Войти
Русь. История России. Современная Россия
  • Что изучает социальная психология
  • Океан – наше будущее Роль Мирового океана в жизни Земли
  • Ковер из Байё — какие фильмы смотрели в Средние века
  • Библиотека: читающий малыш
  • Всадник без головы: главные герои, краткая характеристика
  • 3 стили речи. Стили текста. Жанры текста в русском языке. §2. Языковые признаки научного стиля речи
  • 10 развития фонематического слуха детей. Кузьменко Л.Н. Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей.". Игра «Большой или маленький»

    10 развития фонематического слуха детей. Кузьменко Л.Н. Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

    Причинами нарушения фонематического слуха у дошкольников являются:

    1) недостаточная функциональная активность левой височной доли головного мозга,

    2) нарушения речевых кинестезий вследствие нарушения моторики органов артикуляции или анатомических дефектов органов речи (дизартрия, ринолалия).

    Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности – устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

    Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. В собственной же речи данной категории детей наблюдается обилие литеральных парафазий, в некоторых случаях выявляются морфемные аграмматизмы.

    Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к

    недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

    Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

    Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

    Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

    • узнавать наличие данного звука в слове;
    • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

    Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

    Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

    1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;
    2. местоположение звуков в слове;
    3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

    В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

    Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

    Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

    К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

    Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

    Игровые упражнения, направленные на развитие

    фонематического слуха у детей .

    1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.

    1.Игра «Покажи, что звучит» . Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

    2.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

    3.Игра «Самый, внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки - удерживать руки впереди, а на звук шарманки - развести их в стороны.

    4.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

    2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз .

    При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

    1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок - «волк», остальные - «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках - спокойно играют, при усилении громкости - настораживаются (останавливаются), при громких звуках - разбегаются.

    2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).

    3.Игра «Близко - далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

    4.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.

    5. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

    Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

    6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой - длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.

    7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому - короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.

    Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» - «низкий» звук, «звучит высоко» - «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.

    8.Игра «Высоко - низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки - приседают.

    9.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая - высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.

    10.Игра «Похожие звуки». На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

    11.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто - следующим: щенок или собака.

    12. Игра "Три медведя". На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей (медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

    13.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

    14.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.

    Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:

    • последовательных однородных сигналов;
    • последовательных контрастных сигналов;
    • предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;
    • предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.

    Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем - аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.

    15.Игра «Один - два». Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала - два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

    16.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит:«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»

    17.Игра «Ворона». Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.

    18.Игра «Сколько звуков?» Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.

    19.Игра «Сколько предметов?» Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.

    Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.

    20.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он - «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.

    21.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.

    22.Игра «Иди за звуком». Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей - в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.

    4 этап. Дифференциация слогов .

    1.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па . Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

    2.Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.

    3.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

    Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

    Заключение.

    Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю.

    При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.


    Наталья Бельских
    Методическая разработка «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

    «Развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста »

    «фонематический слух »

    2. Возрастные особенности развития фонематического слуха у детей в дошкольном возрасте

    3. в современных условиях ДОУ

    4. Список литературы

    1. Сущность и содержание понятия «фонематический слух »

    В данном параграфе мы ставим цель – раскрыть сущность понятия «фонематический слух » и смежных ему категорий с лингвистической и психолого-педагогической точек зрения.

    Лингвистический взгляд на рассматриваемую нами проблему таков. Понятие «фонема » открыл в языке в конце 19 в. профессор И. А. Бодуэн де Куртэне. Позднее учение о фонеме развил Л . В. Щерба – основоположник ленинградской фонологической школы, идеи которого взяла на вооружение и московская фонологическая школа.

    Фонема в языке выполняет две функции : различительную и отождествляющую.

    Сравним слова : дам, дом, дым, дум. Эти слова сходны по звуковому строению : состоят из 3-х звуков, имеют один слог и одинаковые согласные звуки, однако воспринимаются нашим сознанием как разные, имеющие разное лексическое значение благодаря тому, что отличаются гласными звуками. Следовательно, гласные фонемы в этих словах выполняют различительную функцию.

    Приведем другой пример : воды, водянка, водяной. Корни в этих словах произносятся по-разному : [вод], [вд], [въд]. Однако мы понимаем, что корень в словах один и тот же – вод-. Несмотря на разницу в звучании, в этих корнях выступает одна и та же гласная фонема < ;о>. Произносится звук [а], но в нашем языковом сознании мы переводим этот звук в «о» , на месте, ъ мы осознаем фонему < ;о>, так как понимаем, что в этих родственных словах одинаковый корень. Мы отождествляем разные звуки в одной фонеме и тем самым отождествляем произносимые по-разному корни.

