

    Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

    Из книги ГЖАТСК автора Орлов В С

    Падение крепостного права В канун реформы 1861 года антикрепостнические настроения крестьян достигли особенно широкого размаха. Чтобы не допустить ликвидации крепостного права «снизу», то есть самими крестьянами, правительство Александра II вскоре после Крымской войны