    Следовательно, чтобы узнать, какая фонема скрывается за произнесенными звуками, необходимо поставить ее в сильную позицию. Звук, представленный в этой позиции, и обнаруживает фонему .

    Фонема реально не произносится. Это единица языка, которая хранится в нашем языковом сознании, в звучащей речи фонема реализуется (представлена, выражена) в звуках, разных в зависимости от позиции фонемы и фонетических законов языка [Щерба 1988].

    В русском языке гласными фонемами являются все гласные звуки (а, у, и, э, о, главным признаком которых является ударность или неударность; длительность или высота звучания гласных звуков являются несущественными.

    Для согласных звуков смыслоразличительными признаками являются звонкость-глухость, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударности (пить-петь, мка-мука) и смена согласных по их глухоте-звонкости (палка-балка) или твердости-мягкости (пыл-пыль) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим слухом .

    фонем частей речи , которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного [Бардышева 2013].

    Различают речевой и неречевой слух . Неречевой слух – это способность ориентироваться в неречевых звуках (например, в музыкальных тонах и шумах) . Речевой слух – это способность слышать и анализировать звуки речи родного или другого языка.

    Звуки речи присущи только человеку, они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой языка обусловлен сложностью звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить [Новиковская 2010].

    При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний, так как фонемы в потоке речи изменчивы, редуцируются в слабых позициях. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоги, образуют слова. Ребенку нужно извлечь из них фонему , при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и распознать однокоренные слова [Семенович 2008].

    В процессе речевого развития у ребенка в первую очередь вырабатывается фонематический слух , так как без него, по выражению лингвопсихолога Н. И. Жинкина, невозможна генерация речи. Развивается и фонетический слух , который осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов. Так как фонемы реализуются в произносительных вариантах – звуковых аллофонах, важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т. е. общепринято, привычно, в противном случае их трудно опознавать слушающим. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное . Фонематический и фонетический слух , составляющие речевой слух , осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения [Жинкин 1958].

    Представим психолого-педагогический взгляд на категорию «фонема » . Примерно до 30-х годов XX века фонетика опиралась на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось как развитие моторики , артикуляционных движений. Развитие детской речи происходило путем накопления фонем , а не путем накопления отдельных звуков.

    Отечественный психолог Л. С. Выготский обратил внимание на восприятие фонем и установил , что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем , т. е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи » [Выготский 2005]. Основной закон восприятия фонем , сформулированный Л. С. Выготским, – закон восприятия звучащей стороны речи.

    Ученым был введен термин фонематический слух , который включает в себя 3 речевые операции :

    способность слышать, есть данный звук в слове или нет;

    способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности;

    способность различать близко звучащие, но разные по значению слова [Выготский 2005].

    Несколько позже педагогом Д. Б. Элькониным был введен термин фонематическое восприятие . Исследователь занимался поиском наиболее эффективной методики обучения детей чтению и письму . Он обратил внимание на то, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха , детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию . Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ и доказал , что прежде чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа [Эльконин 2006].

    Таким образом, анализ лингвометодической и психолого-педагогической литературы позволил сформулировать следующие выводы. Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

    Под фонематической фонемы родного языка . Фонематическая сторона речи обеспечивается работой речеслухового анализатора [Фомичёва 1989].

    2. Возрастные особенности развития

    в дошкольном возрасте

    В своем развитии он опережает речь ребенка.

    Нормальное развитие речи без нарушений может быть представлено в нескольких аспектах. Первый аспект – и формирование навыков произнесения фонем родного языка . Второй аспект – овладение словарным запасом и правилами синтаксиса, а также смысловой стороной речи. Активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями языка начинается у ребенка в 2-3 года и заканчивается к 7 годам к моменту поступления в школу. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных речевых навыков на основе письменной речи [Чиркина 2002].

    Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребенка в начале второго месяца жизни : он начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у малыша возникает гуление.

    На 3-4 месяце жизни ребенок начинает различать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, впервые появляется лепет.

    В возрасте от 3 до 6 месяцев основную семантическую нагрузку несет интонация, у малыша развивается способность выражать свои переживания с помощью оттенков голоса.

    К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы, произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п], [б], [м], [к], [т]. С шестимесячного возраста формируется и фонематический слух , который проверяется на уровне слова. Уже к году ребенок должен понимать, где игрушка «мишка» , а где игрушка «мышка» . В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

    В течение первого года жизни малыш узнает слова по их ритму, общей звуковой оболочке. Входящие в состав слов звуки воспринимаются еще диффузно и потому могут быть заменены другими, сходными по звучанию. В этом возрасте ребенок по-прежнему откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период дофонемного развития речи .

    На втором году жизни ребенок начинает более точно различать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребенок начинает реагировать на предметное значение слова, произносить звуки [э], [ы], [и], но твердые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [д`], , [з`]. Впервые в речи ребенка появляются простые по структуре слова [Леонтьев 2009].

    На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, все более совершенствуется, но произношение еще не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить свое произношение к общепринятому, однако трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`]. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов [Новотворцева 1995].

    На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более скоординированными, в речи появляются твердые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных.

    На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные [л], [р], [р`], у некоторых из них по-прежнему остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. Дети узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи, замедление или ускорение темпа.

    развитый фонематический слух фонемы . Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия , которое в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития . Так, Р. Е. Левина выделяет следующие стадии развития фонематического восприятия .

    Первая стадия – полное отсутствие дифференциации звуков речи, при этом у ребенка нет понимания речи. Эта стадия носит название «дофонематическая » .

    На второй стадии становится возможным различие акустически далеких фонем , близкие по звучанию фонемы не дифференцируются , правильное и неправильное произношение не различаются.

    На третьей стадии ребенок начинает слышать звуки в соответствии с их постоянными фонематическими признаками , он узнает неправильно произносимые слова.

    На четвертой стадии активная речь достигает почти полной правильности, но фонематическая дифференциация еще нестойкая, что проявляется при восприятии и произнесении незнакомых слов.

    На пятой стадии происходит завершение процесса фонематического развития , когда и восприятие, и экспрессивная речь ребенка правильны. Самым существенным признаком перехода на эту ступень является то, что ребенок четко различает правильное и неправильное произношение [Левина 1958].

    Первые три этапа ребенок проходит в раннем детстве до 3-х лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

    Показателем сформированности фонематического восприятия является умение ребенка осуществлять фонематический анализ , развитие которого осуществляется постепенно. Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне . Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте .

    Произносительная сторона речи ребенка 7 года жизни максимально приближена к речи взрослых и практически соответствует нормам литературного произношения. Фонематический слух становится контролирующим механизмом собственного произношения и способствует овладению первоначальными навыками чтения и письма [Варенцова 2012].

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенситивное (благоприятное возрасту ) развитие фонематического слуха имеет огромное значение для развития всей речевой функции ребенка.

    3. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста в современных условиях ДОУ

    Речевое развитие ребенка происходит в процессе активного познания им окружающего мира, за счет включения как можно большего количества анализаторов (зрительного, слухового , осязательного и т. д.) . Эффективное речевое развитие возможно только под руководством взрослых в семье или ДОУ в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

    В отечественной методике развития фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов (Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.). Кратко опишем сущность концепций речевого развития дошкольников перечисленных авторов.

    Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста , Ф. А. Сохин обозначил следующие задачи в работе над звуковой стороной речи :

    воспитывать речевой слух у детей преимущественно в игровой деятельности;

    развивать артикуляционный аппарат дошкольников посредством артикуляционной гимнастики, позволяющей развивать подвижность языка , губ и т. д. ;

    развивать речевое дыхание детей дошкольного возраста , используя специальные игровые упражнения (например, упражнения «Свечка» , «Кораблики» , «Одуванчик» и др.);

    воспитывать у дошкольников умение регулировать громкость и силу голоса в соответствии с условиями общения;

    воспитывать у детей интонационную выразительность речи;

    формировать правильное произношение всех звуков (орфоэпическая сторона речи) [Сохин 2004].

    В исследованиях Г. А. Тумаковой рассматриваются содержание, методы и приемы работы воспитателя по развитию у дошкольников 3-7 лет фонематического слуха , формированию умения ориентироваться в звуковой стороне слова.

    Когда дети овладеют термином «слово» , автор предлагает переходить к игровым упражнениям на их звучание. Это задания на припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию (мак – рак – бак – лак, подбор рифмы, вслушивание в звучание слов, которым дети дают звуковые характеристики : шуршащие, звонкие, громкие, тихие и т. п. При такой организации обучения дошкольники начинают самостоятельно экспериментировать, играть со словами и звуками, развитие фонематического слуха идет продуктивнее [Тумакова 2011].

    В исследованиях М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной описывается система работы по ознакомлению дошкольников со звуковым строением слов, обучению правильному звукопроизношению. Авторы методики предлагают специальные занятия по развитию моторики речедвигательного аппарата, слухового восприятия , речевого слуха и речевого дыхания , уточнению и закреплению артикуляции звуков [Алексеева 2000].

    В трудах А. И. Максакова системе работы по развитию звуковой стороны речи, фонетического восприятия также уделяется большое внимание. Исследователь предлагает начинать данный вид речевой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте .

    Чтобы научить дошкольников правильно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, менять громкость, темп речи, пользоваться интонационными средствами выразительности, А. И. Максаков предлагает, во-первых, научить их слышать и слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое восприятие . В качестве подготовительных упражнений исследователь предлагает задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи А. И. Максаков предлагает отрабатывать при заучивании детьми потешек, пересказе сказок [Максаков 2006].

    Программа по обучению грамоте Л. А. Венгера в средней группе детского сада предполагает переориентировку детей со смысловой стороны речи на звуковую, когда звуки речи становятся предметом специального изучения. Автор предлагает знакомить детей :

    со звучащим словом и многообразием слов;

    с тем, что слова звучат по-разному и сходно;

    с протяженностью слов (длинные и короткие слова) ;

    со звуком, разнообразием звуков окружающего мира;

    способами интонационного выделения звука в слове;

    различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

    В основании программы Л. А. Венгера лежит прием моделирования, т. е. обозначения звуков фишками. Работа над звуковой стороной речи проходит в несколько этапов и начинается с момента разбора трехзвуковых слов. Детям даются фишки серого цвета без различения звуков на гласные и согласные.

    Второй этап – введение гласных звуков. Звуковая модель видоизменяется : гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне серых .

    Третий этап – дальнейшее усложнение звуковой модели за счет введения согласных звуков и их дифференциации на твердые и мягкие согласные, которые в модели дети обозначают синими и зелеными фишками. В это же время вводятся слова различной звуковой конструкции (луна, паук, аист, слон, мышка, слива и т. д.) и знак ударения.

    Программа Л. А. Венгера реализуется в доступной и интересной для дошкольников форме : в дидактических играх, сюжетных игровых ситуациях, в упражнениях с использованием наглядного материала и игрушек [Венгер 2004].

    В методической литературе по речевому :

    1) наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых ;

    2) использование дидактических игр и упражнений;

    3) учет индивидуальных особенностей ребенка;

    4) учет среды воспитания и др.

    Высокий уровень звуковой (произносительной) культуры речи взрослых имеет большое значение в фонематической подготовке детей . Так, М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, дети перенимают «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи» [Алексеева 2007 : 17]. Именно поэтому к произносительной культуре речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

    Важным психолого-педагогическим условием фонематического развития дошкольников является использование дидактических игр и упражнений. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка в доступной для него игровой форме. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова [Сохина 2009].

    Следующее условие, необходимое для фонематической подготовки детей , – учет индивидуальных особенностей ребенка. При работе с детьми необходимо учитывать особенности фонематического восприятия каждого ребенка. Если у ребенка возникают трудности при восприятии новой информации, то следует проводить игры и упражнения на материале, который еще только будет включен в непосредственную образовательную деятельность. Такая работа позволит подготовить ребенка к усвоению новых знаний о звуках и буквах, поможет чувствовать себя увереннее и постепенно приведет дошкольника к новым формам работы над звуковой стороной речи [Чиркина 2003].

    Необходимым условием развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста является также учет среды воспитания. Одной из основных задач ДОУ принято считать обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность и речь детей . Для выполнения этой задачи в группе должен оформляться познавательно-речевой уголок, в котором накапливается и систематизируется разнообразный практический материал для организации речевых игр и непосредственной образовательной деятельности : пособия для проведения артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковых игр, речевых физминуток, дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей , материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук и т. д. [Тихеева 2001].

    На основании изложенного сделаем следующие выводы :

    1. Фонематический слух – это различение , т. е. анализ и синтез звуков и фонем частей речи , которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

    Другими словами, под фонематической стороной речи понимают способность различать фонемы родного языка : способность слышать, есть данный звук в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы , расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    2. Фонематический слух начинает развиваться у детей очень рано , в своем развитии он опережает речь ребенка.

    К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет различать близкие по звучанию фонемы , формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза на основе фонематического восприятия , показателем сформированности которого является умение ребенка осуществлять фонематический анализ .

    Простые формы фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звука из слова) возникают спонтанно, в процессе развития речи в дошкольном возрасте . Сложные формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются в процессе специального обучения, в ходе обучения детей грамоте .

    3. В отечественной методике развития речи задачи и приемы работы по формированию фонематического слуха у детей были представлены в трудах многих педагогов : Ф. А. Сохин, Г. А. Тумакова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, А. И. Максаков, Л. А. Венгер и др.

    В методической литературе по речевому развитию детей дошкольного возраста описаны следующие психолого-педагогические условия успешной фонематической подготовки дошкольников : наличие высокого уровня звуковой (произносительной) культуры речи взрослых (воспитателей, родителей и т. д.) ; использование дидактических игр и упражнений; учет индивидуальных особенностей ребенка; учет среды воспитания и др.

    4. Список литературы

    Выготский Л. С. Педагогическая психология.

    Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей .

    Максаков А. И. Звуковая культура речи

    Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя дет. сада

    Жинкин Н. И. Механизмы речи.

    Гербова В. В. Учусь говорить

    Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост . М. М. Алексеева, В. И. Яшина.

    Консультация для родителей на тему:

    «Как развивать фонематический слух

    У дошкольников?»

    Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи - это и есть фонематический слух . При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.

    Полагаем, проблемы, к которым это может привести в более старшем возрасте, вполне очевидны: это, в первую очередь, сложности при обучении чтению и письму (особенно это скажется при обучении иностранному языку) и проблемы с обучением вообще.

    Говорить? Слышать!

    Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. Но нередко вопреки всем стараниям и специалистов, и родителей никаких ощутимых сдвигов не происходит, и ребенок так и не может отличить на слух "мишку" от "мышки" и "шишки".

    В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий - неречевой - этап звукоразличения . Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма.

    Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и... несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть одновременно серьезней и несерьезней игры?

    Открытый урок

    Лето - отличная пора для прогулок. В городе ли Вы или за городом, мир вокруг переполняется звуками, и сейчас каждый из них - Ваш помощник, Ваш дидактический материал. Шум дождя и щебет птиц, шорох шин и скрип дверей, стрекот кузнечиков, шелест листьев, плеск воды - обращайте на них внимание ребенка, обсуждайте, что на что похоже и что от чего (и чем) отличается. Начните с наиболее не похожих друг на друга звуков и постепенно переходите на те, что сходны по звучанию.

    Экспериментируйте с миром - "ищите" звуки в предметах. Топайте, шуршите, стучите, хлопайте - громче и тише, быстрее и медленнее. Чтобы это закреплялось в памяти, можно подпевать: "Водичка-водичка, кап-кап-кап, ножницы-ножницы, чик-чик" - и так далее. Поэзия не самая высокоинтеллектуальная, однако с ее помощью ребенок может "записывать" звуки в памяти и изобретать их словесные аналоги самостоятельно.

    Пошуршим-позвеним?

    А теперь перейдем к самому интересному: практике.

    Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-"маечку" - и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящий ученых начинают пробовать мир "на звук".

    После того, как ребенок выучил определенный "звуковой алфавит", пришла пора поиграть в "Угадайку". Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе "разбирая" городской шум на "запчасти". Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти.

    Вы думаете, что погремушки - удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати.

    Возьмите коробочки от шоколадных яиц или любые другие небольшие пластиковые емкости и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками - два одинаковых набора - один для себя, второй для ребенка. Возьмите одну коробочку из своего и потрясите ей, предложив ребенку найти у себя точно такой же "звук". Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут собраны. По мере освоения игры, задачу можно усложнять - например, предложить ребенку находить не один звук, а определенную, заданную Вами последовательность.

    Следующая игра особенно любима детьми. В Вашем доме наверняка найдется хотя бы один колокольчик. Завяжите ребенку глаза (зажмуриваться лучше не предлагать - слишком велико желание подсмотреть) и позвените колокольчиком на расстоянии 30 сантиметров справа (слева-впереди-сзади) от него, предложив махнуть рукой в ту сторону, откуда он услышал звук. Как альтернативу можем также предложить и активный вариант этой игры - знаменитые жмурки, когда водящий с завязанными глазами должен поймать игрока, в руках у которого колокольчик.

    Ритм - всему голова

    Как мы говорили выше, ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют.

    Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, "Спартак - чемпион": два удара - пауза - три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием.

    Вариантов выполнения ритмических заданий множество: можно отстукивать ритм по столу каждой рукой по отдельности, двумя вместе (стучать по столу или хлопать в ладоши), двумя по очереди, можно топать ногами. Ребенок может делать это и по очереди с взрослым, повторяя заданный Вами ритмический рисунок, после чего Вы с ним меняетесь ролями.

    Учитесь слушать, слушать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады говоря за действующих лиц.

    Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши - на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово.

    Запишите на магнитофон голоса ребенка, его друзей и родных, вместе прослушайте запись, угадывая, кто именно сейчас говорит. Ребенок должен узнать и свой голос. Хочется предупредить, что эта загадка может оказаться для него самой сложной, потому что голос "изнутри" слышится совсем не так, как он звучит "снаружи".

    Игры со словами

    Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно - при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить : "м-м-м-молоко", "морс-с-с-с". Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде "слан" - "слон".

    Существует множество упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия - способности ребенка устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество.

    Доскажи словечко

    В тулуп и валенки одет

    Шел на охоту старый... (дед) .

    Раз в театр на балет

    Папа нам купил... (билет) .

    Он ходит, голову задрав,

    Не потому, что важный граф,

    Не потому, что гордый нрав,

    А потому, что он... (жираф) .

    Шепчет ночью мне на ушко

    Сказки разные… (подушка) .

    Шел по лесу шустрый мишка,

    На него свалилась… (шишка) .

    Ты нас, мама, не ищи:

    Щиплем мы щавель на щи.

    В роще травку шевеля,

    Мы нащиплем... (щавеля)

    Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей.

    Он известен, знаменит.

    Это Доктор... (Айболит) .

    Ученик учил уроки,

    У него в чернилах... (щеки) .

    Ходит по лесу хорек -

    Хитрый маленький... (зверек) .

    Поймай звук

    Предложите ребенку отправиться на охоту. "Дичью" будет определенный звук, услышав который в произнесенном Вами слове, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Например, звук "с" и слова "ворона", "собака", "коза", "колбаса".

    Фокусник

    Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен "вытащить из шляпы" - то есть произнести - слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться - в начале, середине или конце.

    Выбери слово

    Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу:

    Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом )

    Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом )

    На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом )

    Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом ).

    Светофор

    Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:

    БАМАМ

    ПАНАН

    БАНАН

    БАНАМ

    ДАВАН

    АЛЬПОМ

    АБЛЁМ

    АЛЬМОМ

    АЛЬБОМ

    АЛЬПОМ

    ВИТАМИН

    МИТАНИН

    ФИТАМИН

    ВИТАЛИМ

    ВИТАНИН

    Кто лишний?

    Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак - бак - так - башмак, сыр - сор - бор - прибор и т.д.

    Бусины

    Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят.

    Отгадай звук

    Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук с : "сыр", "коса", "осина" - и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.

    Звуковые цепочки

    Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова "корова" .

    Паровоз

    Вашими помощниками в этой игре станет игрушечный паровозик с вагончиками и мелкие предметы домашнего обихода, игрушки, фрукты - словом, все что угодно, что можно в вагончики положить.

    Машинист (им можете быть Вы, а можно назначить машинистом любимую игрушку ребенка) говорит, что в первом вагоне поедут предметы, которые начинаются на определенную букву, например, "с". Ребенок из предложенных ему предметов должен выбрать те, которые отвечают этому требованию. Как и в предыдущей игре, можно не ограничиваться только первыми буквами, предлагая в каждый следующий вагон погрузить предметы, начинающиеся с той буквы, на которую закончились слова из предыдущего вагончика: " салфетка" - "апельсин" - "неваляшка" и т.д.

    Шутки – минутки

    Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка - услышать и исправить ошибку.

    Незаменимыми помощниками являются и скороговорки :

    Утром, присев на пригорке,

    Учат сороки скороговорки.

    Кар-р-р! Картошка, картонка, карета,

    Картуз.

    Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

    Вез на горку Саня за собою сани.

    Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

    Как у нас семья большая

    Да веселая:

    Два у лавки стоят,

    Два учиться хотят,

    Два Степана у сметаны

    Объедаются,

    Две Дашки у кашки

    Питаются,

    Две Ульки в люльке,

    Одна Маша не наша,

    Да и та хороша.

    Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

    В океане плыл диван.

    А на нем лежал Иван.

    Так приятно в океане

    Плавать,

    Лежа на диване.

    Вероника, Вероника,

    Вареников навари-ка.

    Варе и Валерику - по паре вареников.

    А Толе и Боре

    И того поболе!

    Дорог Алику рогалик,

    Алле дал рогалик Алик,

    Галя Алика ругала -

    А рогалик ела Алла.

    Шел Егор через двор

    С топором чинить забор.

    Немного игр, немного усердия (в первую очередь, как всегда, нашего, родительского), и Вашему ребенку не придется чувствовать себя "чужим среди своих". Общаться, и письменно, и устно, будет для него одним удовольствием.


    Дидактические игры для дошкольников для развития фонематического слуха играют важную роль в подготовке детей к школе. Представленные в статье задания и упражнения подойдут для копилки воспитателей, логопедов, родителей. Перед тем, как дать практический совет об играх на развитие слухового восприятия речи, поговорим о том, что такое фонема, и как фонематически слух связан с уровнем обучаемости детей.

    Фонема

    С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

    Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков [Й], [А], [Г], [А], [Д], [А].

    Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге - фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

    Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

    На заметку! Игры на развитие фонематического слуха родители проводят с детьми с самого рождения, сами того не осознавая. Разговоры, песни, сказки, шумные игрушки подготавливают малыша к собственной речи, восприятию чужих высказываний и анализу отдельных звуков, слогов.

    Фонематический слух

    Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется . Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

    При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

    • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
    • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
    • пропускает слоги в словах;
    • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
    • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

    В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

    • низкая скорость чтения, письма.
    • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе, проверочных форм на последний согласный.

    Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить , оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

    На заметку! Игры для развития фонематического слуха у дошкольников эффективнее проводить в возрасте 5-6 лет. Этот период, по мнению психологов и педагогов, наиболее благоприятен для коррекции слухового восприятия речи.

    Игры

    Простые и интересные игры для развития фонематического слуха не утруждают детей. Используйте любые из перечисленных игр упражнений ежедневно. Уже через месяц результаты работы будут заметны родителям, окружающим.

    На заметку! В качестве контроля эффективности занятий на формирование фонематического слуха у ребенка после месяца тренировок проведите с дошкольником такой тест: говорите некоторые известные ему слова неверно. При слабо развитом речевом слухе ребенок не обратит на вашу ошибку внимание. Если исправит ваше высказывание, сделает замечание, можете поставить ему и педагогу “5”за качественный труд.

    Простая дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате или на улице, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Если занятие проводится на прогулке, организовать полное отсутствие звуков сложно, поэтому под тишиной понимаются все шорохи, сигналы машин, пение птиц.

    Когда педагог разрешит, дошкольники открывают глаза и описывают свои впечатления от игры, подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине.

    Игра направлена на развитие фонематического слуха, внимание. Можно проводить с детьми от 6 -7 лет.

    Ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук.

    Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух.

    Хлопай-топай

    Упражнение направлено на переключаемость. Ребенок топает и хлопает на заданный педагогом звук. Обговаривать условия игры нужно заранее. Например, на дошкольник топает, а на хлопает в ладоши.

    Логопед произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т.д. На необозначенные звуки дошкольник не должен реагировать телодвижениями.

    Поймай слог

    Игра на развитие фонематического слуха, переключаемости внимания у детей 5-6 лет. Проводится идентично предыдущей, но ребенок ловит не звуки, а слоги. Условия обговариваются так: поймай слог ЧУ. Педагог произносит ряд слогов, стараясь запутать воспитанника: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок должен ловить только слог ЧУ.

    Лови слово

    Упражнение формирует высокий уровень внимания, развивает умение различать слоги и звуки изолированно, в окружении других фонем.

    Педагог сообщает ребенку, какое слово нужно ловить, например, щука. Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное: шутка, щука, шуба, зубы, щука и так далее. Когда дошкольник слышат нужное слово, хлопает в ладоши.

    Эту игру на развитие фонематического слуха можно проводить с несколькими детьми в возрасте средней группы ДОУ. Сначала расскажите воспитанникам, что такое эхо, как оно “работает”. Потренируйтесь вместе, повторяя слова, звуки, слоги друг за другом. Потом определите, кто из детей будет эхом, а кто путником в горах.

    Когда роли распределены, оставьте детей играть самостоятельно, без ваших подсказок. Путник говорит простые слова, слоги, а “эхо” повторяет услышанное в точности, можно несколько раз.

    Поймай песенку

    Игра подходит для детей с недоразвитием внимания, со слабым навыком слышать звуки в составе слога, слова. Педагог задает проблемный для воспитанника звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные.

    Возьмем для примера, фонему Б. Педагог должен называть ряд слов с заданным звуком и без него: банка, шубка, соска, папка, барабан, пулька, булька и так далее. Задача ребенка: хлопнуть в ладоши, если услышал нужный звук.

    Громко-тихо

    Занятие проводят с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим - присесть и идти гусиным шагом.

    На заметку! Дифференцированные движения и музыкальную композицию рекомендуется менять на каждом занятии.

    Высоко-низко

    Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан или тромбон, дети приседают. На громких звуках - двигаются на цыпочках.

    Скажи, как я

    Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют.

    На заметку! Для упражнения “Скажи, как я!” выбирайте слова и звуки, с произношением которых у детей наибольшие трудности.

    Разложи правильно

    Приготовьте карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. И в дополнении к этой картотеке распечатайте изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Ребенок должен их соотнести. Например, приложить к изображения зонта карточку с буквой З, к слону - С. В результате получится несколько кучек карточек.

    Через 2-3 занятия с карточками предложите детям раскладывать картинки по другим принципам:

    • находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова;
    • классифицировать слова по количеству слогов;
    • самим придумывать слова на заданную букву, например, устно разложить названия всех предметов, которые находятся в комнате.





    Звуковое лото

    Игра проводится в группе (не менее 2 человек и ведущий). Подходит для детей ужу знакомых с буквами, или может сочетаться с занятиями по изучению азбуки.
    Для игры нужно подготовить:

    • Лото с картинками (звери, птицы, предметы).
    • Пустые карточки.

    Сначала проведите подготовительную работу. Выясните, какие буквы знакомы дошкольникам, объясните, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, покажите, как правильно их произносить. Потом раздайте детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек.

    Называйте любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спросите, у кога в названия нарисованных предметов есть такой звук. Дети поднимают руки и повторяют: “У меня з-з-зебра!”. И закрывают правильную картинку пустой карточкой. Победит тот, кто быстрее заполнить поле.

    Важно! Следите, как дети проговаривают слова, отдельный звуки. Сочетайте игру с артикуляционной тренировкой и коррекцией произношения.




    Слоговой поезд

    Задание на развитие умения делить слова на слоги. Приготовьте карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей - рассадить слоги по вагонам. Для дошкольников 5-6 лет берите слова из 2-3 слогов, для школьников 6-7 лет - из 3-4.

    Дети с дефектом фонематического слуха в речи путают звуки, игра путаница поможет справиться с этим недостатком. Сначала расскажите детям о том, что может произойти, если поставить неправильную букву в слово, как изменится его значение и смысл высказывания в целом.

    Приведите простые, а желательно смешные примеры курьезных ситуаций. Например, Мишка любит есть сыр. Нужно сказать мышка, а медведи сыр не едят. Затем предложите детям исправить ошибки в словах и предложениях, что смысл высказывания был правильным:

    Мы пришли кататься на большую Корку.
    На болоте много скользких Мочек.
    Иван построил новый Том.

    По возможности сопровождайте занятия с запутанными словами картинками, сюжетными иллюстрациями.

    Испорченный телефон

    Играть нужно в компании, соберите групп из 5-8 детей. Первый участник загадывает слово, сначала из 2-3 слогов, и невнятно произносит его на ушко соседу. Следующий пытается понять, что услышал и передает слово сидящему рядом. И так по цепочке. Последний ребенок говорит понятое громко вслух. Дети сравнивают начальный и итоговый результат, разбирая, что в нем изменилось.

    Договори слог или слово

    Упражнение подходит для детей старшего дошкольного возраста и учеников начальной школы. В детском саду используйте простые задания, где нужно подставить 1 слог к слову:

    Мы продолжили иг… (ру).
    Дом стоит на го… (ре).
    Кипит наш самов… (ар).
    У меня вед …(ро).

    Для младших школьников выбирайте задания потруднее. Просите добавить 2 слога к начатому слову и целое слово по смыслу:

    Я в зеленку угодил – плачет бедный кро… (кодил).
    Мишенька играл в футбол и забил ребятам…(гол).

    Игра “Договори…” развивает слуховое внимание, сообразительность, расширяет словарный запас.

    Самое важное, не превращать игру в урок со строгими правилами. Выбирайте такие упражнения, который доставят ребенку радость от общения с вами, сверстниками и одновременно будут развивать в комплексе не только фонематический слух, но и память, внимание, мышление, красивую и правильную речь.

    Анна Ровенская

    Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.